Активизация познавательной деятельности выражается в особом виде активности учащегося, направленного на расширение кругозора, а также осмысления и анализа изучаемых предметов.
Основными задачи активизации познавательной деятельности младших школьников является мотивация, систематизация полученных знаний развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Безусловно, познавательная детальность младших школьников отличается от познавательной деятельности старшеклассников. Особенностью познавательной деятельности младших школьников безусловно является процесс предоставления учебного материала учащимся младших классов, с учетом их потребностей, личностного развития и концентрации внимания.
Деятельность педагога в работе с младшими школьниками весьма трудоёмка, поскольку необходимо найти подход и правильно организовать учебную деятельность с учетом особенностей к восприятию учебного материала каждым учащимся.
Педагогу необходимо приложить усилия для вовлечения пассивного учащегося в познавательную деятельность и учащегося, часто отвлекающегося от познавательной деятельности и того, кто активно участвует в процессе получения знаний [1].
В рамках настоящего исследования нами рассмотрены и апробированы основные методы критического мышления, которые рекомендуется использовать на уроках русского языка с младшими школьниками для активизации их познавательной деятельности.
«Важно отметить, что технология развития критического мышления помогает учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, то есть мыслить по-настоящему» [2]. И в этом заключается её главная цель и особенность.
Каждый метод достаточно эффективен, если его правильно использовать на соответствующей стадии урока и соответственно теме урока.
Формы уроков, с использованием приёмов критического мышления отличаются от традиционных. Учащиеся думают, анализируют, делают выводы, работают в паре, в группе, помогают друг другу, обсуждают прочитанное, составляют вопросы и т.д. А педагог занимает позицию координатора: помогает, направляет, координирует, а иногда и может участвовать, как член команды, в работе той или иной группы.
Неправильное применение методов критического мышления может привести к неполному пониманию представленного учебного материала и затруднит процесс обучения младших школьников.
В целях проверки эффективности использования методов критического мышления, нами проведен эксперимент среди учащихся 2-го «А» (экспериментальный) и 2-го (контрольный) «В» классов.
В экспериментальном классе проводились уроки русского языка с применением методов критического мышления, в контрольном классе уроки проводились по стандартной программе без применения методов критического мышления. Длительность эксперимента составила 4 месяца.
Целью проведенного эксперимента является определение возможности активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка по средствам использования приемов критического мышление.
Педагогический эксперимент проведен в три этапа:
- Диагностика. На данном этапе проведен анализ уровня активности познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
- Эксперимент. Указанный этап характеризуется в применения методов критического мышления для активизации познавательной деятельности младших школьников в экспериментальном классе.
- Контроль. На данном этапе проведена оценка эффективности использования методов критического мышления для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Для определения уровня активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка нами определены следующие компоненты (рис. 1).
Рис. 1. Критерии определения уровня активизации познавательной деятельности младших школьников
Для чистоты и эффективности результатов экспериментами нами проведена диагностика познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка на первом этапе эксперимента в обоих классах по трем компонентам на основании выработанных критерий (табл.).
Таблица
Таблица оценивания уровня компонентов познавательной активности учащихся в соответствии с выработанными критериями
№№ |
ФИО учащегося |
Компонент/Баллы | |||
Интеллектуальный |
Эмоциональный |
Мотивационный |
Уровень | ||
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
* Примечание – Составлено автором |
По результатам проведенного эксперимента установлено, что на первом этапе эксперимента основная масса учащихся обладает средним уровнем познавательной деятельности.
В частности, в контрольном классе из 20 учащихся 15 или 75% учащихся обладают средним уровнем познавательной деятельности, 3 или 15% обладают высоким уровнем познавательной деятельности, 2 или 10 % обладают низким уровнем познавательной деятельности (рис.2).
Рис. 2. Результаты диагностики познавательной деятельности в контрольном классе
В экспериментальном классе из 21 учащихся 16 или 76,2% учащихся обладают средним уровнем познавательной деятельности, 3 или 14,3% обладают высоким уровнем познавательной деятельности, 2 или 9,5 % обладают низким уровнем познавательной деятельности (рис. 3).
Рис. 3. Результаты диагностики познавательной деятельности в экспериментальном классе
Также нами проведено анкетирование среди учащихся с целью установления уровня познавательной деятельности.
Перед учащимися поставлены следующие вопросы: нравится ли им посещение школы, хотелось бы им, чтобы не задавались домашние задания, нравится ли им общаться с одноклассниками.
Необходимо отметить, что 84% от общего количества детей (25) ответили, что им нравиться посещать школу, не очень нравится, ответили 12% (3) и лишь 4% (1) ответили, что не хотят посещать школу.
Одновременно с этим, 60 % (15) от общего количества детей хотели бы, чтобы в школе не задавали домашнее задание, 24 % (6) не против выполнять домашнее задание.
