Теоретические основы проектирования курса CAS в рамках программы международного бакалавриата

В статье рассмотрено понятие программы международного бакалавриата, ее основные модули и цели. Программа международного бакалавриата дает возможность учащимся развиваться, с помощью использования приемов критического мышления. Программа нацелена на воспитание учащихся с активной гражданской позицией, способных конкурировать и развиваться в современном обществе. В рамках настоящей статьи проанализирована и дана оценка основному курсу международного бакалавриата CAS. Курс CAS позволяет учащимся развиваться быстрее и получать опыт в процессе обучения. Основной идей курса является реализация определенных проектов, которые представлены в трех направлениях. Изучена роль данного курса в системе международного бакалавриата и его основных направлений. Направление «творчество», позволяет учащимся отойти от шаблонного мышления, реализуется через подготовку презентации. В рамках направления «действие», у учащихся прививаются навыки здорового образа жизни, занятие спортом, участие в спортивных мероприятиях. Направление «служение» способствует развитию навыков служения обществу, развитие коммуникативных навыков, благотворительности, милосердию. Результатам обучения в рамках данной программы является составление портфолио, которое демонстрирует результат проделанной работы учащегося и его достигнутые результаты.

Аннотация статьи
программа
творчество
курс
действие
служение
Ключевые слова

Программа международного бакалавриата является инновационной системой образования, в рамках которой учащиеся получают возможность развивать навыки критического мышления и способны решать сложные задачи.

Основной целью программы является «воспитание молодых людей на основе моральных и нравственных ценностей, принятых в международном демократическом сообществе, соединение задачи по достижению высоких академических результатов каждого учащегося с воспитанием активной и ответственной гражданской позиции, развитие взаимопонимания между школьниками, осознание ими поликультурности мира, готовности действовать совместно с представителями других культур в сложных жизненных ситуациях, формирование необходимых жизненных навыков, способствующих конкурентоспособности обучающихся и успешности в условиях постоянно меняющегося мира» [1].

В исследовании Кузнецова О.А. обозначены цели программы «Международного бакалавриата, к которым она отнесла, развитие:

  • навыков критического мышления;
  • навыков ведения научно-исследовательской работы;
  • знание английского языка;
  • личности учащихся» [2].

«Курс составляет шесть программ, в рамках которых учащиеся изучают два языка, гуманитарные, социальные и естественные науки, а также математику и одно из искусств. Учащиеся выбирают один предмет в каждой области и предмет искусства могут заменить на любой другой предмет. Как правило, на высоком уровне изучаются три предмета, остальные подлежат изучению в стандартном» [3].

Центральное место в программе международного бакалавриата занимает курс CAS.

CAS мотивирует учащихся к личностному росту, получению опыта в процессе обучения и предоставляет возможность учащимся самоопределится и наладить сотрудничество с другими.

В течение двух лет учащиеся непрерывно осуществляют индивидуальные и совместные проекты в трех направлениях. Чтобы продемонстрировать эти концепции, учащиеся должны выполнить проект CAS.

Проект ставит перед учащимися следующие задачи, которые заключаются в проявлении и развитии:

  • инициативы;
  • настойчивости;
  • навыков сотрудничества, решения проблем и принятие решений.

CAS целенаправленно опирается на программу начального образования (PYP) и программу среднего образования (MYP), установление преемственности через континуум IB международного образования.

Рассматривая CAS исследователь «Толдаевой А.Р. сделала выводы о том, что CAS является сложной академическая программой, развивающая у учащихся навыки взаимодействия друг с другом, самоопределения, достижения цели, в процессе чего учащиеся получают удовольствие от проделанной работы.

Данная программа проводится в соответствии с интересами учащихся, их навыками, ценностями и происхождением. По окончанию программы у учащихся должно быть собрано портфолио как доказательство того, что он делал в течение обучения» [4].

