Благодаря деятельности двух полушарий осуществляется единство мозга. Мозолистое тело, которое находится между полушариями, интенсивно развивается до 7-8 лет. Оно представляет собой толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями, т.е. передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями может произойти из-за неспособности правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию. Правое полушарие обеспечивает:
- ориентацию в пространстве;
- обработку невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
- обработку большого количества информации одновременно, интуицию;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
Левое полушарие отвечает за:
- обработку вербальной информации;
- логику, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Нормальная работа всех психических процессов может быть только при взаимосвязанной работе двух полушарий мозга.
В случае, если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации, и у ребенка возникают сложности в обучении:
- задержка умственного развития;
- инфантильность;
- отсутствие познавательной мотивации;
- поведенческие нарушения;
- моторная неловкость;
- логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).
Для формирования межполушарного взаимодействия активно используются кинезиологические упражнения, благодаря которым создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга, повышается уровень развития.
Обычно данную методику применяют к детям с проблемным развитием (ДЦП, гиперактивность, аутизм). С помощью данных упражнений дети становятся более внимательными, быстрее учатся читать и писать, улучшается память, повышается ветроустойчивость.
Занятия с такими детьми проводятся индивидуально. Правильность и точность выполнения заданий имеет огромное значение. Занятия усложняются, если виден прогресс.
Кинезиологические упражнения решают следующие задачи:
- Развитие речи, навыков письма и чтения.
- Формирование навыков для обучения.
- Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей.
- Развитие мелкой моторики, способностей.
- Развитие памяти, внимания, мышления.
- Повышение продуктивности деятельности.
- Устранение дислексии, стресса, апатии.
- Снятие эмоционального напряжения.
- Раскрытие внутреннего потенциала и личного роста.
- Формирование пространственных представлений.
- Формирование произвольности.
- Создание положительного эмоционального фона.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
1. «Дом»
Мы построим крепкий дом,
Жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев (10 раз).
2. «Ладошки»
С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки (10 раз).
3. «Лезгинка»
Любим ручками
И лезгинку танцевать.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.
4. «Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
5. «Симметричные рисунки»
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально-симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
6. «Зеркальное рисование»
Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
7. «Кулак-ребро-ладонь»
Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.
Выполняется сначала правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе.
8. «Колечко»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
9. «Алфавит»
Верхняя буква строчки проговаривается вслух, одновременно выполняется движение руками. Эти движения показывает нижняя строчка: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх.
Получается, что надо одновременно делать несколько дел: видеть сразу 2 строки, произносить букву и двигать руками. Трудно может быть в первый раз, а потом даже дети справляются. Лучше делать стоя.
Удобно, если эти буквы располагаются не на столе, а на стене. Так удобнее смотреть и делать.
10. «Перекрестные движения»
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.