Из 25 учащихся нравится общение с одноклассниками 80 % (20), 40% (10) имеют друзей среди одноклассников.
Таким образом, в экспериментальном классе также, как и в контрольном наблюдается преобладание среднего уровня познавательной деятельности.
Результаты полученных исследований на диагностическом этапе позволяют сделать выводы о том, что уровень познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка в контрольном и экспериментальном классе на этапе диагностики находится на среднем уровне и есть необходимость в использовании методов критического мышления для активизации познавательной деятельности.
С учетом полученных результатов нами разработаны комплекс приемов и методов, которые могут быть использованы для активизации познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка с учетом каждого компонента познавательной деятельности.
Основной задачей проведенного эксперимента являлось повышение уровня познавательной деятельности учащихся на основе использования методов критического мышления в рамках каждого компонента познавательной активности.
Работая над повышением уровня интеллектуального компонента познавательной деятельности, учащихся нами подбирались соответствующие методы критического мышления на каждом этапе урока.
Работая с эмоциональным компонентом, мы ориентировались на следующие методы:
- поощрение;
- порицание;
- стимулирующее оценивание;
- создание красочных представлений и так называемого успеха.
В рамках мотивационного компонента учащиеся определяли проблемную ситуацию, что именно они должны выполнять, чтобы эффективно решить основную задачу обучения.
По результатам проведенного эксперимента, установлено, что в контрольном классе по-прежнему присутствуют 2 или 10 % учащиеся с низким уровнем познавательной деятельности, незначительно изменилось количество учащихся со средним уровнем познавательной деятельности 17 или 85% учащиеся со средним уровнем познавательной деятельности, 1 или 5% учащихся с высоким уровнем познавательной деятельности (рис. 4).
Рис. 4. Результаты диагностики познавательной деятельности в контрольном классе
Одновременно с этим, учащиеся в экспериментальном классе показали прогрессирующие результаты. В частности, в экспериментальном классе учащиеся с низким уровнем активности отсутствуют, количество учащихся со средним уровнем познавательной деятельности составило 11 человек или 57%, количество учащихся с высоким уровнем познавательной деятельности составило 9 человек или 45 % (рис.5).
Рис. 5. Результаты диагностики познавательной деятельности в экспериментальном классе
Установлено, что уровень познавательной деятельности учащихся по критериям изменился следующим образом.
Уровень интеллектуального критерия до высокого повысился у 8 учащихся, что составляет 27,2% от общего количества учащихся в классе с 3 до 11, до среднего повысился у 6 учащихся или на 40% с 4 до 10, на низком уровне равен – 0 (рис.6).
Рис. 6. Результаты диагностики уровня развития интеллектуального критерия в экспериментальном классе
Уровень эмоционального критерия до высокого повысился у 6 учащихся, что составляет 40% от общего количества учащихся в классе с 4 до 10. При этом количество учащихся со средним уровнем по эмоциональному критерию снизилось на 6 человек или на 62,5% (16 до 10) за счет повышения до высокого уровня критерия учащимися (рис. 7).
Рис. 7. Результаты диагностики уровня развития эмоционального критерия в экспериментальном классе
Уровень поведенческого критерия до высокого повысился у 8 учащихся, что составляет 20% от общего количества учащихся в классе с 2 до 10. При этом количество учащихся со средним уровнем по эмоциональному критерию снизилось на 7 человек или на 58,8% (17 до 10) за счет повышения до высокого уровня критерия учащимися (рис.8).
Рис. 8. Результаты диагностики уровня развития поведенческого критерия в экспериментальном классе
Полученные результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности использования методов критического мышления для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Современная система образования периодически модернизируется и развивается, соответственно требования к педагогу становятся более высокими. При этом учитель как прежде остается для своих учеников наставником, который передает знания учащимся.
На учителе лежит большая ответственность, так как именно он помогает учащемуся повысить уровень образования и получить максимальное количество знаний.
С учетом этого, педагогу также необходимо развиваться и использовать такие методы, которые повысят личную мотивацию учащихся, в том числе используя методы критического мышления.
В рамках настоящего исследования сделаны выводы о том, что проведение традиционных уроков русского языка без использования приемов критического мышления не позволяют учащимся достигнуть высокого уровня познавательной деятельности.
В частности, на протяжении 4-х месяцев, в период проведения эксперимента учащимся экспериментального класса удалось достигнуть прогрессивных результатов.
К примеру, количество учащихся со средним уровнем познавательной деятельности составило 11 человек или 57%, количество учащихся с высоким уровнем познавательной деятельности составило 9 человек или 45 %, учащиеся с низким уровнем познавательной деятельности после проведенного эксперимента отсутствуют в экспериментальной кассе.
Соответственно применение методов критического мышления эффективно активизируют познавательную деятельность учащихся, помогают учителю сделать деятельность своих учеников интересной, познавательной, полезной, активной и в конечном результате, успешной.