Роль сказок в воспитании детей дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

сказка
сказкотерапия
дети
ребенок
культура
социально-культурная среда
социально-культурный кластер
социально-культурное развитие

Аннотация статьи

Со сказкой человек знакомится в самом начале жизненного пути, сопутствует на протяжении дошкольного возраста и сохраняется навсегда. Благодаря сказке малыш учится правильно произносить звуки, выполнять простые задания, развивается интеллектуально. Сказки любят дети и взрослые. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Малыш не может всесторонне развиваться без чтения сказочных произведений.

Текст статьи

«Нет в мире существа, которого бы не коснулся хоть
самый крошечный луч любви, а также нет человека
 в чьей жизни нельзя было бы не найти сказку!»
А.В. Гнездилов

Сказания написаны простым, понятным для ребенка языком. Поэтому читая книгу, развивается детское воображение. Сказка появляется в человеческой жизни в раннем детстве, сопровождает на протяжении всего детства и остается на всю жизнь. Сказка – начало знакомства с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Благодаря сказкам ребенок получает информацию о добре и зле, дружбе и предательстве, правде и лжи. Сказка закладывает моральные и социальные ценности, понятия, что есть хорошо, а что – плохо. Чтение сказок – важный воспитательный момент, поскольку в сказках хранится многовековая мудрость. Сказка развивает у ребенка чувства, так как, слушая их, он смеется, радуется, переживает, надеется. Читая сказки, вы вырастите тонко чувствующего человека, способного на творчество. Важно также не только читать, но и вместе с ребенком осмысливать прочитанное, ставить вопросы, анализировать, думать вместе с ребенком о добре и зле, честности, справедливости, или, наоборот, трусости, подлости, недоброжелательности героев.

Сказка – как многофункциональный инструмент развития дошкольников. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства. Сказки пользуются огромной любовью у детей.

Благодаря сказкам дети стают увереннее, терпеливее, смекалистей, учатся слушать и слышать окружающих. Слушающий сказку ребенок никогда не будет, а будет переживать и радоваться за сказочных героев.

Сказка –добрый помощник воспитания. В сказке есть сила метафоры и сила образа. Сказка – уникальная форма хранения и индивидуализированной передачи от человека к человеку чистой, жизненно важной информации. В ней в виде образов, метафор зашифрованы сюжеты, послания.

Воспитание сказкой - метод развития критического мышления, самосознания, развивающий способность думать, позволяющий не наказывать ребенка, а воспитывать словом.

Именно сказки вырабатывают способность сострадать, сопереживать, радоваться за другого человека. Благодаря сказкам дети получают представление о мире, знания об окружающем среде. Познается мир не только умом, но и сердцем. Сказка в очень понятной форме воспитывает, показывая примеры благородства, морали. Каждая сказка чему-то учит малыша, заставляет плакать и смеяться, переживать и надеяться. Она играет большую роль в развитии детей, знакомит с понятиями, как «добро и зло», тем самым отличая хорошее от плохого, а счастливый конец сказки совершенствует оптимизм, решительность в преодолении препятствий.

Ещё одно большое преимущество, которое ребенок получает благодаря сказке, это умственное развитие совместно с развитием речи. Дети делятся своим мнением, делая выводы, анализируя, понимая смысл. Запоминают сюжет, персонажей, пересказывают содержание. Таким образом, улучшаются: речь, словарный запас, воображение ребёнка. Сказки духовно обоготворяют, помогают в эмоциональном плане развитию, то есть способствуют лучшей адаптации в детском саду, снимая тревожность и напряжение при общении.

Слушая сказку, ребенок учится ценить природу. Ребенок до 6 лет не различает, где реальный мир, а где фантазийный мир.

Учится слушать природу, понимая, что в сказках разговаривают. Понимает, что мир создан с большой любовью к человеку, что природа – живой организм, и к нему нужно относиться бережно. Такое понимание мира будет способствовать тому, что человек будет стараться не рвать, не топтать, а помогать тому, что его окружает.

Существует 5 видов сказок

Художественные сказки делятся на два вида: авторские и народные.

Авторские – сказки Шарля Перро, Г.Х.Андерсена, братьев Гримм, современных авторов - П.Алешковского, Н.Городецкой, Д.Кинг-Смит и др.

Народные сказки не имеют авторства. В них очень много житейского смысла. Например, «Лиса и журавель», «Кривая уточка», «Морозко».

Дидактические сказки – это сказки, в которых есть учебные задания, и которые помогают освоить полезные умения или сложную информацию. К таким сказкам относятся: сказка «Волк и семеро козлят» – учит осторожно относиться к незнакомцам и не открывать двери. «Приключение точки и запятой» – помогает понять, как правильно использовать знаки препинания. «Мойдодыр» – убеждает ребенка умываться.

Психокоррекционные сказки читаются для тех, кто много хвастается, драчлив, не любит мыться, кого не любят в классе, несдержанный, капризничает, кто не умеет заботиться о младшем брате или сестре, о родителях, о себе и т. д.

