Главная
Конференции
Особенности современного этапа развития образования и науки
Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка

Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

младший школьник
словарный запас
лексический запас
словарные слова

Аннотация статьи

В статье рассматривается роль расширения активного словарного запаса младших школьников на уроках русского языка, влияние его формирования на развитие учащихся начального звена, а также роль учителя начальных классов в формировании лексического запаса учащихся. Подробно описаны методы по успешному обогащению словарного запаса.

Текст статьи

Словарный запас учащихся имеет очень большое значение в формировании подготовки учеников начальных классов для осуществления учебной деятельности. А.В. Иванова говорит об этом так: «Существует активный и пассивный словарный запас. Активный словарный запас в свою очередь включает слова, которые младший школьник хорошо знает, использует достаточно часто в своей речи, активно применяет в письме, а также знает точное значение этих слов и их правильное употребление. Пассивный словарный запас в свою очередь включает, напротив, малоизвестные для младшего школьника слова. Это такие слова, которые младший школьник использует очень редко либо не использует совсем» [1].

Известные и успешные ученые на протяжении многих лет изучали проблемы развития речи младших школьников общеобразовательных учреждений, в частности русского языка, как государственного языка во всех школах и учебных заведений. Следует отметить заслуги отечественных лингвистов, которые в разное время создавали целые направления для развития правильного, грамотного и уместного по контексту написания, и использования русского языка (В.А. Иванова [1], C.H. Рагимова [2], Е.М. Арсентьева [3], М.Т. Баранов [4] и др.).

Цель статьи. Подчеркнуть значимость обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка для дальнейшего совершенствования устной и письменной речи.

Изложение основного материала. Успешная речевая деятельность младших школьников на уроках русского языка во многом зависит от целого ряда педагогических и организационных условий необходимых для совершенствования уровня использования речевых оборотов в речи и на письме.  «В первую очередь была поставлена задача научить школьников эмоционально понимать, воспринимать, анализировать, обобщать свои чувства, эмоции, мысли которые у них возникают, расширять свой кругозор, развивать интересы, наблюдать, делать выводы. Так же особое внимание уделять понимаю школьников системы языка, правил и функций, которые существуют в русском языке, а также обогащение средств. Конечно же уметь отбирать высказывания и использовать в контексте с правильным смыслом» [2].

 Благодаря соблюдению приемов обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка будет совершенствоваться у детей речь и правописание.

Коммуникативные возможности человека напрямую зависят от широты его словарного запаса. «Актуальным становиться вопрос развития речи, обогащение словарного запаса, грамотного правописания, а главное правильного использования слов в устной речи» [4].

Ученик начальной школы должен правильно подбирать слова, которые связаны между собой по смыслу, тем самым он сможет быстро создавать ряд взаимосвязанных слов по конкретному принципу, например, однокоренных слов.

М. Т. Баранов уделяет особое место словообразованию, он отмечает, что именно словообразование «…имеет важную роль в формировании обогащения словарного запаса у младших школьников» [4].

При организации работы с учащимися по обогащению словарного запаса нужно иметь в виду особенности лингвистических и психолингвистических представлений о слове, структуре слова, его значении, закономерностях. Учитывая эти аспекты работу по обогащению словарного запаса у младших школьников на уроках русского языка, необходимо осуществлять посредством следующих направлений:

  1. Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.).
  2. Уточнение значения слов.
  3. Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентах.
  4. Организация семантических полей, лексической системы.
  5. Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова из пассивного в активный словарь.

Одно из основополагающих аспектов успешного обогащения словарного запаса у младших школьников отводится на закрепление связи между словами, его произношением, а также звуковому анализу этих слов.

Обогащение словаря необходимо, в основном, компоновать из имен существительных и прилагательных, глаголов, это будет более доступно ученикам, ведь нужно учитывать возрастные рамки.

Очень важно расширять объем словарного запаса путем ввода имен прилагательных на основе сравнения, к примеру формы, величины, цвета. Это поможет не только развить и обогатить словарный запас младшего школьника, но и позволит научить его сравнивать предметы по различным признакам, а также находить между ними сходства и отличия.

Особое внимание уделяется обогащению глагольного словаря, для этого необходимо следовать схеме: продуктивные глаголы, обозначающие движение, состояние человека, движения. Очень важно сформировать у учеников понятия связности слов, то есть научить сочетать слова между собой в контексте: в словосочетаниях, предложениях и текстах.

Работы с учениками младших классов необходимо вести поэтапно, ведь тема слова очень сложна и многообразна и требует особого внимания к изучению.

Важно использовать в процессе обучения принцип наглядности, другими словами использовать игрушки, картинки, муляжи, разыгрывать сценки с реальными событиями для более полного погружения учеников в образовательную деятельность.

Важную роль играет и звук, звуковой анализ слова, закрепление значения слова в контексте (словосочетании, предложении, тексте), закрепление синтагматических связей данного слова.

Поскольку традиционными способами обучения не всегда можно разбудить в учениках интерес к процессу обучения, то необходимо умело использовать в своей педагогической деятельности другие, интересные и современные методы образования. Сегодня, везде преобладает неоправданная система похвалы либо напротив наказаний, но куда интереснее, содержательней будет обучение, если учитель создаст благоприятную, дружескую обстановку в классе и будет в тесном контакте с учениками.

К положительной динамике и повышению мотивации к изучению и обогащению словарного запаса позволит творческий подход в подготовке и проведении уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний, необходимо вводить в практику работы занимательные разновидности уроков.

Вывод. Таким образом цель современного учителя русского языка обогатить, наполнить словарный запас младшего школьника применив новейшие методы обучения. Дать ребенку возможность само реализовываться, усваивать новые знания, новые слова, правила и методы по их применению. Благодаря правильному подходу к процессу образования в начальной школе в младшем возрасте можно достичь больших успехов в дальнейшем. Очень важно объяснить ребенку необходимость правильного использования в речи и письме тех или иных слов, сопоставлять их с точным значением и актуальностью в контексте.

Список литературы

  1. Иванова А.В. Повышение словарного запаса младших школьников. URL: https://infourok.ru/statya-povishenie-slovarnogozapasa-mladshih-shkolnikov-3113484.html (дата обращения 25.03.2022)
  2. Рагимова С.Р. Способы и пути обогащения словарного запаса младшего школьника. URL: https://infourok.ru/sposobi-i-puti-obogascheniyaslovarnogo-zapasa-mladshego-shkolnika2214729.html (дата обращения 26.03.2022)
  3. Арсентьева Е.М. Виды работ по обогащению словарного запаса младших школьников. URL: https://infourok.ru/vidi-rabot-po-obogascheniyuslovarnogo-zapasa-mladshih-shkolnikov1052230.html (дата обращения 26.03.2022)
  4. Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990.

Поделиться

2265

Клеблеева Э. М. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка // Особенности современного этапа развития образования и науки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 июня 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/6400-obogashchenie-slovarnogo-zapasa-mladshikh-shk

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря