Проблемы источников финансирования инновационной деятельности в России

Проблемы источников финансирования инновационной деятельности в России

Инновации являются неотъемлемой частью экономического развития не только отдельных предприятий, но и страны в целом. В связи с этим важно правильно распределить финансовые ресурсы, направленные на поддержание и развитие инновационной деятельности. В статье рассматривается проблема источников финансирования инновационной деятельности в России.

Аннотация статьи
инновации
финансирование
источники
проблемы
финансовые ресурсы
Ключевые слова

Финансирование инновационной деятельности – это процесс обеспечения и использования средств, выделяемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и внедрение нового оборудования, технологий, услуг, работ, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления [2, с.292].

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть организации, финансово-промышленные группы, малые инновационные предприятия, инвестиционные и инновационные фонды, аппараты региональных администраций, частные лица и т. д. Все без исключения они могут принимать участие в экономическом процессе, а также так или иначе способствовать формированию инноваций.

Финансирование инновационной деятельности в РФ является проблемой, препятствующей развитию инновационной системы в нашей стране, в связи с чем совершенствование финансовых инструментов выступает в качестве первостепенной задачи. Инновационная активность в России, которая в настоящий момент не превышает 9 %-10 %, вызвана прежде всего недостаточностью собственных ресурсов предприятия, а также недоступностью к внешним источникам финансирования инновационной деятельности.

Ключевая характеристика финансирования инновационной сферы - это показатель расходов на исследования и разработки, которые выполняются предпринимательским сектором науки с помощью собственных средств компаний. Однако в РФ этот показатель крайне невелик, особенно при сравнении с аналогичным показателем в развитых странах мира: 21 % всех расходов на исследования и разработки в РФ против 66 % в США, 65 % в Германии, 50 % в Канаде и 49 % во Франции [1].

Перечень источников обеспечения инновационной активности предприятий можно разделить на внешние и личные (внутренние). Принимая во внимание, что организации, вовлеченные в различные конфигурации собственности (государственный сектор, бизнес, высшее образование, частная некоммерческая организация), заинтересованы в инновациях, их собственные источники финансирования используются абсолютно всеми секторами инноваций, но в разных размерах.

Внешнее субсидирование инноваций предполагает привлечение и функционирование фондов страны, финансово-кредитных предприятий, отдельных граждан и нефинансовых учреждений [3, с. 56].

Внутреннее финансирование инновационной деятельности осуществляется с помощью равных и собственных средств компаний, а именно:

  • средства организаций: доля доходов от продажи (товарной продукции, выполненных научно-исследовательских, строительно-монтажных работ, хозяйственных операций и др.);
  • поступления (амортизация, выручка от выбытия выбывшего имущества, стабильные обязательства, целевые доходы, прочие доходы);
  • финансовые ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные вложения, финансовый лизинг, фонды научных фондов, спонсорские фонды);
  • финансовые ресурсы, полученные в порядке перераспределения (страховое возмещение за возникшие риски, финансовые ресурсы, полученные от концернов, ассоциаций, промышленных и региональных структур;
  • финансовые ресурсы, сформированные на единичной (долевой) основе;
  • дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов) [4, с.53].

Практика показывает, что внутренние источники зачастую не способны компенсировать требуемые для инвестирования финансовые ресурсы. В связи с этим предприятиям следует уделять особое внимание внешним источникам финансирования.

Формируя свой набор, состоящий из различных источников финансирования инноваций, предприятие обеспечивает инновационный проект финансовыми ресурсами с большей степенью безопасности. Каждый из представленных источников имеет различного рода ограничения в использовании. Например, государственные источники финансирования, такие как гранты, конкурсные заказы, субсидии, выделяют, как правило, в крупные и стратегически важные проекты, осуществляемые корпорациями и крупными предприятиями [7, с. 154]. Прямые и венчурные инвестиции, которые также играют немаловажную роль в финансировании инновационных проектов, направляют зачастую исходя из отраслевой специфики предприятий. Так, инвесторы предпочитают вкладывать финансовые ресурсы в предприятия потребительского и телекоммуникационного рынков: согласно статистике, более 30 % финансирования приходится на эти отрасли, в то время как лишь 5 % идут на поддержку предприятий в сфере промышленной деятельности [6, с.19]. Банковский кредит мог бы представлять оптимальный источник финансирования, если бы не проблема высоких процентных ставок, которая актуальна в наши дни как никогда. С этой проблемой сталкиваются и предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, и потребители будущих инновационных технологий, которые не имеют доступа к финансовым ресурсам на их приобретение, а это ведет, в свою очередь, к сдерживанию роста инновационной активности в стране. В связи с этим поиск альтернативных оптимальных источников финансирования является первостепенной задачей любого предприятия, осуществляющего инновационную деятельность.

Неэффективность государственного финансирования инновационной деятельности связывают, в первую очередь, с такими причинами, как непрозрачность схем финансирования инновационных проектов, зачастую несправедливый механизм распределения грантов, сложности получения финансов на начальном этапе разработки инноваций, слабое стимулирование, ограничение на использование (т. е. целевое назначение) и т. д. Как следствие, инновационные проекты, которые в конечном счете финансируются государством, оказываются по сути экспериментами, дающими лишь формальные результаты, данные и отчеты, но не имеющие практической цели применения [5, с.97].

Трансформация экономики страны в инновационно развитую невозможна без сформированной конкурентоспособной национальной инновационной системы. Для ускорения этого перехода необходимо повысить отраслевой спрос на инновации, повысить эффективность сектора генерации знаний, а также преодолеть фрагментарность ныне существующей инновационной структуры РФ.

Последствием многих проблем, в том числе связанных с инновационной деятельностью, является снижение экономической безопасности страны. Более того, чрезмерное использование зарубежных инвестиций является одной из самых крупных угроз, которые могут привести к усилению технологической, сырьевой и финансовой зависимости от зарубежных стран-инвесторов, в то время как российские инвестиции вкладываются в финансирование зарубежной инновационной деятельности.

Текст статьи
  1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.12.2011 г. № 2227-р. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/
  2. Владимирова О.Н. Источники финансирования инноваций: тенденции и перспективы. // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета. Академик М.Ф. Решетнева. № 2. 2009.С. 292-295.
  3. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильинкова. М .: Банки и биржи. ЕДИНСТВО, 2002.337 с.
  4. Морозов Ю.П. Учебник "Инновационный менеджмент". М.: Прогресс, 2001.326 с.
  5. Пучкова М.В. Инструменты для финансирования инновационных проектов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. № 3. 2013. С. 114-116.
  6. Самарская, И. М. Источники финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Евразийский Научный Журнал. - № 4. - 2016. - С. 46-57.
  7. Склярова Е. Е. Особенности развития инновационной экономики и государственной инновационной политики в России на современном этапе: монография. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. - 308 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября