О приемах работы с воспитанниками с особыми образовательными потребностями. Особенности обучения детей с ТНР
Данная научная статья рассматривает воспитанников с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в дошкольном возрасте и описывает различные типы нарушений развития, которыми они могут обладать. Авторы подчеркивают важность индивидуального подхода при работе с детьми с ОВЗ, а также необходимость адаптированной основной образовательной программы.
Воспитанники с особыми образовательными потребностями – это дети, которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.
В эту группу дошкольников с особыми образовательными потребностями входят дети с разными нарушениями развития:
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с тяжёлыми нарушениями речи;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с умственной отсталостью;
- с расстройством аутистического спектра.
Особые образовательные потребности у этих детей различные, так как зависят от специфики нарушения.
Целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация адаптированной основной образовательной программы. Самым главным приоритетом в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения. Коррекционно-педагогическая работа происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется педагогами ДОУ, работающими с воспитанниками с особыми образовательными потребностями.
Можно выделить особые по своему характеру потребности, которые свойственны всем детям с особыми образовательными потребностями:
- начать коррекционную работу сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание программы специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- обеспечить особую пространственную среду.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу воспитанников с особыми образовательными потребностями являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- псих гимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Общепринятые методы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, такие как: словесные, наглядные (визуализация), практические, репродуктивный метод, частично-поисковый, исследовательский так же эффективны в коррекционной работе.
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют серьезные речевые дефекты, при сохранном слухе и интеллекте. Разнообразные речевые нарушения оказывают негативное воздействие на становление психики. К тяжелым речевым нарушениям относятся: общее недоразвитие речи, алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание.
Особенности речевого недоразвития детей с тяжелыми нарушениями речи не могут быть преодолены самостоятельно. Они требуют проведения целенаправленной коррекционной работы под руководством специалистов.
Наряду с общими принципами, методами и приемами работы с воспитанниками с особыми образовательными потребностями, с детьми с ТНР используются следующие особенности коррекционного обучения:
- развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики;
- развитие правильного речевого дыхания;
- постановка и автоматизация нарушенных звуков;
- активизация словаря;
- формирование и упражнение грамматических категорий;
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях;
- формирование связной речи.
- формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
- формирование графо-моторных навыков.
Фронтальные занятия проводятся согласно адаптированной основной образовательной программе и в соответствии с календарным планом логопедической работы. Индивидуальные занятия проводит учитель-логопед, а также воспитатель по заданию логопеда.
Коррекционная работа проводится и вне занятий, где необходимо закрепление речевого материала: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Эффективная коррекция речевых дефектов возможно лишь в условиях комплексного подхода к их преодолению. Например, для развития мелкой моторики, используются различные массажеры для рук, выкладывание из цветных палочек, пуговиц, камешек, нанизывание предметов на веревочку, пальчиковые игры. Для развития органов артикуляции используются традиционные логопедические упражнения, и различные упражнения для выработки воздушной струи.
Успешное осуществление коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, а также звуковой культуре речи предполагает взаимосвязь и преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя и семьи.
Чтобы работа по обучению детей стала совместной; логопед обучает ребёнка на занятиях, а родители закрепляют пройденный материал дома. В течение всего года проводятся консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.
В сентябре, мае проводится, логопедическое обследование детей, в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.
Добиться хороших результатов в коррекции речи детей возможно благодаря тесному сотрудничеству специалистов и семьи.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.; ил.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Изд-во Московского университета, 1979. – 320с.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: В.Секачев, 2007. – 224 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с, ил.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).