Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников

В статье рассматривается вопрос развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Аннотация статьи
межполушарное взаимодействие
дошкольник
кинезиологические упражнения
развитие памяти
развитие логики
Ключевые слова

Благодаря деятельности двух полушарий осуществляется единство мозга. Мозолистое тело, которое находится между полушариями, интенсивно развивается до 7-8 лет. Оно представляет собой толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями, т.е. передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями может произойти из-за неспособности правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию. Правое полушарие обеспечивает:

  • ориентацию в пространстве;
  • обработку невербальной информации, эмоциональность;
  • музыкальные и художественные способности;
  • способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
  • обработку большого количества информации одновременно, интуицию;
  • воображение;
  • отвечает за левую половину тела.

Левое полушарие отвечает за:

  • обработку вербальной информации;
  • логику, память;
  • абстрактное, аналитическое мышление;
  • анализ информации, делает вывод;
  • отвечает за правую половину тела.

Нормальная работа всех психических процессов может быть только при взаимосвязанной работе двух полушарий мозга.

В случае, если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации, и у ребенка возникают сложности в обучении:

  • задержка умственного развития;
  • инфантильность;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • поведенческие нарушения;
  • моторная неловкость;
  • логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).

Для формирования межполушарного взаимодействия активно используются кинезиологические упражнения, благодаря которым создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга, повышается уровень развития.

Обычно данную методику применяют к детям с проблемным развитием (ДЦП, гиперактивность, аутизм). С помощью данных упражнений дети становятся более внимательными, быстрее учатся читать и писать, улучшается память, повышается ветроустойчивость.

Занятия с такими детьми проводятся индивидуально. Правильность и точность выполнения заданий имеет огромное значение. Занятия усложняются, если виден прогресс.

Кинезиологические упражнения решают следующие задачи:

  1. Развитие речи, навыков письма и чтения.
  2. Формирование навыков для обучения.
  3. Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей.
  4. Развитие мелкой моторики, способностей.
  5. Развитие памяти, внимания, мышления.
  6. Повышение продуктивности деятельности.
  7. Устранение дислексии, стресса, апатии.
  8. Снятие эмоционального напряжения.
  9. Раскрытие внутреннего потенциала и личного роста.
  10. Формирование пространственных представлений.
  11. Формирование произвольности.
  12. Создание положительного эмоционального фона.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

1. «Дом»

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев (10 раз).

2. «Ладошки»

С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки (10 раз).

3. «Лезгинка»

Любим ручками

И лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

4. «Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.

5. «Симметричные рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально-симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

6. «Зеркальное рисование»

Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

7. «Кулак-ребро-ладонь»

Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.

Выполняется сначала правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе.

8. «Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

9. «Алфавит»

Верхняя буква строчки проговаривается вслух, одновременно выполняется движение руками. Эти движения показывает нижняя строчка: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх.

Получается, что надо одновременно делать несколько дел: видеть сразу 2 строки, произносить букву и двигать руками. Трудно может быть в первый раз, а потом даже дети справляются. Лучше делать стоя.

Удобно, если эти буквы располагаются не на столе, а на стене. Так удобнее смотреть и делать.

10. «Перекрестные движения»

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

Текст статьи
  1. Смирнова И. Н., Маточкина О. А. Развитие межполушарных связей у дошкольников с ОВЗ // Режим доступа: https://diplom-pedagogu.ru/public/publication/54693
Список литературы