CAS образуют три направления. Первое – творчество. Целью данного направления является качественная подготовка презентации на выбранную тему исследования.

Данное направление курса CAS позволяет учащимся использовать оригинальное мышление для самовыражения. Творчество исходит из талантов, интересов, желаний, эмоциональных реакций ученика, из чего следует вывод, что творчество учащихся может принимать бесконечное количество форм.

Например, это может быть изобразительное и исполнительское искусство, цифровой дизайн, кино, и многое другое. Через творчество учащиеся отходят от шаблонного мышления.

Второе направление программы – действие. Действие представляет собой активное занятие спортом или любые физические нагрузки, направленные на поддержание здорового образа жизни человека.

Целью направления «Действие» является пропаганда здоровых привычек на протяжении всей жизни, связанных с физическим здоровьем.

По мнению исследователя Шутьева Е.Ю. «физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность человека к движению и нагрузкам. Для сохранения функционального статуса организма движение просто необходимо» [5].

Третье направление – служение. Суть данного направления заключается в воспитании у учащихся навыков служения обществу, которое подразумевает организацию мероприятий, направленных на социальные нужды общества.

В рамках этого подхода, основанного на исследованиях, учащиеся оказывают услуги по выбранной теме исследования. Служение обществу основывается на предшествующих знаниях и опыте учащихся, позволяя им устанавливать связи между их академическими дисциплинами и их опыту служения.

Использование этапов CAS является рекомендуемым подходом для учащихся, участвующих в опыте служения. Все формы служения должны включать расследование, подготовку и действия, отвечающие выявленной проблеме.

Рассмотрев особенности реализации программ курса CAS, мы пришли к выводу, что данная программа призывает и мотивирует учащихся к достижению планируемых результатов деятельности в различных контекстах, предполагает высокую вовлеченность учащихся.

Данный курс помогает разобраться в вопросах толерантности, системы ценностей, этики и, как следствие, способствует формированию ответственной и целеустремленной личности.

Текст статьи
  1. Крыжановская Е.И. Реализация программ международного бакалавриата для дошкольного и начального образования как ресурс для саморазвития и самоопределения учащихся / Е. И. Крыжановская. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 7.6 (111.6). – С. 138-141. – URL: https://moluch.ru/archive/111/27817/.
  2. Кузнецова О.А. Программы Международного бакалавриата на современном этапе // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmy-mezhdunarodnogo-bakalavriata-na-sovremennom-etape.
  3. Ноздров П.А. Сравнительный анализ международных программ и экзаменов по истории // Преподаватель ХХI век. 2021. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-mezhdunarodnyh-programm-i-ekzamenov-po-istorii-international-baccalaureate-ib-cambridge-assessment.
  4. Толдаева А. Р. Кинематограф как средство организации работы по программе CAS в старшей школе международного бакалавриата / А. Р. Толдаева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2016. – № 2-2. – С. 239-247. – EDN XWEWIP.
  5. Шутьева Е.Ю., Зайцева Т.В. Влияние спорта на жизнь и здоровье человека // Концепт. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sporta-na-zhizn-i-zdorovie-cheloveka.
  6. Панина Е.Ю., Торхова Е.В. Электронный курс «Живопись» по направлению «Творчество» в рамках модуля CAS как средство реализации дипломной программы международного бакалавриата // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2021. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektivnyy-kurs-zhivopis-po-napravleniyu-tvorchestvo-v-ramkah-modulya-cas-kak-sredstvo-realizatsii-diplomnoy-programmy.
  7. Таллаева А.А., Петухова Д.С., Нафанаилова С.С., Новоселов М.Н. Методическое проектирование курса иностранного языка (Language b) в дипломной программе Международного бакалавриата в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия) // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-proektirovanie-kursa-inostrannogo-yazyka-language-b-v-diplomnoy-programme-mezhdunarodnogo-bakalavriata-v-obrazovatelnom.
Список литературы