Эти сказки отвечают на вопросы что и как сделать. Рассказывая эти сказки, мы предлагаем заместить неэффективный метод поведения на более продуктивный. Сказку «В стране невыученных уроков» и «Сказку о потерянном времени» можно отнести к психокоррекционным.

Психотерапевтические сказки нам нужны для поддержки. Когда не понятно, почему это со мной произошло и за что мне дано. Эти сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий, они всегда имеют традиционно счастливый конец, всегда очень глубоки и проникновенны. Эти сказки читают в случае развода родителей, предательства друзей, чтобы объяснить проблему жизни и смерти, утраты любимого питомца. Эти сказки врачуют душу. Помогают ребёнку понять, как действовать в сложной ситуации. Оказывают сильное влияние через эмоции. Слушая такие сказки, малыш учится решать непростые задачи на примере героев. Часто в психотерапевтических сказках говорится о дружбе, любви, преодолении страхов.

Например, сказка «Гадкий утенок» – помогает ребенку справиться с насмешками сверстников. «Кошкин дом» – учит отличать истинную дружбу и заботу от показной вежливости.

Медитативные сказки читают тогда, когда человек нуждается в отдыхе, когда говорят: «у меня нет сил». В таких сказках отсутствуют конфликты и злые герои, образы в этих сказках очень красивые. Это самые светлые, самые добрые сказки. Они напитываются любовью и очень гармоничны. Примером таких медитативных сказок являются колыбельные. В колыбельных мы передаем любовь к ребенку, рассказ о смысле жизни, о том, как его ждали. Не обязательно, когда он засыпает, но и когда спит, потому что сказка (колыбельная) все равно проникает бессознательно и там наводит порядок.

Успокаивает ребенка и направляет воображение в созидательное русло. В таких сказках нет конфликтов и злых героев. Медитативные сказки демонстрирую малышу образ идеального мира, прекрасных отношений, созидательной деятельности. Пример медитативной сказки: «В далекой волшебной стране, где много ярких благоуханных цветов, где светит солнце, дует легкий ветерок, и где всегда голубое небо, жила-была Бабочка. Яркая и прекрасная. Жители этой страны очень любили ее и всегда рады были ее видеть. Но еще совсем недавно она была большой лохматой гусеницей и жила на высоком старом дереве. У гусеницы было много лапок, но уползти далеко она не могла. А ей так хотелось повидать весь мир! Узнать, как живут там, за горами, вдали от их волшебной страны. И в волшебной стране, и в жизни, многие гусеницы превращаются в куколок. Превратилась в куколку и наша гусеница. Лежа в коконе, она мечтала увидеть мир. И очень скоро мечты ее осуществились - она превратилась в прекрасную Бабочку. Теперь она могла летать высоко-высоко и видеть гораздо больше прежнего. Часто в небе она встречала радугу, и они подружились. И вот, однажды, попрощавшись с обитателями волшебной страны, Бабочка отправилась в путешествие». Автор сказки – Ольга Зайцева.

Приёмы в сказкотерапии

  1. Чтение и рассказывание – ребёнок ставит на место героя себя, и оценивает его действия как свои. Это помогает малышу понять правильность действий, совершённых героем и провести оценку ситуации.
  2. Рисование сказки, лепка персонажей – помогает выразить полнее эмоции по прочитанному и услышанному тексту.
  3. Ролевая, театрализованная, подвижная игра по мотивам сказки. Помимо прямого терапевтического эффекта игра имеет множество других: укрепление эмоционального фона, умение оценивать свои действия со стороны, нарабатывается поведенческий опыт.
  4. Сочинение собственных сказочных сюжетов – здесь работа идёт на развитие воображения, укрепление памяти, умение быстро придумывать.
  5. Решение сказочных задач, выполнение творческих заданий: смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов. Тренирует нестандартное и логическое мышление.

Сказка преподает уроки нравственности, порядочности, но делает это не путем нравоучений и наставлений, а показывая жизненный опыт героев сказки, последствия плохих поступков. Сказка развивает умение слушать, познавать, сравнивать, сопоставлять, мышление, внимание, память, воображение, эстетические чувства, чувство юмора. Чтение сказок – это воспитание сердца, нежное прикосновение богатства человеческой мысли и благородства к сакральным таинствам души ребенка.

Список литературы

  1. Сертакова Н.М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.
  2. Азбука воспитания//URL:https://azbyka.ru/deti/vospitanie-skazkojj-skazkoterapiya-dlya-doshkolnikov (Дата обращения 09.10.22)
  3. Студенческий научный форум - 2021 // URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018024151(Дата обращение 09.10.22)
  4. Дом детского творчества Фрунзенского района. Воспитание сказкой, или сказочное воспитание.

Поделиться

884

Мясоедова В. А., Луценко А. В. Роль сказок в воспитании детей дошкольного возраста // Роль социально-экономических, общественных и гуманитарных наук в модернизации государства и общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 100-103. URL: https://apni.ru/article/6352-rol-skazok-v-vospitanii-detej-doshkolnogo-voz

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября