Массовая культура стала неотъемлемой частью жизни современного человека, она является не только элементом некой социальной коммуникации, но и способом полноценной вторичной социализации личности. В рамках массовой культуры существует целый ряд музыкальных направлений, которые непосредственно имеют разную степень популярности и возможности самоидентификации социальных групп с этими самыми музыкальными направлениями. Исследовательский интерес представляет тот факт, а какую музыку слушают представители разных поколений, ведь отдельное поколение тоже можно считать социальной группой. Есть ли такие жанровые предпочтения, которые объединяют целые поколения. Что касается непосредственно социологического исследования музыки, то важно здесь отметить функцию социального индикатора музыкальных композиций, другими словами, можно определить по предпочитаемым композициям какое место занимает человек в обществе, какое его социальное окружение и так далее. Это особенно важно с исследовательской точки зрения, учитывая тот факт, что формирование музыкальных предпочтений происходит с самого раннего детства, как только индивид начинает ощущать себя как представитель этого мира. Какие-то мелодии могут быть приятны на уровне подсознания, а некоторые вызывать настоящее отвращение.
Конечно существует определенная биологическая предрасположенность к тому или иному жанру музыки, но нельзя исключать особенности социализации личности, особенности темперамента, характера, а также влияния тех событий, которые пришлось индивиду прожить в своей жизни. В процессе первичной и вторичной социализации формируется целый комплекс элементов, которые непосредственно воздействуют на музыкальные предпочтения индивида. Актуальность данной темы подчеркивается наличием серьезного конфликта поколений, особенно между зумерами и представителями прошлых поколений. Одним из факторов конфликтных взаимодействий являются разные музыкальные предпочтения, что и будет составлять актуальность данного социологического исследования.
В целом, социология музыки является совокупностью разных гуманитарных дисциплин, например, психология, эстетика, культурология и собственно социология. История освоения данного социологического направления идет еще с Макса Вебера, как автора, который попытался рационализировать все возможные виды искусства. Далее рассматривал музыку как социальный феномен Т. Адорно. В одноименной работе «Социология Музыки» Адорно выделяет как типы слушателей музыкальных композиций, так и важные социальные функции музыки. Данный социолог подробно рассматривает как формируются музыкальные предпочтения населения, какие компоненты в наибольшей степени влияют на данный процесс. Адорно выделяет следующие типы слушателей: адекватный слушатель или эксперт, хороший слушатель или псевдоэксперт, образованный слушатель или типичный потребитель культуры, эмоциональный слушатель и т.д. [1].
Отдельного внимания заслуживает поп музыка, она в сущности не создает какой-либо новый музыкальный вкус, она поддерживает уже имеющиеся тенденции, которые нравятся простому народу, такие, которые люди готовы слушать постоянно. Поп музыка направлена на массового потребителя, а благодаря широкому развитию технических способов трансляции информации наиболее популярные композиции становятся популярными по всему миру. Зачастую в таких композициях нет какой-либо смысловой или эстетической нагрузки, это просто популярно потому что нравится простым людям, это отражает их интересы, переживания, особенности миропонимания [2].
В целом, музыкальные предпочтения можно рассмотреть через призму музыкального интереса, а тот имеет три основных уровня, а именно волевой, а также рациональный и эмоциональный. Если музыкальная композиция при ее прослушивании индивидом затрагивает все три вышеперечисленные уровня, то возникает огромный интерес к конкретной музыкальной композиции, речь идет не только об удовольствии от прослушивания, но и постижении смысла музыкальных композиций. Редко такое бывает, что все три базовых параметра начинают срабатывать у индивида при прослушивании той или иной музыкальной композиции, в лучшем случае срабатывают два параметра, а зачастую и вовсе один.
Далее кратко будут охарактеризованы те поколения, которые в настоящее время проживают в России. Молчаливое поколение – это люди, родившиеся в промежутке от 1923 по 1943 годы. Данное поколение очень четко выполняет команды, стремится к беспрекословному послушанию перед законом и т.д. Эти особенности воспитала война и военные действия в людях. Бэби-бумеры – поколение родившиеся в период с 1943 по 1963 годы. Название данного поколения основывается на бурном росте рождаемости, а также на основе факта бурного экономического роста Советского Союза [4]. Можно выделить следующие социально-психологические черты данного поколения, а именно сознательность деятельности, идеалистическая направленность мышления, ответственность, потребность в стабильности, равенстве и справедливости, сила воли, чтение семейных ценностей, а также психология победителей. Поколение Х заметно отличается от своих предшественников по ряду параметров, другое название данного поколения – потерянное поколение (1963-1983 гг.). Учитывая социально-экономические и политические реалии, можно выделить следующие факторы формирования данного поколения. Для представителей этого поколения характерно свободное мышление в полном смысле слова, а также это первое советское поколение, которое было подвержено активной деидеологизации. Поколение Y или миллениалов представлено людьми, которые родились в промежуток от 1983 по 2000 год. Для миллениалов не характерна спешка во всех начинаниях: понимая реальную нестабильность государства и социума, представители данного поколения не стремятся быстро обзаводиться собственным жильем, семьей или продвигаться молниеносно по карьерной лестнице, они пытаются всего достигать постепенно и основательно. Поколение Z представлено людьми, которые родились в период с 2000 года по 2010 год. Данное поколение качественно отличается от всех предыдущих, поскольку даже мыслит это поколение по-иному [3]. Зумеры отлично ориентируются в цифровом мире, легко адаптируются практически к любым цифровым инновациям, но при этом, представители данного поколения обладают клиповым мышлением, то есть воспринимают информацию крайне кратко, строго в наглядных формах, сосредоточение на объекте восприятия не более 10 секунд [5].
У каждого поколения есть свои предпочтения к тем или иным песням. Для зумеров крайне важна динамичность и ритмичность музыкальной композиции, для представителей поколения Y оказываются важными смысл текста и актуальность текста, а для представителей потерянного поколения важным является голос исполнителя и актуальность текста. Бумеры считают, что важен голос исполнителя и язык исполнителя, а представители молчаливого поколения вовсе ценят мелодичность, хороший голос, язык исполнения и смысл текста. Кроме того, представители старших поколений предпочитают те музыкальные композиции, которые требуют длительного осмысления, переработки полученной информации, чего нельзя сказать о представителях более младших поколений, например, миллениалов или зумеров. Для представителей любого поколения музыка занимает особое место в социокультурных интеракциях, музыка является источником духовного обогащения. Что касается жанровых предпочтений, то представители самого молодого поколения – зумеров предпочитают клубную музыку, альтернативную музыку, электронную музыку, рэп композиции, в то время как представители поколения миллениалов или поколения Y предпочитают несколько иную музыку, а именно популярные композиции начала 00х годов, разного рода рэп композиции, а также различные ремиксы популярных музыкальных композиций. Что же касается представителей потерянного поколения или поколения Х, то их любимой музыкой является рок, поскольку они росли на активно развивающейся рок-н-ролл индустрии. Представители поколения бумеров предпочитают шансон и классическую музыку. Как правило, на век бумеров пришлась тяжелая судьба и для них свойственно осмысление социокультурного пространства через песни о жизни жанра шансон, а представители самого пожилого – молчаливого поколения предпочитают джаз, классическую музыку и разные народные песни.