В настоящее время в значительной степени изменяется процесс социализации в целом, а также процесс социализации студенческой молодежи в частности. Все это связано с фундаментальными трансформирующими процессами текущую социальную систему, что влияет на все сферы жизни общества. Изменяются ключевые элементы, которые отвечают за формирование полноценного специалиста, изменяются также запросы к системе образования. Исходя из таких изменений актуальным становится запрос на поиск различных индивидуальных траекторий социализации и развития личности, которые отвечают всем существующим тенденциям в настоящее время.
В течение 4-6 лет обучения в университете студенты приобретают навыки и компетенции, которые необходимы в дальнейшей жизни и профессиональном пути, но современное кризисное состояние общества затрудняет путь дальнейшей самореализации индивида, ввиду чего мотивация к обучению в университете падает. Соответственно возникает необходимость поиска новых способов мотивации представителей студенческой молодежи для осуществления образовательного процесса [2]. Если обратить внимание на ключевую задачу процесса социализации студенческой молодежи, то речь идет о формировании тех навыков, знаний и компетенций, которые смогут помочь реально функционировать в условиях современного рынка труда. Необходимость и актуальность изучения факторов профессиональной социализации студенческой молодежи обусловлена тем компонентном, что в среднесрочной перспективе студенческая молодежь станет основным социальным, культурным и экономическим капиталом нашей страны.
Студенческая молодежь действительно относится к отдельной социальной группе по следующим компонентам. Во-первых, представители студенческой молодежи выполняют определенные функции в социальном пространстве, следовательно, поведение представителей студенческой молодежи строго предопределено особенностями социального пространства, особенностями деятельности, например, посещение занятий и сдача экзаменов. Также стоит отметить объективность существования представителей студенческой молодежи, они существуют независимо от сознания и воззрения автора или иного социального субъекта, более того, для студентов характерна своя система ценностей, своя система достижений и иных параметров, которые отличают их от других социальных групп. Формирование коммуникативной компетентности, профессиональных знаний, развитие культурного потенциала, а также познание объективной реальности – всё это отличает представителей студенческой молодежи от других социальных групп и дает право автору рассматривать их как отдельных социальных субъектов [3].
Как известно, социализация представляет собой процесс усвоения социальных и культурных норм индивидом. Причем данный процесс является биполярным, то есть двусторонним. С одной стороны, человек непосредственно усваивает те нормы и ценности, которые являются для него базовыми и необходимыми для полноценного функционирования в современном социуме, а с другой стороны речь идет об усвоение тех ценностей и норм, которые являются нормальными и приемлемыми в данном конкретном обществе [5]. То есть человек усваивает одновременно и социально одобряемые нормы и социально полезные нормы. В рамках данной статьи, наиболее уместной теоретической конструкцией выступает теория Габриэля Тарда, которая заключается в том, что отдельно взятый человек путем подражания постепенно встраивается в нацию или общество. Ключевыми параметрами встраивания человека в социальную систему выступают общность языка, общность культуры, образования, языка, традиций и иных компонентов.
Социализация студенческой молодежи подразумевает под собой именно вторичную социализацию, которая по своей сути крайне неоднородна и включает в себя целый перечень следующих друг за другом, так называемых, этапов. Изначально человек усваивает определенные социальные роли, которые являются характерными и обычными для целой группы профессионалов, а в процессе включения в профессиональную субкультуру индивид расширяет свои профессиональные компетенции [1]. После чего человек становится специалистом, который, набираясь опыта работы, постепенно входит на рынок труда, учась выполнять все новые и новые задачи. Достигая определенного возраста, человек уходит на трудовую пенсию.
В результате вышеизложенного можно вычленить ключевые признаки успешной социализации личности. Универсальными признаками прохождения профессиональной социализации в условиях высшего учебного заведения можно считать наличие общекультурных, коммуникативных и профессиональных компетенций, которые являются базовыми для человека, имеющего высшее профессиональное образование. Более того, важно также наличие определенной социокультурной идентичности человека, чтобы индивид сам понимал, что он является человеком с высшим образованием, идентифицировал себя именно с этой группой людей. Кроме того, человек должен получить целый набор социальных параметров, которые являются базовыми и необходимыми для совершения полноценный феноменологических интеракций максимально приемлемым способом. Соответственно человек приобретает целый ряд ценностных, культурных и поведенческих ориентаций, которые будут регулировать его взаимодействия в общественном пространстве.
Профессиональная социализация представителей студенческой молодежи непосредственно связана с теми социальными, политическими, экономическими и культурными процессами, которые происходят в обществе. Результаты профессиональной социализации, безусловно, зависят от усилий самого индивида, но важным оказываются также внешние параметры мироустройства, которые предопределяют основы и особенности социальных взаимодействий [4]. Стоит также обратить внимание на совокупность личностных установок, которые непосредственно влияют на процесс социализации, поскольку есть целый социальный конгломерат людей, для которых нет необходимости встраиваться в современный социум.
Что касается непосредственно факторов профессиональной социализации, то можно отметить следующее. Большинство представителей студенческой молодежи реально идут учиться для того, чтобы получить необходимые знания и компетенции для дальнейшего трудоустройства на работу. Важно отметить роль осознанности выбора того или иного направления обучения, чем более осознанно человек подошел к выбору своей профессии, тем с большей вероятностью он трудоустроиться по специальности, а, следовательно, он примет все необходимые меры для полноценного включения в социальную структуру, то есть пройдет процесс социализации. Стоит обратить внимание на наличие социальных установок индивида, которые также непосредственно влияют на процесс профессиональной социализации. Если человек ответственно относится к образовательному процессу, постоянно готовится к семинарским занятиям, исправно ходит на лекции, то можно говорить о том, что такой человек с высокой долей вероятности пройдет полноценную профессиональную социализацию. Ключевым элементом профессиональной социализации современной студенческой молодежи следует считать профессорско-преподавательский состав. Важным внутренним фактором окажется понимание студентом содержания своей профессии, хотя бы на уровне здравого смысла, тогда человеку понятно, какие дисциплины наиболее важны, и он может делать некоторый приоритет по отношению к тем или иным предметам. Что касается внешний факторов профессиональной социализации, то необходимо отметить востребованность специальности, по которой проходит обучение, чем специальность более востребована, тем большая мотивация к получению высшего образования и профессиональной социализации как следствие.