Исследовательский интерес к современным выпускникам университета обусловлен тем фактом, что в среднесрочной перспективе они станут основной производственной силой нашего государства. Они будут решать важные задачи, которые так или иначе связаны с профессиональной деятельностью человека, имеющего высшее образование. Эти самые задачи могут быть связаны как с деятельностью государства, так и с личным бизнесом, исходя из того профессионального пути, который будет избран выпускником образовательного учреждения. Выбор этого самого профессионального пути зависит от социальных установок индивида на предстоящую деятельность. Формирование же таких социальных установок происходит еще в студенческие годы, начиная с первого курса университета [2]. С процессом адаптации, у человека формируется понимание чем бы он хотел заниматься и в какой сфере дальше реализовывать себя. Правда в настоящее время формирование социальных установок представляется достаточно сложным и неоднозначным явлением, ведь в период социально-экономической нестабильности очень сложно что-то планировать даже на один день вперед, не говоря уже о долгосрочных планах, которые связаны с профессиональной деятельностью и личностным саморазвитием. Исходя из такого ограничения, социальные установки выпускника современного вуза должны быть адаптированы под перманентно изменяющиеся события окружающего мира, в противной случае возможность саморазвития будет затрудняться, фактически человек не будет знать куда идти, в его жизни будет отсутствовать маяк социальных установок.
Прежде чем рассматривать отдельно социальные установки, следует разобраться с теми сущностными характеристиками социальной группы выпускников современного вуза, которые нам позволят их исследовать как отдельную социальную группу, поскольку выпускники представляют собой как в экономическом, так и культурном планах неоднородную социальную группу [1]. Современный выпускник высшего образовательного учреждения должен обладать не только совокупностью профессиональных компетенций, что выгодно отличает этого человека на рынке труда, но и совокупностью общекультурных компетенций, что является базовым вызовом современного изменяющегося мира. Более того, все сформированные компетенции индивида должны быть гибкими, в противном случае говорить о полноценной и успешной интеграции в мир социального не приходится. Важными характеристиками социальной группы выпускников вуза будут выступать социальная само регуляция, как основной компонент успешной жизнедеятельности индивида в обществе, а также определенный уровень личностной культуры. Выпускник вуза должен четко осознавать свое место в мире, свое социальное положение, ценность и роль полученной профессии, только таким образом он может рассчитывать на полноценную самореализацию в нынешних условиях. Также у выпускников вузов, благодаря прохождению высшей школы формируется особая система целеполагания и мировоззрения, что отличает их от представителей других социальных групп, например, выпускников средне-профессиональных образовательных учреждений. Кроме того, выпускник современного вуза должен четко для себя понимать роль и значимость правового государства в жизни социума для того, чтобы соблюдать законы и вести законопослушный образ жизни, не допуская элементов девиантного и делинквентного поведения. Выпускник университета – индивид, окончивший высшую школу, защитивший ВКР и получивший диплом по направлению обучения [3].
Феномен социальная установка впервые был введен в социологическое знание двумя учеными такими как Ф. Знанецкий и У. Томас. Социальная установка в значительной степени связана с ценностями и нормами, а также поведением конкретного индивида. Стоит отметить, что социальная установка базируется на ценностях и нормах, она становится неким маяком принятия важных решений. Социальная установка есть элемент индивидуального осознания бытия, с этим осознанием сталкивается каждый человек, кто проходит вторичную социализацию. Очевидно, что социальная установка является источником управления непосредственной деятельностью индивида, следовательно, очень важно обращать внимание на характер социальной установки, а именно ее регулятивный контекст. Следовательно, внешние реалии могут сделать недопустимым применение социальной установки. Примером таким реалий могут являться неблагоприятные экономические события, которые делают невозможным трудоустройство выпускника в иностранную компанию.
В целом, социальную установку можно охарактеризовать как двойственный социальный элемент. Эта самая двойственность заключается в том, что с одной стороны социальная установка влияет на отношение индивида к жизни и окружающему миру, а с другой стороны феноменологическое поле деятельности индивида непосредственно влияет на социальные установки. В любом случае в рамках социологической работы следует избегать изрядного ухода в психологию и придерживаться общей методологии повествования. Социальная установка является важной и фундаментальной частью структуры поведения всех участников социальной группы. Дело все в том, что схожее между собой поведение и схожая трактовка социальной реальности указывает на сходный процесс социализации, а значит велика вероятность наличия схожих социальных установок. Результатом плодотворных интеракций между людьми и оказывается социальная установка, которая делает действия людей осмысленными и полноценными [5].
Современный выпускник университета сталкивается с целым рядом сложностей при вхождении на рынок труда. Он сталкивается в первую очередь с замкнутым кругом необходимости наличия опыта работы, то есть опыта работы нет, его нужно где-то получить, но без опыта работы никуда не берут, следовательно, возможности профессионального роста сильно страдают. Также ухудшает положение выпускников на рынке труда отсутствие полноценного диалога между институтом образования и рынком труда, ведь институт образования на сегодняшний день в полной мере не удовлетворяет запросы рынка труда. Говорить о низком уровне образования современной молодежи не приходится, следовательно, молодежная безработица не связана с качеством получаемого образования, если и есть определенная зависимость, то на уровне тенденции, не более того. Сущность проблемы кроется в том, что молодые люди получают высшее образование не в соответствии с запросами рынка труда, а по собственному желанию, и, как правило, получают невостребованную профессию психолога, юриста или экономиста – рынок данными специальностями просто перенасыщен, что и предопределяет уход выпускника в другую сферу деятельности [4].
Окружающая среда индивида непосредственно влияет на социальные установки и профессиональные траектории индивида. Очень важно, чтобы выпускник вуза, формируя свои социальные установки, мог надеяться на полноценную помощь от государства, в противном случае формирование этих самых установок окажется затруднительным. Социальные установки находятся в постоянной динамике, они могут изменяться как со школьной скамьи, так до самого трудоустройства на работу, а также в дальнейшем приобретать совершенно иные оттенки. В университете, в целом, индивид корректирует профессиональную траекторию в рамках социальных установок и, в общем виде, определяется, чем бы он хотел заниматься в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Свою роль в формировании социальных установок играет профессорской преподавательский состав, их профессионализм, умение объяснять и заинтересовать своим предметом. Также на факт формирования социальных установок в значительной мере влияет вторичная занятость современной студенческой молодежи. В рамках социальных установок выпускника современного вуза можно найти такие категории как финансовый успех, личностный и духовный рост, соответствие заработной платы и прикладываемым усилиям, необходимость достаточного количества отдыха для предотвращения феномена эмоционального выгорания.