Актуальность темы обуславливают современное состояние и острота проблемы, связанной с поиском перспективного развития в России местного самоуправления, поскольку именно местное самоуправление представляет собой правовую и практическую основу как для демократии, так и для гражданского общества в целом. Благодаря местному самоуправлению, у граждан России появилось право на управление делами государства, а также реализацию своих целей и решение проблем, на которые часто, государство не может или не хочет принимать конкретные действия.
Но стоит отметить, что местное самоуправление зависит от государства. Основы местной власти, наличие которых необходимо для реализации этой формы власти, предопределяет именно Российская Федерация путем предоставления определенного законодательства, которая регулирует функционирование этой ветви власти, и экономического блага.
Кроме того, именно правовая составляющая этого института определяет как организационную форму власти. Федеральная и региональная законодательная база редактируется каждый год, что свидетельствует о ее актуальности в современной России.
В современной России на конституционном уровне закреплено право, реализуя которое граждане могут осуществлять местное самоуправление, непосредственно участвуя в референдумах, выборах и других формах, позволяющих право изъявить свою волю, либо опосредованно. Вместе с тем, современное самоуправление характеризуется двойственностью, которая проявляются, с одной стороны, в том, что формируемые население органы являются самостоятельными, а, с другой стороны, в том, что они функционируют в пределах объективного права. Иными словами, возможности органов местного самоуправления ограничены правовыми нормами.
Иными словами, будучи более близким к населению уровнем публичной власти, местное самоуправление в настоящее время имеет отличительную особенность в виде указанной двойственности. Говоря о сущности местного самоуправления, следует сказать, что она заключается в том, что жители определенной территории вовлекаются в управление, что позволяет им решать вопросы свое жизнедеятельности. Как следствие, местное самоуправление – это самоорганизация социума и важнейшая форма народовластия.
По справедливому утверждению одного известного ученого, это «такой строй, при котором на местные выборные органы ложиться ответственность за то, чтобы в данной местности в соответствии с законом, но и с соображением особенностей местных условий, осуществлялось заведование важными отраслями общественного управления» [2, с. 65].
Непосредственный и опосредованный способ, посредством которых население реализует местное самоуправление, выступают по отношению друг к другу в качестве взаимодополняющих, благодаря их гармоничному сочетанию местное самоуправление становится наиболее эффективным.
При этом, это не государство в государстве, поскольку оно является составной частью целостной системы, в рамках которой осуществляется управление государством и обществом специально созданными на местном уровне исполнительными органами негосударственного характера (органами местного самоуправления), которые в систему исполнительных органов власти не включены.
Государство с этой целью их наделяет особыми полномочиями, перечень которых, закрепленный в нормах Закона № 131-ФЗ, в целом достаточно широк и не имеет исчерпывающего характера.
Так, в частности, они могут быть наделены полномочиями по решению государственных вопросов с наделением их для этого необходимыми финансовыми и другими материальными средствами. То, как они реализуют переданные им государственные полномочия, контролирует государство.
Также следует отметить, что полномочия между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления передаются (перераспределяются) при обязательном соблюдении следующих требований:
- данный факт в обязательном порядке фиксируется в региональном законе;
- срок перераспределенных полномочий не может превышать срок, на который избран представительный (законодательный) орган субъекта РФ;
- не допускается передавать государственным органам полномочия по принятию устава муниципальных образований, изменению его границ, управлению муниципальной собственностью, охране общественного порядка и некоторые другие.
При этом допускается приобретение и осуществление главой муниципального образования и иными должностными лицами имущественных и иных прав и обязанностей.
Важно также отметить, что, наделяя органы местного самоуправления правами юридических лиц, они представляют собой казенные учреждения, образованные, чтобы осуществлять функции управленческого характера.
Поэтому они подлежат государственной регистрации в установленном действующим законодательством порядке.
