Современное состояние модернизации специального образования в России характеризуется объединением научных поисков и усилий, усилением внимания к углубленному изучению особенностей общего, психического и речевого развития детей с нарушениями развития с целью обеспечения индивидуальной траектории развития каждого ребенка с учетом его психофизических особенностей, возможностей, способностей и интересов.
Эта проблема является актуальной для детей с аномалиями органов артикуляции, поскольку сегодня в России наблюдается тенденция к росту количества детей с тяжелыми нарушениями речи, особенно дизартрий. Основным механизмом нарушения при дизартрии является неспособность обеспечить реализацию рече-двигательных программ, вследствие органического поражения ЦНС и др.
Дизартрия прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нервной системы плода и новорожденного). Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговых травмах, иногда – нарушениях мозгового кровообращения, опухолях головного мозга, пороках развития нервной системы и тому подобное [1].
У детей с аномалиями органов артикуляции чаше всего наблюдаются нарушения общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических и двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов. Разные формы дизартрии все чаще выявляют у детей дошкольного и младшего школьного возраста, при данных речевых аномалиях наблюдаются нарушения произношения.
Структура произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции определяется голосовыми расстройствами, поскольку именно голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его нарушения негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития ребенка.
Стертая форма дизартрии – не ярко выраженное нарушение, обусловленное недостаточностью иннервации органов артикуляции, составляет особые трудности для дифференциальной диагностики и коррекции [2].
В исследованиях последних лет Н.В. Серебрякова [4] стертая дизартрия рассматривается как сложный синдром церебрально-органического генеза, что проявляется в неврологических, речевых и психологических симптомах.
Исследователи Е.Н. Мастюкова [3], Е.Ф. Соботович [5] также отмечают, что в случаях стертой дизартрии расстройства звукопроизношения сочетаются с нарушениями дыхания, фонации, просодии, звукопроизношения.
При наличии нарушений функций сенсомоторного уровня (артикуляционной моторики, функции дыхания) наиболее выражено у детей нарушается артикуляция звуков речи. Характерным при этом является искаженная, смягченная произношение фонем, иногда гнусавая и нечеткая. При наличии нарушений процессов гностико-праксичного уровня (фонематического и слухового восприятия, кинестетического и кинетического праксиса) возникают дифференцированные трудности при формировании произношения фонем [2].
На современном этапе является необходимость обобщения и систематизации уже наработанного опыта в единую систему, что позволит увидеть коррекционные возможности в новой перспективе.
Формируя подходы к организации процесса преодоления произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции Е.И. Тихеева, Н.В. Серебрякова [4] предполагают, что каждое направление и этап проведения коррекционной работы нужно рассматривать целостно, учитывая уровень и особенности развития у детей функций и процессов сенсо-моторного, гностико-праксичного, мнестического и интеллектуального уровней, природо-соответствующее последовательности развития звукопроизношения у детей, а также с учетом иерархической последовательности развития фонематических процессов.
Содержанием коррекционной работы по преодолению нарушений произношения у детей с дизартрией прежде всего является закрепление произношения гласных и согласных звуков, отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжается работа над дикцией, а также развитием фонематического слуха и интонационной выразительности речи, в частности, становится возможным совершенствование силы голоса и темпа речи.
При выборе методов работы при коррекции нарушений произношения важно учитывать возрастные особенности детей, психологические особенности возраста, развитие на дизонтогенетической основе. Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игра, то звукоподражательные игры являются эффективным средством развития речи детей.
Целью проведения логопедической работы в направлении формирования правильного произношения фонем является формирование артикуляционно правильного изолированного произношения и в словах разного уровня сложности. Логопедическая работа в заданном направлении, при наличии заметных нарушений артикуляционной моторики, может начинаться даже на первом году жизни ребенка. Однако в большинстве случаев нарушения произношения фонем начинают корректировать с четырехлетнего возраста и осуществляется последовательно и поэтапно.
Преимущественно такое коррекционное обучение проводится индивидуально, поскольку причины недостатки произношения фонем очень разные и требуют дифференцированного подбора приемов и методов их преодоления в каждом случае разных. Также выявлено, что подавляющее большинство детей на этом этапе проведения коррекционного обучения и при реализации поставленных перед ней задач еще не является достаточно самостоятельными, а значит потребует индивидуальной помощи со стороны логопеда [4].
Формирование артикуляционной моторики и речевого дыхания является восстановление артикуляционной моторики, речевого дыхания и формирование осознания артикуляционных позиций, базовых для постановки звуков речи. Для этого традиционно используют логопедический массаж, артикуляционные и дыхательные упражнения, а также недовольные движения органов артикуляции, которые могут быть уже знакомы ребенку и выполняются в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, работа по преодолению произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции является сложным и многокомпонентным процессом. Ведущими для преодоления произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции являются психические процессы сенсомоторного и гностико-праксичного уровней. Планирование направлений и этапов проведения коррекционной работы с детьми должно осуществляться индивидуально с учетом структуры и уровня произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции для преодоления произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции необходимо развивать общую моторику и моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат (его анатомических и двигательных особенностей), фонетическую сторону речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематические и просодические процессы.