Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников

Автор(-ы):

Хламова Наталья Анатольевна

Тарунина Римма Ренатовна

Снаткина Наталья Юрьевна

Новикова Наталья Анатольевна

22 мая 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольник
межполушарное взаимодействие
развитие памяти
развитие логики
кинезиологические упражнения

Аннотация статьи

В статье рассматривается вопрос развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Благодаря деятельности двух полушарий осуществляется единство мозга. Мозолистое тело, которое находится между полушариями, интенсивно развивается до 7-8 лет. Оно представляет собой толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями, т.е. передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями может произойти из-за неспособности правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию. Правое полушарие обеспечивает:

  • ориентацию в пространстве;
  • обработку невербальной информации, эмоциональность;
  • музыкальные и художественные способности;
  • способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
  • обработку большого количества информации одновременно, интуицию;
  • воображение;
  • отвечает за левую половину тела.

Левое полушарие отвечает за:

  • обработку вербальной информации;
  • логику, память;
  • абстрактное, аналитическое мышление;
  • анализ информации, делает вывод;
  • отвечает за правую половину тела.

Нормальная работа всех психических процессов может быть только при взаимосвязанной работе двух полушарий мозга.

В случае, если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации, и у ребенка возникают сложности в обучении:

  • задержка умственного развития;
  • инфантильность;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • поведенческие нарушения;
  • моторная неловкость;
  • логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).

Для формирования межполушарного взаимодействия активно используются кинезиологические упражнения, благодаря которым создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга, повышается уровень развития.

Обычно данную методику применяют к детям с проблемным развитием (ДЦП, гиперактивность, аутизм). С помощью данных упражнений дети становятся более внимательными, быстрее учатся читать и писать, улучшается память, повышается ветроустойчивость.

Занятия с такими детьми проводятся индивидуально. Правильность и точность выполнения заданий имеет огромное значение. Занятия усложняются, если виден прогресс.

Кинезиологические упражнения решают следующие задачи:

  1. Развитие речи, навыков письма и чтения.
  2. Формирование навыков для обучения.
  3. Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей.
  4. Развитие мелкой моторики, способностей.
  5. Развитие памяти, внимания, мышления.
  6. Повышение продуктивности деятельности.
  7. Устранение дислексии, стресса, апатии.
  8. Снятие эмоционального напряжения.
  9. Раскрытие внутреннего потенциала и личного роста.
  10. Формирование пространственных представлений.
  11. Формирование произвольности.
  12. Создание положительного эмоционального фона.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

1. «Дом»

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев (10 раз).

2. «Ладошки»

С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки (10 раз).

3. «Лезгинка»

Любим ручками

И лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

4. «Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.

5. «Симметричные рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально-симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

6. «Зеркальное рисование»

Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

7. «Кулак-ребро-ладонь»

Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.

Выполняется сначала правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе.

8. «Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

9. «Алфавит»

Верхняя буква строчки проговаривается вслух, одновременно выполняется движение руками. Эти движения показывает нижняя строчка: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх.

Получается, что надо одновременно делать несколько дел: видеть сразу 2 строки, произносить букву и двигать руками. Трудно может быть в первый раз, а потом даже дети справляются. Лучше делать стоя.

Удобно, если эти буквы располагаются не на столе, а на стене. Так удобнее смотреть и делать.

10. «Перекрестные движения»

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

Список литературы

  1. Смирнова И. Н., Маточкина О. А. Развитие межполушарных связей у дошкольников с ОВЗ // Режим доступа: https://diplom-pedagogu.ru/public/publication/54693

Поделиться

783

Хламова Н. А., Тарунина Р. Р., Снаткина Н. Ю., Новикова Н. А. Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников // Роль социально-экономических, общественных и гуманитарных наук в модернизации государства и общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 112-115. URL: https://apni.ru/article/6284-razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodejstviya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля