Сегодня одним из признаков демократического правового государства и сильного гражданского общества является состояние и степень гарантии права собственности для всех.
Для сложившихся экономических отношений собственности необходимо правовое регламентирование, соответствующее соответствующей целям и задачам собственника. Ввиду этого, на законодательном уровне должны быть обеспечены гарантии реализации права собственности [7].
Нужно сказать, что законодательное регулирование имущественных отношений проходит через сложный процесс соответствующих процедур по рассмотрению, принятию и опубликованию правовых актов, после принятия которых нормы законодательства приобретают правоустанавливающую силу как в отношении собственника, так и всех его контрагентов.
А именно гарантии осуществления и защиты прав собственности, закрепленные в законодательных актах, способствуют свободному осуществлению полномочий собственника, а также их защите от нарушений и восстановлению прежнего до нарушения его имущественного состояния.
В содержание права частной собственности входит право каждого иметь имущество, владеть им и пользоваться им, в том числе извлекать из имущества его полезные свойства, а также распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими людьми (ст. 35 Конституции РФ) [1].
Реализация права собственности основывается на принципах неприкосновенности собственности и свободы договоров, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость вмешательства в частную жизнь других лиц.
Отличительной особенностью полномочий собственника является возможность осуществлять их по своему усмотрению, т. е. независимо от других людей, своими силами и в своих интересах.
Собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушающие иным образом охраняемые законом права и интересы и т. п.
Следует отметить, что правовые способы защиты частной собственности, закреплённые различными отраслями права, тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Однако среди всех способов защиты имущественных прав собственника имеют гражданско-правовые.
Так, по мнению, Суханова Е.А., Гражданско-правовая защита прав собственности осуществляется с помощью всех гражданско-правовых норм, обеспечивающих нормальное и беспрепятственное развитие рассматриваемых отношений [5].
Исходя из анализа статьи 12 и других норм Гражданского кодекса РФ, это подразумевает совершение лицом, права которого нарушены, определенных действий: обратиться в компетентные органы или в суд, предъявить законные требования, принять меры по возврату незаконно отчужденного имущества и т.д [2].
Над сказать, что в российском законодательстве отмечается ряд недостатков, связанных с несовершенством правового регулирования вопросов по защите частной собственности граждан. Одна связана с возможностью изъятия вещи из владения добросовестного приобретателя.
Так, п. 1 ст. 302 ГК РФ предусмотрено, что в случае приобретения имущества за вознаграждение у лица, не имевшего права на его отчуждение, что добросовестному приобретателю не было известно, собственник может истребовать данное имущество от приобретателя только в случае утраты этого имущества собственникам либо законным его владельцем; похищения вещи у данных субъектов или, если имущество выбыло из владения другим способом независим от их воли.
В таких ситуациях право частной собственности вправе защищать как истец, так и ответчик. Поэтому могут возникать дополнительные трудности у судебных органов при разрешении дела.
Таким образом, суд, рассматривающий спор о признании права, вынужден исследовать большое число смежных вопросов, которые относятся к компетенции других органов государственной власти, в особенности, регистрирующих.
В зависимости от характера нарушения прав правообладателя и содержания предоставляемой защиты различают вещно-правовые, обязательственно-правовые и иные способы защиты.
К имущественным способам охраны имущества относятся предусмотренные законом правоприменительные меры, применяемые уполномоченным лицом для защиты права собственности и законных интересов собственника (негаторный и виндикационный иски).
К иным способам защиты следует относить иски о признании или иски против органов государственной власти. Такие требования предъявляются при необходимости доказывания права на спорное имущество, если факт существования права не может быть доказан иным способом. При этом иск к органам государственной власти или органам местного самоуправления предъявляется в случае нарушения действиями (бездействием) их должностных лиц, установленных законом права собственности или иного вещного права гражданина.
Именно ситуация, в которой необходимо защитить право собственности, и определяет способ правовой защиты.
Поскольку от правильности выбранной степени защиты может зависеть правильность последующего владения, важно правильно определить способ защиты и грамотно оформить необходимую документацию, в том числе исковое заявление.
При этом следует помнить, что для защиты прав собственности необходимо установить подведомственность и компетенцию для подачи документов в суд. Подведомственность и подсудность споров, связанных с защитой права собственности и иных имущественных прав, определяются Гражданским и Арбитражным процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ защита нарушенных прав осуществляется судом, арбитражным или третейским судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
В рамках защиты прав собственности чаще всего в суд предъявляются следующие требования:
- об истребовании имущества из незаконного владения другим лицом;
- об устранении нарушений, не связанных с лишением владения;
- о признании права собственности;
- возмещение ущерба, причиненного владельцу;
- требование о возврате неосновательно нажитого или сбереженного имущества;
- на возврат вещей, переданных в пользование по договору, и т. п.
Особенности некоторых способов защиты права собственности и иных имущественных прав еще недостаточно изучены, а правоприменительная практика нередко сталкивается с рядом нерешенных вопросов.
Также следует отметить про уголовную ответственность за преступления против собственности, так как граждане России становятся жертвами мошенничества, насилия, посягательства определенных лиц на их имущество. Одновременно причиняется ущерб отношениям собственности как экономической категории, так и категории правовой. Право собственности прямо закреплено в Конституции Российской Федерации, где в статье 8 указано, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Уголовная ответственность за преступления против собственности предусмотрена в главе 21 Уголовного кодекса РФ и включает в себя 17 составов. По уголовному законодательству Российской Федерации преступлениями против собственности являются общественно опасные деяния, которые нарушают права владения, пользования и распоряжения собственниками имуществом или иным способом причинения собственникам имущественного ущерба [8].
В УК РФ целесообразно ввести примечание к статье 162 с определением понятия «насилие», в котором под насилием будет пониматься способ совершения преступления с применением физической силы или угрозы ее применения в отношении потерпевшего.
В УК РФ отсутствует классификация насилия, как способа завладения имуществом, что не позволяет правоприменителю избежать ошибок при квалификации. Насилие может быть как физическое, так и психическое, что в свою очередь приносит физические и нравственные страдания потерпевшему. Считаю, что уголовное законодательство требует корректировки с обозначением классификации определенных терминов, таких как понятие «насилие».
Защита собственности уголовным правом является и остается одним из наиболее актуальных вопросов в теории уголовного права.
В правовом обществе защита частной собственности граждан является одним из важнейших аспектов социально-экономического развития. Поэтому для содействия экономическому развитию России необходимо совершенствование правовой структуры страны и усиление общественного и надзорного контроля, а также осуществление должной правовой защиты всех субъектов права.