Во второй половине XIX века изменения во многих сферах жизни России привели к появлению массового читателя. Газеты и журналы стали ориентированы не только на представителей высшего сословия, но и на купечество, мещанство.
В 1856 году в расчете на массового читателя был преобразован журнал «Сын Отечества»: в нем стали печататься небольшие заметки, посвященные различным насущным темам, а с 1857 года в еженедельнике систематически появлялись карикатуры. В отделе «Листок барона Брамбеуса» был введен фельетон.
Распространению чтения прессы среди городских жителей способствовали «листки» – «небольшие своеобразные газетки с непериодическим выходом, они носили почти исключительно развлекательный характер» [1].
«Листки» продавались на улицах и имели специфические названия: «Бардадым», «Бессонница», «Бессонница-шутница», «Бесструнная балалайка», «Всякая всячина», «Говорун», «Картинки с натуры», «Листок для всех», «Литература в ходу», «Моим трутням совет», «Муха», «Ералаш», «Ороскоп кота» и др. [1].
Цензоры, хотя и не переставали контролировать любые явления в жизни общества, не находили в «листках» ничего примечательного. Цензор А. В. Никитенко в своем дневнике отметил, что в подобных изданиях нет ничего «ни умного, ни опасного»: «Это пустая болтовня для утехи гостинодворцев, грамотных дворников и пр.» [7].
«Листки» могли содержать в себе ироническое, юмористическое, даже саркастическое отражение явлений жизни.
Спустя некоторое время после появления и распространения «листков», в связи с резкими изменениями в государстве, власти решили «дисциплинировать печать». С 1858 года происходят многочисленные цензурные нападки на листки. С тех пор листки выходили только в виде брошюр, что уменьшает возможность их распространения. Впоследствии цензура запретила уличную продажу листков.
С 1860 года «листки» изменили свою направленность, став информационным изданием. Примеры листков тех лет: «Листок Русского общества пароходства и торговли», «Полицейский листок керчь-еникольского градоначальства», «Обёрточный листок», с подзаголовком «Газета литературная и промышленная».
В 1864 году появился «Петербургский листок». Это издание – наиболее массовое и долговечное в среде малой городской прессы. Просуществовал «Петербургский листок» до 1917 года.
«Первоначально основное место в «Петербургском листке» занимал справочный материал: адреса учреждений и официальных лиц, гостиниц и сдаваемых квартир, сведения о городских зрелищных мероприятиях и т. п. Отведено было место для фельетона, слухов и новостей из разных мест, телеграмм, заимствованных из правительственной печати» [1].
Виды журналов и газет в России
Демократические журналы
Помимо листков, также продолжили своё существования обычные газеты и журналы.
В 60-е гг XIX века печатные издания приобретают политическое направление, образовалось два лагеря – демократический и либеральный. Демократические издания постоянно находились в полемике с либеральными. «Тиражи демократических изданий превосходили тиражи либеральных: если «Современник» имел наибольший тираж 7 тыс. экземпляров, «Искра» – 10 тыс., то «Русский вестник» – 5 тыс. экземпляров, славянофильская «Русская беседа» – всего 1200 экземпляров» [14].
В конец 50-х – начало 60-х годов происходит структурное изменение «Современника». В журнале появились политические обозрения и юмористические фельетоны. Происходит трансформация литературно-критического журнала в литературно-общественный.
Журналы занимали одно из ведущих положений в политической пропаганде. В конце 1850-х годов в эмиграции А. И. Герцен и Н. П. Огарёв начали издавать газету «Колокол» – эта газета нелегально распространялась по России.
Журналы революционной демократии в России – «Современник» и «Русское слово».
Редактором «Современника» был Н. А. Некрасов, также с «Современником» сотрудничали Н. Г. Чернышевский, И.С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой и др. В «Современнике» понимали, что планируемая властью реформа не удовлетворит коренные интересы народа. В журнале осуждались помещики-крепостники, тем не менее, главный удар наносится по либеральной идеологии. Сотрудники журнала понимали, что именно либералы политикой соглашательства могут свести на нет все усилия демократии и народа [3].
Еще один журнал революционной демократии – «Русское слово» – был основан в 1859 году, демократический характер приобрел с приходом редактора Г. Е. Благосветлова.
Журнал «Русское слово» имел научно-популярный уклон. Здесь наряду с вопросами литературы и литературной критики большое внимание уделяли естественнонаучным знаниям, фактам научной жизни. Он был весьма популярен среди учащейся молодежи и в русской провинции. Изменив состав сотрудников, Благосветлов сумел поднять тираж журнала с 3 до 4,5 тысячи экземпляров. Наиболее удачным решением редактора было приглашение в журнал на роль ведущего критика Д.И. Писарева [3].
Писарев много размышлял о потенциальных способностях русского крестьянства к революционной борьбе. Отсутствие сознания в массе народа публицист считал большим недостатком и стремился к пропаганде знаний в максимальных размерах, веря, что знания сами по себе такая сила, что человек, овладевший ими, неизбежно придет к признанию социально полезной и революционной Деятельности, направленной против царизма и эксплуатации [3].
Наступление реакции в стране привело к закрытию «Современника» и «Русского слова», также перестал выходить «Колокол».
Н. А. Некрасов, став редактором «Отечественных записок», попытался объединить в журнале писателей-демократов. Журнал вёл борьбу с антинигилистической беллетристикой, с теорией «чистого искусства». Активно поддерживалась деятельность писателей-демократов.
Либеральные журналы
Самым основным журналом либерального направления оказался журнал М. Н. Каткова «Русский вестник».
Журнал в канун реформа выступал за отмену крепостного права и устранение старой бюрократии, но при сохранении самодержавия и господствующего положения в стране дворян-помещиков [3].
М. Н. Катков активно выступал против демократов, критиковал любые антирусские действия и намерения соседних держав, восставал против внутренней смуты либералов.
«Мы называем себя верноподданными», – с гордостью утверждал публицист. Такая позиция находила немало сторонников, авторитет Каткова-журналиста был достаточно высок [3].
Также либеральные позиции занимают журналы «Отечественные записки» А. А. Краевского, газеты «Санкт-Петербургские ведомости», «Наше время».
Сатирические журналы
Одно из проявлений общественного подъема в 60-е гг. – широкое развитие сатиры вообще и сатирической журналистики в частности [14]. В эти годы вышли издания «Искра» В. С. Курочкина, «Свисток» Н. А. Добролюбова, также издавались «Гудок», «Заноза», «Оса», «Будильник», «Развлечение».
От русских сатирических журналов прошлых веков сатирические издания XIX века отличаются совместной работой писателей-фельетонистов, авторов сатирических стихотворений и художников-карикатуристов. «Сатирические журналы – еженедельные журналы с карикатурами – плод тесного сотрудничества писателя и художника» [15].
Самым примечательным журналом той эпохи был еженедельный журнал «Искра». Его издатели – поэт-переводчик Василий Курочкин и художник Николай Степанов.
Перед цензурным комитетом издатели объясняли необходимость создания журнала тем, что сатирические иллюстрированные обозрения, созданные в Англии, Франции пользуются в России популярностью:
«Если сатира чуждой нам цивилизации встречает в нашем обществе сочувствие, значит, необходимость национальной сатиры им сознана, и художественно-литературное воспроизведение смешных и темных сторон нашей действительности удовлетворит одной из его настоятельных потребностей» [13].
«Искра» по своим идейным позициям близка к «Современнику». В «Искре» публиковались злободневные фельетоны и карикатуры. Современники нередко сравнивали «Искру» с «Колоколом». Писатель, журналист и драматург П. Д. Боборыкин отмечал, что «Искра» «играла в Петербурге как бы роль «Колокола» [2].
Сатира «Искры» направлена на «тёмные стороны» российской административной машины, на крепостничество, на злоупотребления чиновников на местах, на различные явления внутренней политики и общественной жизни. Также «Искра» обращалась и к зарубежным событиям. Основной темой «направленного осмеяния» была политика английского и французского колониализма; журнал всегда пытался встать на сторону слабых, притесняемых стран и национальных меньшинств. Осуждению подвергались милитаризм, шовинизм и захваты чужих территорий. С 1868 г. в «Искре» появился специальный раздел для событий международной жизни «Заметки со всех концов света» [4].