Классики марксизма прекрасно владели основами правовой культуры общества, особенно проблемами философии права с выходом на «естественное право» и на его проблематику общественной жизни. Это, кстати, проявляется и в нашем авторском понимании специфики «философии права» в его отличии от теории права и от философии. Мы рассматриваем «философию права» как систему правовой интерпретации всех сфер общественной жизни.
Маркс понимал право как «возведенную в закон волю господствующего класса». Этим определяется и классово-экономическая причина возникновения права (охрана экономического господства), и статус права как юридического обоснования государства, и место права как «общенационального» явления в отличие от морали, нравственности, всего «естественного права» как социально-дифференцированных регуляторов поведения людей; и будущее права, отмирающего вместе с государством и существующим в «музее древностей вместе с каменным топором» (Энгельс).
Функционально право санкционирует способность государственных органов совершать насильственные действия по отношению к гражданам. Это, кстати, определяет возможность существования внегосударственной системы «гражданского общества», открывая перспективы для самодеятельности населения.
Это обстоятельство хорошо использовал К. Маркс в обосновании «естественного права» пролетариата на сопротивление «позитивному праву» собственников, работодателей на эксплуатацию рабочей силы. Маркс писал: «Там, где сталкиваются два равных права, решение принадлежит силе». Для этого надо было использовать все ссылки, апелляции «позитивного права» на первенство «естественного права».
Фома Аквинский в средневековье использовал в своих богословских интересах это обстоятельство и даже вводит понятие «божественного права», тем самым как бы приравнивая друг другу три «воли»: волю народа (естественное право), волю государства (позитивное право) и волю Бога (божественное право).
Православный Патриарх Алексий II в январе 2007 года в Рождественской речи даже использовал это, чтобы утихомирить собственников: «Не платить людям зарплату – это грех против Бога и преступление против человека».
Пролетариат же, опираясь на «естественное право силы» организует сопротивление классу собственников (стачки, забастовки и пр.) и в 1917 году впервые в мире в России свергнет господство частных собственников вместе с их «правовым государством» и создаст свое «пролетарское государство» «диктатуры пролетариата» в форме Советской власти со своим «пролетарским правом». При этом пролетарское государство начинает понимать свою «позитивно-правовую» ограниченность и развивает самодеятельные силы народа с его «естественным правом» (мораль, нравственность, долг, совесть). А это работает на «отмирание государства и права и развитие коммунистического общественного управления в обществе.
Обратим внимание в связи с этим на два важных обстоятельства современной российской реальности.
Во-первых, получаем ответ на вопрос о месте народа в процессе развала, уничтожения с 1991 года трех базовых факторов советской жизни:
- развал КПСС – 18 млн. партии как идеологической основы советской жизни. А где были 18 млн. коммунистов? Бездействовали! Ждали призыва;
- развал СССР с 15 республиками и 300 млн. населением. А где был народ? Ждал призыва;
- развал Советской власти с тысячью местных Советов. А где были советские работники? Ждали призыва.
Все ждали призыва к действию от партии, от власти, от Советов. А где «самодеятельность», где собственная гражданская активность? Не было, не воспитали, забыли!
Забыли марксово учение о самодеятельности народа как о «свободной деятельности» – самостоятельной, инициативной, самоотверженной, нерегламентированной. Плохо было поставлено «коммунистическое воспитание»: исчезли тимуровцы, стахановцы, пионеры, комсомольцы, коммунисты…
Во-вторых, забыли все необходимость опоры на «естественное право» при определении «прав человека». В мире забыли, и в России тоже. А мы применили 8 естественных прав к 8 сферам деятельности и развернули 8 «прав человека» на 8 константных деятельностей [1]:
- экономика: право на «труд»;
- экология: право на «природу»;
- наука: право на «познание»;
- искусство: право на «искусство»;
- педагогика: право на «образование»;
- управление: право на «самодеятельность»;
- медицина: право на «здоровье»;
- физкультура: право на «спорт».
При этом имеются в виду «универсальные», а не ущемленные «права».
Если при социализме они уже реализовались в «многосторонней» форме, то при коммунизме они должны обеспечиваться «всесторонне». Это соответствует марксистской концепции «всестороннего развития личности» каждого человека.
Капитализм не способен поставить такую задачу.
«Правовая» реализация марксистской концепции коммунизма основана на развитии «естественного права» морального долга и нравственной совести.