Главная
Конференции
Роль социально-экономических, общественных и гуманитарных наук в модернизации государства и общества
О приемах работы с воспитанниками с особыми образовательными потребностями. Особ...

О приемах работы с воспитанниками с особыми образовательными потребностями. Особенности обучения детей с ТНР

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

особые образовательные потребности
нарушения развития
дети с ОВЗ
индивидуальный подход
адаптированная программа
коррекционная работа

Аннотация статьи

Данная научная статья рассматривает воспитанников с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в дошкольном возрасте и описывает различные типы нарушений развития, которыми они могут обладать. Авторы подчеркивают важность индивидуального подхода при работе с детьми с ОВЗ, а также необходимость адаптированной основной образовательной программы.

Текст статьи

Воспитанники с особыми образовательными потребностями – это дети, которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

В эту группу дошкольников с особыми образовательными потребностями входят дети с разными нарушениями развития:

  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
  • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с тяжёлыми нарушениями речи;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с умственной отсталостью;
  • с расстройством аутистического спектра.

Особые образовательные потребности у этих детей различные, так как зависят от специфики нарушения.

Целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация адаптированной основной образовательной программы. Самым главным приоритетом в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения. Коррекционно-педагогическая работа происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется педагогами ДОУ, работающими с воспитанниками с особыми образовательными потребностями.

Можно выделить особые по своему характеру потребности, которые свойственны всем детям с особыми образовательными потребностями:

  • начать коррекционную работу сразу же после выявления первичного нарушения развития; 
  • ввести в содержание программы специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; 
  • использовать специальные методы, приемы и средства обучения;
  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; 
  • обеспечить особую пространственную среду.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу воспитанников с особыми образовательными потребностями являются:

  • игровые ситуации;
  • дидактические игры;
  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
  • псих гимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Общепринятые методы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, такие как: словесные, наглядные (визуализация), практические, репродуктивный метод, частично-поисковый, исследовательский так же эффективны в коррекционной работе.

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют серьезные речевые дефекты, при сохранном слухе и интеллекте. Разнообразные речевые нарушения оказывают негативное воздействие на становление психики. К тяжелым речевым нарушениям относятся: общее недоразвитие речи, алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание.

Особенности речевого недоразвития детей с тяжелыми нарушениями речи не могут быть преодолены самостоятельно. Они требуют проведения целенаправленной коррекционной работы под руководством специалистов.

Наряду с общими принципами, методами и приемами работы с воспитанниками с особыми образовательными потребностями, с детьми с ТНР используются следующие особенности коррекционного обучения:

  • развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики;
  • развитие правильного речевого дыхания;
  • постановка и автоматизация нарушенных звуков;
  • активизация словаря;
  • формирование и упражнение грамматических категорий;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях;
  • формирование связной речи.
  • формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
  • формирование графо-моторных навыков.

Фронтальные занятия проводятся согласно адаптированной основной образовательной программе и в соответствии с календарным планом логопедической работы. Индивидуальные занятия проводит учитель-логопед, а также воспитатель по заданию логопеда.

Коррекционная работа проводится и вне занятий, где необходимо закрепление речевого материала: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Эффективная коррекция речевых дефектов возможно лишь в условиях комплексного подхода к их преодолению. Например, для развития мелкой моторики, используются различные массажеры для рук, выкладывание из цветных палочек, пуговиц, камешек, нанизывание предметов на веревочку, пальчиковые игры. Для развития органов артикуляции используются традиционные логопедические упражнения, и различные упражнения для выработки воздушной струи.

Успешное осуществление коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, а также звуковой культуре речи предполагает взаимосвязь и преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя и семьи.

Чтобы работа по обучению детей стала совместной; логопед обучает ребёнка на занятиях, а родители закрепляют пройденный материал дома. В течение всего года проводятся консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.

В сентябре, мае проводится, логопедическое обследование детей, в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.

Добиться хороших результатов в коррекции речи детей возможно благодаря тесному сотрудничеству специалистов и семьи.

Список литературы

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.; ил.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  3. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Изд-во Московского университета, 1979. – 320с.
  4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: В.Секачев, 2007. – 224 с.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с, ил.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Поделиться

691

Алексеева М. А., Спиридонова В. Н. О приемах работы с воспитанниками с особыми образовательными потребностями. Особенности обучения детей с ТНР // Роль социально-экономических, общественных и гуманитарных наук в модернизации государства и общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 78-80. URL: https://apni.ru/article/6347-o-priemakh-raboti-s-vospitannikami-s-osobimi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября