Ребенок, пришедший в школу и уже с определенным объемом знаний, только в учебном процессе активно развивается и развивает свой индивидуальный психологический опыт, который на этом возрастном этапе складывается из разносторонних показателей адаптированности к школьному обучению. Формируясь в процессе учебной деятельности, как необходимые средства ее выполнения – анализ, рефлексия и планирование становятся особыми мыслительными действиями, появляется новое и более опосредованное отражение окружающей действительности. Организация того, чтобы данный процесс был более эффективным и целенаправленным, в основном зависит от учителя, как он сможет заинтересовать ученика и настроить его на учебную деятельность. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба, она только внешне кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Проблемы применения развивающих игр широко освещены во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкина, Е.А. Стребелева, Ж.Пиаже, Г.Л. Лэндрет и др.). Основной задачей этих исследований является научное обоснование роли развивающих игр как эффективного средства психолого-педагогического воздействия на ребенка. Эти исследования охватывают широкий спектр проблем, начиная с разработки научно-теоретических основ и кончая методикой применения развивающих игр в различных сферах психофизического развития ребенка. Только за 90-е гг. XX в. в теории игрового обучения детей можно отметить актуальные исследования таких авторов, как З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, С.Л. Новоселова, Х.Т. Шерьязданова, Г.М. Касымова и другие. Педагоги и психологи различных научных школ выделили ряд общих положений, в частности:
- игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов,
- игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения,
- игра первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся,
- игра это практика развития – дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют,
- игра свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество,
- игра главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда, естественно, возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры – все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.
На основании теоретического анализа литературных источников было сделано предположение о том, что применение развивающих игр с младшими школьниками существенным образом влияет на процесс оптимизации показателей адаптированности к школьному обучению, что, в свою очередь, положительно влияет на формирование индивидуального опыта ребенка. Для исследования были взяты две группы младших школьников – учащихся первых классов МБОУ «Средняя школа №19» г.Димитровграда. Проведенная диагностика уровня сформированности показателей психологической готовности к школьному обучению детей на начальном этапе исследования показала недостаточный уровень развития младших школьников по следующим показателям: развитие тонкой моторики (в частности, рисование мужской фигуры), общая осведомленность (в том числе степень осведомленности об окружающем), классификация предметов, способность к осмысленному запоминанию, понимание относительности некоторых признаков и умение слушать и удерживать в памяти инструкцию. На формирующем этапе исследования были учтены результаты диагностики, проведенной на начальном этапе, и поставлены следующие задачи: применять игры направленные на развитие способности анализировать, обобщать и умения выявлять закономерности и расширение кругозора. С данными задачами на формирующем этапе исследовательской работы, опираясь на результаты, полученные на констатирующем этапе, была применена система игровых моментов, приемов и форм, направленная на развитие показателей адаптированности к школьному обучению.
Проведенное исследование показало, что применение системы развивающих игр и упражнений положительным образом влияет на оптимизацию показателей психологической готовности к школе младших школьников. В ходе заключительного этапа исследования были обнаружены значительные отличия в уровне развития исследуемых показателей, в частности были сделаны следующие выводы:
- по всем исследуемым показателям младшие школьники, с которыми дополнительно к основному обучению проводилась работа с применением развивающих игр и упражнений чаще показывают высокий уровень, чем испытуемые, которые обучались по обычной программе,
- чаще всего высокий уровень развития у детей экспериментальной группы проявляется при выполнении заданий на выявление общей, интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе,
- максимальные позитивные изменения произошли по показателю развития общей осведомленности, развития ориентировки в пространстве и способности к аналитическому мышлению, по показателю развития способности определить принцип построения ряда,
- только по показателю развития общей осведомленности улучшения в контрольной группе превысили качественные показатели улучшения в экспериментальной группе,
- в целом в экспериментальной группе изменения более выражены количественно и более позитивны качественно.
Таким образом, все показатели готовности к школьному обучению оптимизируются при применении специально отобранных игр и игровых упражнений.
Результаты исследования выявили необходимость проведения дальнейшей развивающей работы с исследуемой группой школьников для закрепления и дальнейшего прогресса положительных изменений показателей психологической готовности к школе.