Культура является важным социальным элементом, который непосредственно определяет отношение студенческой молодежи к окружающей действительности, да и всего человечества в целом. Отношение к действительности изменяется под влиянием культуры, поскольку постепенно трансформируется система ценностей, норм и взглядов индивида. Такие трансформации, в свою очередь, влияют на мировосприятие, как фундаментальный процесс, а также предопределяют направление социализации личности. Тема, заявленная автором достаточно сложная и неоднозначна, дело все в том, что с влиянием массовой или народной культуры на процесс социализации студенческой молодежи все понятно – с самого раннего детства современный студент оказывается во взаимодействии народной и элитарной культур, они в свою очередь предопределяют процесс социализации такого индивида. Сложнее обстоят дела с элитарной культурой, поскольку она не так массово распространена среди молодежи, как иные формы культур: сложность содержания, необходимость подготовки к прослушиванию или просмотру произведения дают о себе знать [2]. С одной стороны, элитарная культура непосредственно влияет на рост и развитие отдельной личности, а с другой стороны, элитарная культура непосредственно формирует ключевые культурные, нравственные и иные маяки в социуме, на чем и держится социальная система, а также вся культура в широком смысле слова.
Элитарная культура непосредственно влияет на социализацию – процесс усвоения социальных и культурных норм индивидом. Дело все в том, что нормы, которые усваивает индивид в процессе социализации, оказываются достаточно гибкими и подвижными, соответственно, они способны меняться под воздействием элитарной культуры. Особенность элитарной культуры в том, что она воздействует на индивида комплексно, меняя его мировоззрение, отношение к жизни в целом. Благодаря элитарной культуре формируется гармоничная личность по всем возможным показателям, фактически элитарная культура формирует настоящего представителя интеллигенции. Исходя из вышеизложенного, актуальность данной темы не вызывает каких-либо сомнений.
Социализация студенческой молодежи представляет собой сложный многоаспектный процесс, который включает в себя не только усвоение ряда норм и ценностей, которые раньше были не ясны или не освоены индивидом, она еще подразумевает освоение нового социокультурного пространства взрослой жизни, чего не было у школьников. Также особенностью выступает тот факт, что студенчество фактически является последним рубежом перед полноценней самостоятельной взрослой жизнью, что дополнительно подчеркивает важность данного периода в жизни человека [1]. Процесс социализации студенческой молодежи имеет значение не только для самого человека, но и для всего общества в целом, ведь в течение 5-10 лет нынешние студенты станут основной производственной силой нашего государства. Также в среднесрочной перспективе нынешняя студенческая молодежь станет родителями, соответственно на них будет лежать задача воспитания нового поколения и исходя из того, как пройдет процесс социализации в настоящее время можно говорить о воспитании будущих поколений. Некими ключевыми индикаторами социализации студенческой молодежи можно считать наличие профессиональных и общекультурных компетенций, которые являются необходимыми и достаточными для специалиста с высшим профессиональным образованием, ведь университет как субъект образовательного процесса – это не только про получение профессиональных знаний и навыков, это и про комплексное развитие личности [5].
Социализация является комплексным процессом, который включает в себя как ряд формализованных процедур, так и совокупность индивидуальных траекторий поведения индивида, которые являются необходимыми для достижения основного результата в процессе социализации – включенности индивида в систему социальных отношений. Особенностью социализации студенческой молодежи также является наличие профессиональной социализации, то есть усвоение индивидом тех принципов и норм, которые помогут реализовать себя в профессиональной сообществе и стать профессионалом своего дела. Итак, рассмотрим роль элитарной культуры в процессе становления личности, ее социализации [4].
Элитарная культура представляет собой форму культуры, которая имеет ряд ключевых особенностей, отличающих ее от других форм культур. Такими особенностями являются сложность содержания произведений, необходимость дополнительной подготовки слушателя или зрителя, отсутствие коммерческой направленности произведения, безграничное самовыражение автора и т.д. Исходя из вышеперечисленных особенностей становится понятно, что элитарная культура оказывается культурой не для всех, а только культурой для избранных. Не все представители студенческой молодежи интересуются и увлекаются произведениями элитарной культуры, поэтому назвать социализацию студенческой молодежи элитарной культурой массово вряд ли возможно. При этом косвенное влияние на процесс социализации все же, оказывается. Дело все в том, что массовая культура является синтезом народной и элитарной культур. Следовательно, определенные элементы элитарной культуры влияют на формирование массовой культуры, а это в свою очередь уже во всеобщем порядке влияет на студенческую молодежь [3]. Прямое влияние элитарной культурой оказывается непосредственно на тех представителей студенческой молодежи, кто так или иначе связан с элитарной культурой, ей увлекается. Примерами взаимодействия студента и мира элитарной культуры является поход в театр, чтение сложной по содержанию литературы, поход в оперу, выставку современного изобразительного искусства и так далее. Более того, те студенты, которые всерьез увлекаются элитарной культурой, постепенно становятся полноценными представителями современной интеллигенции, они начинают идентифицировать себя с представителями данной социальной группы [6].
Если обратить внимание на результаты авторского социологического исследования, которое проводилось методами анкетирования как количественный метод и фокус-группы как качественный метод, то следует выделить важные и сущностные выводы относительно влияния элитарной культуры на процесс социализации студенческой молодежи. Было опрошено 300 представителей студенческой молодежи, а также проведено три фокус-группы по 6 человек в каждой. Исходя из полученных результатов стало понятно, что реально комплексное прямое влияние элитарная культура оказывает примерно на пятую часть представителей студенческой молодежи (приблизительно 20%). Это было выяснено с помощью таких эмпирических индикаторов как поход в театр, мюзикл, оперу, частота таких походов, идентификация себя с представителями социальной группы интеллигенции, чтение сложной по содержанию литературы и частотой такого чтива и т.п. Стоит отметить, что элитарная культура, в случае прямого влияния фундаментально трансформирует личность человека, изменяя не только его поведение, но и ценностные ориентации, систему самоидентификации. По результатам проведенного социологического исследования те студенты, которые оказались под прямым влиянием элитарной культуры практически не интересуются материальными благами, их жизнь наполняется рядом нематериальных ценностей, которые оказываются не всем понятны. Результаты фокус-группового исследования показали, что необходима популяризация элитарной культуры среди представителей студенческой молодежи, притом разными способами. Стоит отметить, что наша страна делает некоторые шаги в этом направлении, например, введение Пушкинской карты для молодежи в возрасте от 14 до 23 лет.
Таким образом, влияние элитарной культуры на процесс социализации студенческой молодежи скорее осуществляется точечно, но достаточно эффективно, трансформируя и изменяя личность человека в значительной степени. Система коммуникации индивида и элитарной культуры строится на основании произведении элитарной культуры и похода индивида на соответствующие мероприятия. Дальнейшее исследование данного вопроса окажется ценным как для социологической науки в частности, так и для всего общества в целом.