Следует отметить, что действующее законодательство устанавливает пределы контроля, в рамках которого государство может вмешиваться в местные дела. Так, как известно, принятые местными органами власти и их должностными лицами решения, могут быть отменены только самими должностным лицом или органом. Государственные органы такими полномочиями не наделены. Признать же такое решение недействительным вправе только суд, в который, кстати сказать, вправе обратиться государственный орган, считающий, что такое решение незаконно.
Правом вмешиваться в местное самоуправление государственная власть наделена лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, а именно, если ими было нарушено действующее конституционное, федеральное или региональное законодательство [1, с. 94].
В целом, местное самоуправление и его органы вправе:
- иметь достаточные собственные ресурсы для выполнения собственных полномочий;
- устанавливать местные налоги для собственного финансового обеспечения;
- рассчитывать на государственную защиту в виде перераспределения финансовых потоков в случае финансовой слабости.
Говоря о правах органах местного самоуправления, следует также отметить, что они вправе самостоятельно управлять своей собственностью, в том числе совершать разнообразные сделки. Также они вправе создавать юридические лица (муниципальные предприятия, организация и учреждения), чтобы вести хозяйственную деятельность. В случае, если органы государственной власти передали им некоторые государственные полномочия, органы местного управления вправе рассчитывать, что производимые ими дополнительные расходы буду компенсированы государством. Как следует из ст. 133 Конституции РФ, органы местного самоуправления вправе также рассчитывать на компенсацию дополнительных расходов, если их возникновение обусловлено принятыми органами государственной власти решениями.
Таким образом, под местным самоуправлением понимается форма осуществления народовластия по обеспечению под свою ответственность и решению самостоятельно местных вопросов, учитывая свои интересы, исторические и иные традиции, осуществляемая населением непосредственно или опосредованно через органы местного самоуправления.
Непосредственный и опосредованный способ, посредством которых население реализует местное самоуправление, выступают по отношению друг к другу в качестве взаимодополняющих, благодаря их гармоничному сочетанию возможно эффективное решение местных вопросов.
Подводя итоги проведенному в рамках настоящей статьи исследованию, можно констатировать, что в настоящее время существуют различные подходы, раскрывающие признаки местного самоуправления и их содержание. Анализ имеющихся в научной литературе точек зрения, позволяет нам поддержать позицию О.Г. Остапеца и А.А. Карномазовой [3, с.40] и прийти к выводу, что как конституционно-правовая категория, местное самоуправления представляет собой:
- основу конституционного строя, поскольку, как следует из базового конституционного принципа, оно характеризуется организационной обособленностью;
- важнейший составляющий элемент единой системы публичной власти, что подтверждается ч. 3 ст. 132 Конституции РФ, а также позицией Конституционного Суда РФ, которая выражена им в Заключении № 1-З от 16.03.2020 г., в которой прямо обозначено, что, как коллективная форма реализации права населения решать местные вопросы, местное самоуправление все же интегрировано в общую институциональную систему;
- право населения по самостоятельному решению местных вопросов. При этом, интересно заметить, что отказ населения от данного права, т.е. права осуществлять местное самоуправление, не допускается, т.к. оно императивно закреплено в качестве элемента всей системы публичной власти в России;
- предусмотренную форму, в которой народ осуществляет свою власть (народовластие), что закреплено в Основном Законе России, а именно - непосредственное или опосредованное осуществлении власти народом в российском государстве, а также в Законе № 131-ФЗ, в котором содержится закрепление двух указанных видов форм прямой демократии, а также определение основ, в рамках которых органы местного самоуправления формируются и функционируют;
- структурный элемент гражданского общества, т.к. формальные признаки местного самоуправления позволяют говорить о том, что оно является «негосударственным» уровнем власти, а содержательная сторона свидетельствует о том, что благодаря местному самоуправлению обеспечивается территориальная самоорганизация граждан, происходит создание предпосылок для того, чтобы граждане консолидировано участвовали в решении вопросов местного значения, удовлетворяя тем самым свои духовные и материальные потребности;
- форму территориальной самоорганизации населения, ответственно и самостоятельно решающего местные вопросы;
- вид осуществления социального управления.