Мнение студенческой молодежи о дистанционной форме обучения

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

дистанционная форма обучения
студенческая молодежь
высшее образование
профессиональная социализация
социальный институт

Аннотация статьи

В статье рассматривается мнение студенческой молодежи относительно дистанционной формы обучения. Выявлены основные факторы, влияющие на мнение студенческой молодежи о дистанционной форме обучения.

Текст статьи

Дистанционное обучение является одной из форм образовательного процесса в современном мире. Дистанционное обучение также, как и очное обучение, имеет свои особенности, специализированные инструменты, оборудование, преимущества, недостатки. Сейчас дистанционное обучение является неотъемлемой частью образовательного процесса. Дистанционное обучение открывает большие возможности для людей, появляется возможность обучаться из любой точки мира, не выходя из дома; при этом обучение можно совмещать с другой деятельностью, например, работой. В дистанционной форме обучение может происходить непрерывно, очень удобно для повышения квалификации, прохождения новых курсов.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков. Это явление развивается быстрыми темпами, и из-за этого возникают некоторые недоработки, трудности. Изучение отношений к дистанционному обучению поможет выяснить недоработки, причины, влияющие на положительные или негативные оценки. Для полноценной оценки необходимо изучить мнения основных групп образовательного процесса: преподавателей, студентов, руководителей образовательных организаций и т.п.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение – вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения [2].

Мир развивается быстрыми темпами. Во всех сферах жизни общества происходят резкие изменения. Изменения в жизни людей и культуре приводит к необходимости преобразования системы подготовки специалистов, создание и внедрение новых технологий в образование, с помощью которых реализуется подготовка человека. С развитием информационных технологий появляется возможность формирования единого глобального информационно-образовательного пространства. Обществом востребована личность, владеющая фундаментальными знаниями и практическими навыками; обладающая высоким уровнем креативного и аналитического мышления, навыками конструктивного поиска при решении личностных задач; способная к творческой самоорганизации. Большинство молодых людей не сомневаются, что получение образования позволит достичь высокого социального и профессионального статуса, жизненного успеха, стать компетентными специалистами.

Процесс дистанционного обучения предполагает контролируемую самостоятельную работу обучаемого, который выбирает удобное для себя место обучения, составляет индивидуальное расписание для себя, имеет пакет специальных средств обучения при себе плюс согласованную возможность контактных занятий с преподавателем. Особенностью дистанционного обучения является возможность для удовлетворения потребностей учащихся, через форму мобильного и виртуального обучения, с одной стороны, а с другой – потребности общества в системе непрерывного образования, в связи с необходимостью динамического постоянно знаний, умений и навыков [1]. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Информационные компьютерные технологии стали неотъемлемой частью образа жизни современного поколения студентов, поэтому они с удовольствием используют их и в процессе дистанционного обучения. В то же время высказываются противоположные мнения: онлайн обучение не может заменить традиционные занятия в университете, так как непосредственное общение и коммуникация с преподавателем обязательны для получения информации и нового профессионального опыта.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков, что ни студенты, ни преподаватели не хотят перехода только на дистанционное обучение. Все должно быть во взаимодействии, а не в полном исключении одного другим. Полноценное образование возможно получить только при очном обучении, оно более эффективное. Дистанционное обучение нужно использовать только как дополнение, если возникает такая необходимость, это является неким помощником в очном обучении. При традиционном взаимодействии преподавателя и студента происходит истинный процесс образования, воспитания. Исходя из приведенного эмпирического исследования, можно дать ряд рекомендаций администрациям вузов города Барнаула. Данные рекомендации будут способствовать улучшению работы при дистанционном обучении [4].

Улучшить работу образовательных платформ, сделать их адаптированными к работе с большим количеством пользователей, что поможет решить проблему с долгой загрузкой, входом в личные кабинеты, не будет виснуть система, выдавать ошибки, без затруднений всё будет сохраняться, не нужно будет несколько раз загружать одно и тоже, не будут слетать все настройки, не будет затруднений в работе, что позволит полностью погружаться в учебный процесс, не отвлекаясь на сбои платформ, нестабильность их работ. Будет возможность в любое время работать без проблем.

Проводить тренинги, обучение навыкам использования компьютеров, владению новыми программами, чтобы преподавателям было проще проводить занятия, а у студентов будет интерес к обучению. Преподавателям легче обучать, если будут знания разнообразных программ и платформ, тем самым не будут возникать трудности с их применением. Необходимо предоставить доступ к разным платформам, тем самым будет возможность сделать учебный процесс эффективнее, появятся интересные занятия, будет разнообразие в образовательном процессе. У преподавателей будет больше время непосредственно на обучение студентов, им не нужно самим узнавать, как работать с той или иной платформой, их всему обучат на специальных курсах, и у преподавателей будет основная задача – предоставить новый материал студентам в понятном виде и вовремя и качественно давать обратную связь [3].

Устанавливать новые учебные и игровые платформы, которые облегчат обучение, сделают его разнообразным, интересным, познавательным, что может способствовать продуктивной работе. Появится возможность использования большего количества инструментов для работы, взаимодействия преподавателей со студентами, будет проще общаться со студентами, легче их заинтересовать. Благодаря применению нестандартных платформ, легче объяснять сложный материал, будет возможность использовать графики, таблицы, картинки, видео, которые созданы преподавателями, также проще проверить знания студентов. Больше способов обратной связи способствует увеличению общения между преподавателями и студентами, это приведет к улучшению взаимодействия, а это очень важно при обучении, только при качественном взаимодействии происходит полноценное обучение, усваивание нового материала, выше уровень знаний.

Создать отдельную учебную платформу или программу, предназначенную для видеоконференций, которой смогут пользоваться только студенты и преподаватели, тем самым лекции и семинары будут проводиться без сбоя, помех, тем самым улучшится качество знаний, больше материала будет усваиваться, не будет возникать проблем с общением между преподавателями и студентами непосредственно на самом занятии, будет возможность сразу обсудить непонятные моменты, решить возникающие проблемы, вопросы, можно проанализировать совместно тему. Также необходимо в данной платформе сделать возможность записи и сохранения всех видеоматериалов, чтобы у студентов была возможность пересмотреть материал, изучить его, если не был на занятии по какой-либо причине.

Список литературы

  1. Андрианова, П.И. Анализ отношения преподавателей и обучающихся к дистанционному формату обучения / П.И. Андрианова // В сборнике: Педагогика, психология, общество: от теории к практике. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары. – 2021. – С. 82-87.
  2. Батчаева, П.А.-Ю. Самостоятельное освоение знаний студентами в условиях дистанционного обучения / П.А.-Ю. Батчаева // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №4 (83). – С. 61-63.
  3. Гридина, В.В. Выявление и анализ отношения студентов технического университета к дистанционному обучению / В.В. Гридина, Е.Н. Чеканушкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. –2020. Т. 22. – № 75. – С. 21-27.
  4. Евстигнеева, Н.А. Отношение студентов старших курсов технических вузов к дистанционному обучению / Н.А. Евстигнеева // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. – С. 30.

Поделиться

942

Суворова А. В. Мнение студенческой молодежи о дистанционной форме обучения // Роль социально-экономических, общественных и гуманитарных наук в модернизации государства и общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 46-49. URL: https://apni.ru/article/6241-mnenie-studencheskoj-molodezhi-o-distantsionn

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря