Экономика Китайской народной республики является одной из самых быстрорастущих в мире, а электропотребление Китая составляет почти четверть мирового спроса на электроэнергию. Для наращивания производства китайским предприятиям необходимо надежное электроснабжение, также возрастающее по мере увеличения потребности в электроэнергии. Энергетика КНР характеризуется с одной стороны энергодефицитом, а с другой стороны доминирующим положением на рынке большинства компаний энергетического сектора. Сложившаяся ситуация неоднозначно отражается на стратегических приоритетах энергетических компаний: нахождение в «рыночной зоне комфорта» не подстегивает предприятия к активным действиям, а усиление экономической глобализации и требований со стороны экономических агентов и государственных органов управления диктует необходимость интенсификации инновационной деятельности в электроэнергетической сфере. Таким образом, в поисках способов разрешения указанного противоречия перед электроэнергетическими компаниями Китая стоит вопрос принятия организационно-управленческих решений для преодоления энергетического кризиса и повышения интереса к инновационному развитию в краткосрочном периоде.
В результате исследования диссертационных работ по торгово-экономическому сотрудничеству между Россией и Китаем по энергетическим вопросам установлено, что существует тесная взаимосвязь между внешнеполитической стратегией страны и экономической и энергетической безопасностью КНР в условиях формирования интенсивной модели экономического развития страны. Вытеснение каменного угля из энергетического баланса Китая возможно только в долгосрочной перспективе при внедрении технологий возобновляемой энергетики, а также за счет импорта природного газа и переоснащении текущих электростанций. При этом Россия обладает наибольшей конкурентоспособностью на рынке стран-поставщиков сжиженного природного газа в регионе Северо-Восточной Азии [5].
Во многих исследованиях разрабатываются механизмы обеспечения устойчивого развития электроэнергетического комплекса за счет организации взаимодействия между энергетическими компаниями, его контрагентами и государством, создания так называемых инновационных экосистем. С учетом особенностей электроэнергетической отрасли, а также требований энергетической безопасности, энергетического равенства, экологической устойчивости авторами предлагается широкий инструментарий по стратегическому управлению предприятий ТЭК на основе инвестиционного проектирования, стимулирующего внедрения инноваций и интегрирующие производственные и управленческие технологии в электроэнергетике, позволяющего согласовать интересы участников инновационного процесса, моделей финансирования, включая усовершенствование механизма государственно-частного партнерства и коммерциализации инноваций на рынке, а также формирования адаптивной системы корпоративного мониторинга.
Так Камчатова Е.Ю. предложила решение многокритериальной оптимизационной задачи определения направлений и обеспечения инновационной деятельности компании, занимающей доминирующее положение на электроэнергетическом рынке, и механизм распределения ресурсов компании внутри портфеля инноваций за счет использования различных форм реализации инновационных полуфабрикатов [3]. Бурда Е.Д. обосновал выбор формы взаимодействия электроэнергетических компаний на основе решения многокритериальной задачи в зависимости от стратегических целей компаний в сфере инноваций и специфики самого инновационного проекта с учетом существующих ограничений и специфики отрасли [1].
Развитие цифровых сервисов и бизнесов, требования повышения клиентоориентированности, готовность персонала и инфраструктуры к технологическим изменениям – все эти факторы необходимо учитывать при внедрении инноваций в настоящее время в любой отрасли. Ховалова Т.В. разработала инструмент самодиагностики электроэнергетической компании на уровень зрелости цифровой трансформации с учетом их бизнес-модели и отраслевых особенностей [12]. Купреев Д.А. предложил решение задачи оптимизации по нахождению пороговой цены и эффективности инновации при согласованности экономических интересов участников: самих энергетических компаний, государственных органов власти и предприятий машиностроительной отрасли [7].
Многокритериальным выбором и последующим принятием оптимального управленческого и инвестиционного решения в сфере цифровизации электроэнергетики занимался Квасов И.А., применяя платформенный подход к проблеме при реализации триады технологий (управленческих – производственных – автоматизированных) на основе математического моделирования и применения киберфизических систем [4].
Во многих исследования отмечается, что рост ВВП Китая в ближайшей перспективе обострит экологические и ресурсные проблемы, в связи с чем китайские электроэнергетические компании должны учитывать в своих стратегических приоритетах и усовершенствование экологических практик: обязательное включение положений об экологической ответственности в корпоративные политики организаций; совершенствование налогообложения, ценообразования и кредитных политик в части установления дополнительных санкций за загрязнение окружающей среды и льгот за соответствие современным экологическим стандартам.
Ядыкиным В.К. предложена: методика оценки степени влияния каждого элемента инвестиционной программы на достижение ключевых показателей стратегии устойчивого развития с учетом их приоритетности, комплексная методика оценки вариантов стратегического развития электрогенерирующих компаний по критериям энергетической и экологической безопасности, энергоэффективности при одновременном обеспечении социальной комфортности [13].
В связи с тем, что значительная доля электроэнергии на территории и Российской Федерации, и Китайской Народной Республики производится на тепловых электростанциях (ТЭС), особый интерес вызывают диссертационные работы, в которых предлагаются современные механизмы производственно-хозяйственного планирования деятельности ТЭС, например, алгоритм распределения затрат и подачи ценовой заявки и механизм принятия решения о консервации оборудования Сухаревой Е.В. [11], а также широкий инструментарий для управленческих кадров ТЭС Оклея П.И. [10]: модель оценки доли ремонта (в том числе и простоя) оборудования, стоимости обслуживания активов с учетом их срока службы, финансового результата от эксплуатации оборудования ТЭС, технического состояния активов, влияния отказа оборудования на финансовые результаты деятельности предприятия. Особую практическую ценность работе придает разработанная автором методика проектирования инвестиционных программ технического перевооружения (или ремонта и реконструкции) производственных активов ТЭС на основе риск-ориентированного подхода.
Для обеспечения энергетической безопасности Лисиным Е.М. предлагается метод многокритериального анализа социально-экономических и производственно-технологических критериев эффективности энергосистемы, рыночных правил функционирования энергосистемы, модели топливообеспечения, теплоснабжения и управления для оптимизации структуры энергосистемы и корректного отбора проектов технологического развития [8]. Кондраков О.В. развил инструментарий обеспечения энергетической безопасности: разработал меры нивелирования основных угроз энергетической безопасности в зависимости от источников и триггеров этих угроз; механизмы принятия управленческих решений, основанных на матрице сочетания угроз устойчивости развития ТЭК и вероятности их возникновения; сформировал индикаторы и пороговые значения устойчивости развития ТЭК, стратегические перспективы устойчивости развития ТЭК с учетом параметров экономического роста регионов и их уровня энергетической безопасности [6].
Признание ключевой роли потребителей электроэнергии в устойчивом функционировании энергосистемы нашло свое отражение в предложенной Некрасовым С.А. альтернативной концепции развития электроэнергетики России за счет предоставления энергетическим хозяйствам потребителя широких возможностей управления спросом с помощью современных цифровых технологий, развития собственной генерации на основе ВИЭ и технологий аккумулирования электроэнергии с последующим участием в системах распределенной генерации [9]. Дзюба А.П. расширил методологию DSM (Demand Side Management, менеджмент спроса на энергопотребление со стороны конечных потребителей), предложив концепцию системы управления спросом на природный газ и электроэнергию в совокупности с развитием цифровых платформ «Умные сети», «Умный учет» и «Интернет вещей» [2].
Таким образом, в условиях глобализации мировой экономики, в том числе энергетики, а также с учетом глобальных вызовов и геополитической обстановки, не стоит пренебрегать уже накопленным методологическим опытом управления электроэнергетическими компаниями. Для повышения энергетической эффективности своей экономики и нивелирования угроз энергетической безопасности руководящие органы электроэнергетических компаний Китая могут воспользоваться научно-обоснованными инструментами управления из открыто опубликованных научных работ специалистов из других стран с похожей моделью энергообеспечения.