Главная
АИ #22 (152)
Статьи журнала АИ #22 (152)
Врачебно-педагогический контроль за занимающимися физической культурой и спортом...

Врачебно-педагогический контроль за занимающимися физической культурой и спортом, его содержание

Автор(-ы):

Курганова Елена Владимировна

Милосердова Екатерина Максимовна

1 июня 2023

Научный руководитель

Курганова Елена Владимировна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

врачебно-педагогический контроль
спорт
физическая культура
спортсмены
обследования

Аннотация статьи

В статье врачебно-педагогического контроля за занимающимися физической культурой и спортом в качестве одного из приоритетных факторов рассматривается содержание и развитие данного исследования.

Текст статьи

Врачебно-педагогический контроль за занимающимися физической культурой и спортом – это комплекс мер, направленных на оценку и контроль за состоянием здоровья и морального развития людей, занимающихся спортом и физической культурой. Целью врачебно-педагогического контроля является обеспечение безопасных и эффективных занятий физической культурой и спортом для всех участников. Он позволяет следить за физическим развитием спортсменов, контролировать здоровье, подготавливать план тренировок и выбор упражнений, чтобы исключить нежелательные последствия для здоровья.

Содержание врачебно-педагогического контроля может включать следующие пункты:

  1. Медицинский осмотр: включает анамнез здоровья, общий осмотр врача, включая вес, рост, состояние кожи, глаз, ушей, носа, горла, легких, сердца, печени и других внутренних органов. Кроме того, может проводиться измерение кровяного давления и пульса, анализ мочи и крови, электрокардиограмма и другие виды диагностики.
  2. Физическая подготовка: оценка физической формы, состояния мышц и суставов, проведение тестов для определения скорости, выносливости, гибкости и силы.
  3. Психологический контроль: определение психологической подготовки и способности к тренировкам, а также выявление психологических проблем, которые могут влиять на здоровье и спортивные результаты.
  4. Планирование тренировок: создание плана тренировок с учетом индивидуальных особенностей здоровья и физической подготовки, установление диеты и режима питания.
  5. Мониторинг здоровья: отслеживание изменений в состоянии здоровья, обнаружение факторов риска и проблем.
  6. Регулярный обмен мнениями: врачи, педагоги, тренеры и сам спортсмен должны иметь возможность обмениваться мнениями и информацией о здоровье и подготовке.

Все эти аспекты помогают создать индивидуальный план тренировок с учетом здоровья и психологической подготовки спортсмена. Цель врачебно-педагогического контроля – обеспечить безопасность и достижение максимальных результатов при занятиях спортом.

Основой врачебно-педагогического контроля выступает медицинское обследование занимающихся. Медицинское обследование проводится до начала занятий, а также периодически во время прохождения курса тренировок. Задача медицинского обследования – определение индивидуальных физиологических возможностей, противопоказаний, наличия патологий, а также установление максимально допустимого уровня нагрузки. Врачебно-педагогический контроль включает в себя также психологическую диагностику занимающихся. Психологическое обследование позволяет выявлять мотивы начала занятий спортом, оценить психологическое состояние занимающихся, их устойчивость к стрессу, уровень концентрации, состояние нервной системы и т.д. Результаты психологического обследования могут быть использованы при формировании плана тренировок, выборе индивидуального подхода, а также тренировочной тактики.

Базовым принципом врачебно-педагогического контроля выступает функциональная диагностика. Она включает в себя измерение параметров кардиореспираторной системы, определение реакции организма на нагрузки и функциональных изменений, а также установление максимальной работоспособности. Использование методов функциональной диагностики помогает контролировать динамику физического развития занимающихся, предупреждать возможные заболевания и составлять индивидуальные тренировочные программы.

Врачебно-педагогический контроль предусматривает оценку питания спортсменов. Расчет суточной калорийности, балансирование белков, жиров и углеводов необходимо для поддержания нормального физического состояния организма, выдерживание оптимального веса и выносливости. Контроль за питанием является важной составляющей долгосрочного успеха занятий спортом.

Врачебно-педагогический контроль проводится на всех уровнях занятий спортом, начиная от детской школы и заканчивая профессиональным спортом. В детской школе спорта особенно важен контроль за здоровьем и правильностью выполнения упражнений, так как на этом этапе начинается формирование здорового образа жизни и привычки к занятиям спортом. В профессиональном спорте, где требуется высокая физическая нагрузка, врачебно-педагогический контроль необходим, чтобы избежать перенапряжения, переутомления и уменьшения результативности. Данный контроль помогает спортсменам справляться со стрессом, психологическими нагрузками и проблемами, связанными с публичным выступлением. Врачи также могут помочь спортсменам управлять своим весом, контролировать диету и подъем боевого духа перед соревнованиями, что важно для достижения успеха в спортивных состязаниях.

Также, необходимо упомянуть о профилактике травм и контроле за их лечением. Спортивные травмы могут быть причиной прерывания тренировочного процесса и существенно затруднить дальнейшее занятие спортом. Поэтому контроль за состоянием здоровья и правильностью выполнения упражнений является ключевым условием профилактики травматизма в спорте. Специалисты врачебно-педагогического контроля должны иметь углубленные знания в области физиологии и спортивной медицины, чтобы быстро и эффективно помочь спортсменам в случае возникновения заболеваний или травм. Врачи должны владеть навыками проведения первичного медицинского осмотра и, при необходимости, направлять спортсменов к другим специалистам, занимающимся лечением определенных заболеваний.

Важно отметить, что врачебно-педагогический контроль - это не только выявление проблем, но и профилактические меры. С помощью контроля может быть выявлено определенное заболевание или риск его развития, после чего принимаемы меры позволяют избежать возможного заболевания, а также помогут сохранить хорошее состояние здоровья спортсмена.

Врачебно-педагогический контроль за занимающимися физической культурой и спортом имеет множество преимуществ, например:

  1. Повышение эффективности занятий спортом.
  2. Снижение риска травм.
  3. Улучшение общего здоровья и физической подготовленности спортсменов.
  4. Контроль за динамикой физического развития и регулярным обновлением тренировочных программ.
  5. Психологическая поддержка и помощь в разрешении возможных проблем, возникающих в процессе занятий.
  6. Участие в лечении заболеваний и восстановительных мероприятиях после травм.

Стоит указать на то, что врачебно-педагогический контроль при занятиях спортом имеет не только позитивное влияние на спортсменов, но и на тренеров и родителей. Эти люди получают информацию о физическом состоянии спортсмена, проблемах со здоровьем и рекомендации по их решению. Они также могут получить советы о методах тренировки и планировании уроков, позволяющих увеличить эффективность занятий спортом. Благодаря этому, возможно более качественное взаимодействие между тренерами и спортсменами, что способствует повышению уровня подготовки.

Таким образом, врачебно-педагогический контроль – это необходимая мера безопасности при занятиях спортом, которая позволяет избежать травматизма, улучшить эффективность тренировок и сохранить здоровье на долгие годы. Поэтому очень важно следить за своим физическим состоянием, проводить контрольный осмотр и консультации специалистов, а также соблюдать рекомендации по здоровому образу жизни и правилам безопасности при занятиях спортом.

Список литературы

  1. Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. Тексты лекций / С.К.Городилин, В.В.Руденик. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 83 с.С.36-46
  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие / Э.Я.Степаненкова. -- М.: ИЦ «Академия», 2006. -- 368 с.
  3. Теория и методики физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
  4. Физическая культура студента / Под ред. В.И.Ильинича. - М.: Гардарики, 2003. - 448 с.
  5. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А.Головина, В.А.Масляка, А.В.Коробкова и др. - М.: Высш. школа, 1983. - 391 с.

Поделиться

1403

Курганова Е. В., Милосердова Е. М. Врачебно-педагогический контроль за занимающимися физической культурой и спортом, его содержание // Актуальные исследования. 2023. №22 (152). Ч.III.С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/6390-vrachebno-pedagogicheskij-kontrol-za-zanimayu

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая