Формирование и оценка метапредметных результатов обучения школьников

В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Аннотация статьи
образовательный процесс
метапредметные результаты
педагогические технологии
метапредметность
федеральные государственные образовательные стандарты
Ключевые слова

Основной идеей федеральных образовательных стандартов общего образования стала метапредметность, обозначенная в стандарте как «метапредметные результаты». Метапредметные результаты во ФГОС всех уровней образования – это составной элемент образовательного результата, содержание учебного предмета, критериальная и содержательная база системы оценивания достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования, предмет итоговой оценки.

Метапредметный подход в современном учебно-воспитательном процессе заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным предметам на современные технологии, методы и приемы, направленные на изучение целостной картины мира. В Федеральном государственном образовательном стандарте представлен перечень основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования.

Метапредметные результаты образовательной деятельности проявляются в освоении учащимися обобщенных способов действий с предметным содержанием, позволяющих им успешно решать учебные задачи как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни.

По мнению А.В. Хуторского «Метапредметными в стандартах названы деятельности, которые всегда и общепринято назывались общеучебными: целеполагание, планирование, рефлексия, контроль, оценивание, сравнение, анализ, синтез и т. п. Метапредметная же деятельность – это иное, нежели общеучебная деятельность. Метапредметная деятельность не может быть оторвана от предметной деятельности, она находится «за» ней, в её основе; тогда как общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам, она независима от предметов и может применяться к любому из них» [4].

Во ФГОС вошло другое понимание понятия метапредметность. Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия – это и есть метаумения, которые в новом стандарте являются основой метапредметных результатов освоения основной образовательной программы [1].

Рассмотрим основные практические направления формирования метарезультатов.

Первое направление – урок, как пространство формирования метапредметных результатов. В период внедрения Федерального образовательного стандарта требования к уроку значительно усовершенствованы. В нынешней системе образования в соответствии с ФГОС вводятся понятия метапредметные и личностные результаты, которые как и предметные, должны стать ориентиром освоения образовательной программы. Под метапредметными результатами понимаются освоенные учениками способы деятельности, применимые как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Понимание урока, как среды формирования метапредметных результатов вызвало у учителей много вопросов, связанных с формулировками УУД, их объемом, пониманием самого понятия метапредметные результаты а, главное, с тем, какими средствами достигается метапредметный результат. Овладение школьниками универсальными учебными действиями означает формирование «умения учиться», т. е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

При всем разнообразии типов можно выделить неизменную структуру урока, соответствующую каждому из них и подчеркивающую его деятельностный характер:

  1. Этап активного целеполагания – организация начала урока и подготовка к активному усвоению учебного материала.
  2. Основной этап – отвечает образовательной цели урока.
  3. Оценочная деятельность – предполагает диагностику достижения целей урока.

На сегодняшний день современной школе предлагается большое число педагогических технологий. Наиболее эффективными являются метакогнитивные [2], а на языке стандарта мы можем говорить о метапредметных технологиях, т. е. технологиях, формирующих интеллектуальные умения и усиливающих рефлексивные механизмы в образовательной деятельности, способствующих развитию мотивации, коммуникации, умению управлять собственной образовательной деятельностью, развитию способности к самообразованию. Цели этих технологий можно сформулировать как овладение обучающимся надпредметными когнитивными и коммуникативными умениями, которые в дальнейшем входили бы в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.

Такие современные образовательные технологии, как ТРИЗ, метод проектов, «дебаты», кейс-метод, педагогические мастерские, исследовательские и дискуссионные технологии, технологии развития критического мышления, развивающего диалога могут быть отнесены к метапредметным технологиям.

Разработчики ФГОС достижение и оценку метапредметных результатов связывают с проектными и проектно-исследовательскими технологиями. Проект должен стать индикатором достижения метапредметных результатов образования.

Особенностью проектной деятельности школьников является её связь с исследовательской деятельностью. Одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности, обучающихся одним из её компонентов, выступает исследование [3].

Зоной формирования метарезультатов становится и внеурочная деятельность, которая является обязательной составляющей образовательной деятельности каждого ученика. Наряду с уроком внеурочная деятельность дает возможность организовать максимально насыщенную метапредметную среду для достижения метапредметных результатов основной образовательной программы.

Умения, названные в теории стандарта универсальными учебными действиями, отвечают за управление учеником собственной учебной деятельностью, становятся основой для формирования ключевой компетенции, заложенной в деятельностном подходе – умению учиться. А понимание метапредметных результатов как системы формирования УУД разнообразными образовательными средствами делает метапредметный подход и целью, и средством, результатом освоения школьной программы.

Текст статьи
  1. Асмолов А.В. Материалы Интервью с академиком РАО, советником ректора РАНХиГС Александром Асмоловым. 2018.
  2. Бойцова Е.Г., Крылова О. Н. Технологии формирующего оценивания. Методическое пособие. СПб: КАРО. 2013.
  3. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. / А.В. Леонтович // Народное образование. – 1999. – №10.
  4. Хуторской А.В. «Метапредметный подход в обучении» Вестник Института образования человека – 2018. – №1 Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского.
Список литературы