Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Использование игровых методов в коррекции речевых нарушений дошкольников для раз...

Использование игровых методов в коррекции речевых нарушений дошкольников для развития артикуляционной и дыхательной гимнастики

Автор(-ы):

Дубровская Марина Михайловна

Телепнева Наталья Александровна

Чехлыстова Татьяна Юрьевна

17 мая 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

игровые методы и приемы
артикуляционная и дыхательная гимнастика
артикуляционная гимнастика
игровой логопедический самомассаж
мимические упражнения
игры-этюды

Аннотация статьи

Игровые методы в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения наиболее эффективны и целесообразны, так как связаны с ведущим видом деятельности дошкольников – игрой. Работа по развитию артикуляционной и лицевой моторики включает в себя: артикуляционную гимнастику и дыхательную гимнастику; игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия; игровые мимические упражнения. В статье дано краткое описание игровых методов и приемов по данным видам работы с дошкольниками.

Текст статьи

Поиск наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по преодолению общего недоразвития речи – одно их направлений работы учителя – логопеда дошкольного.

Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создает базу для правильного развития как звукопроизношение, так и речь в целом.

Такие исследователи в области коррекционной педагогики как Е.Л. Баринова, Ф.Н. Блехер, В.П. Глухов, И.А. Зимняя, Е.И. Удальцова, М.Ф. Фомичева и др. считают, что коррекция нарушений речи должна проводиться с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она должна осуществляться в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка [6].

Отсюда является закономерным и целесообразным использование игры и игровой деятельности в организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевым недоразвитием для развития их лицевой и артикуляционной моторики.

Артикуляция – (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь [8].

Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения [8].

Работа по развитию артикуляционной и дыхательной гимнастики включает в себя: артикуляционную гимнастику; игровой логопедический самомассаж; игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия; игровые мимические упражнения. Более подробно остановимся на каждом из видов работы с дошкольниками.

В педагогической литературе можно найти комплексы артикуляционной гимнастики, которая используется для работы с различными звуками на различной стадии (постановка звука, автоматизация или дифференциация). Упражнения в комплексах артикуляционной гимнастики в основном носят игровой характер («лошадка», «маляр», «грибок» и др.). Иногда артикуляционная гимнастика представлена в виде отдельных коротких стихотворных строк («лопаточка» – язык широкий покажи и лопатку подержи). Также используется сюжетная артикуляционная гимнастика («Сказка о Веселом Язычке», артикуляционная сказка – «Король Язык» и др.), иногда - со стихотворным сопровождением [1].

О.И. Крупенчук не только систематизировала игры и игровые упражнения для логопедического самомассажа, но и определила общие правила для их выполнения:

  • перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;
  • движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;
  • стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;
  • удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;
  • ритм стиха задаёт ритм массажных движений;
  • темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения [5].

Опыт работы подтверждает, что при соблюдении данных несложных правил результат от использования самомассажа будет положительным.

Для развития используются игры и игровые упражнений, способствующие развитию речевого дыхания и фонематического восприятия. Среди них наиболее эффективными являются «Оркестр», «Что звучит?», «Определи, где звучит?», «Кто хлопал?», «Найди пару», «Тихо – громко», «Угадай, что делать?», «Делай правильно», «Пчелы» и др.

Детям старшего дошкольного возраста интересны игровые мимические упражнения, основная цель которых – развитие лицевых мышц. К примеру, игровое упражнение «Лягушки улыбаются»: «Это лягушка по имени Квака. Давай будем учиться вместе с нашей любимой Квакой правильно и красиво улыбаться. Смотри в зеркало, улыбаемся вместе».

Квака улыбается

Рот до ушей.
Будем с ней упражняться.
Делай и ты не робей.

Другой задачей мимических упражнений является – формирование умения использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи. Так как речь – это не единственное средство коммуникации. С помощью невербальных средства общения (язык телодвижений, жестов, мимики, различных эмоций) можно передавать от 60-80% информации и только 20-40% передается с помощью вербальных средств общения.

Вспомним сказку К.И. Чуковского «Цыпленок». «Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая. Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой!..»

Как видим, мимика и жесты для этой сказки просто необходимы. А сколько жестов и эмоциональной мимики требуется в игре - инсценировке по сказке С. Михалкова «Как Медведь трубку нашел»! [7].

В методической литературе подобные игры и упражнения часто называются игровыми этюдами. Это: «Скульптор», «Радость», «Ожидания» и др. Большое количество таких игр-этюдов предлагают педагоги-психологи [2]. Этюды коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию, часто проводятся с музыкальным сопровождением.

Таким образом, можно сделать вывод, что игровые методы по развитию лицевой и артикуляционной моторики в работе у детей с речевыми нарушениями занимают ведущее место, так как при кажущей простоте все игры и игровые упражнения наполнены дидактическим смыслом и несут большую коррекционную нагрузку.

Список литературы

  1. Артикуляционная гимнастика, материалы логопедов [Электронный ресурс]. URL: http://logoped18.ru/logopedist/artikulyatsionnaya-gimnastika.php.
  2. Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер, 1997. – 224 с.
  3. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2013. – 510 с.
  4. Крупенчук, О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков. – СПб.: Литера, 2013. – 64 с.
  5. Словарь в логопедической работе, терминология. [Электронный ресурс]. URL: http://logoped18.ru/termin/slovar-logopeda-bukva-a.php.

Поделиться

275

Дубровская М. М., Телепнева Н. А., Чехлыстова Т. Ю. Использование игровых методов в коррекции речевых нарушений дошкольников для развития артикуляционной и дыхательной гимнастики // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.II.С. 99-102. URL: https://apni.ru/article/6230-ispolzovanie-igrovikh-metodov-v-korrektsii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня