Основной идеей федеральных образовательных стандартов общего образования стала метапредметность, обозначенная в стандарте как «метапредметные результаты». Метапредметные результаты во ФГОС всех уровней образования – это составной элемент образовательного результата, содержание учебного предмета, критериальная и содержательная база системы оценивания достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования, предмет итоговой оценки.
Метапредметный подход в современном учебно-воспитательном процессе заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным предметам на современные технологии, методы и приемы, направленные на изучение целостной картины мира. В Федеральном государственном образовательном стандарте представлен перечень основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования.
Метапредметные результаты образовательной деятельности проявляются в освоении учащимися обобщенных способов действий с предметным содержанием, позволяющих им успешно решать учебные задачи как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни.
По мнению А.В. Хуторского «Метапредметными в стандартах названы деятельности, которые всегда и общепринято назывались общеучебными: целеполагание, планирование, рефлексия, контроль, оценивание, сравнение, анализ, синтез и т. п. Метапредметная же деятельность – это иное, нежели общеучебная деятельность. Метапредметная деятельность не может быть оторвана от предметной деятельности, она находится «за» ней, в её основе; тогда как общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам, она независима от предметов и может применяться к любому из них» [4].
Во ФГОС вошло другое понимание понятия метапредметность. Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия – это и есть метаумения, которые в новом стандарте являются основой метапредметных результатов освоения основной образовательной программы [1].
Рассмотрим основные практические направления формирования метарезультатов.
Первое направление – урок, как пространство формирования метапредметных результатов. В период внедрения Федерального образовательного стандарта требования к уроку значительно усовершенствованы. В нынешней системе образования в соответствии с ФГОС вводятся понятия метапредметные и личностные результаты, которые как и предметные, должны стать ориентиром освоения образовательной программы. Под метапредметными результатами понимаются освоенные учениками способы деятельности, применимые как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Понимание урока, как среды формирования метапредметных результатов вызвало у учителей много вопросов, связанных с формулировками УУД, их объемом, пониманием самого понятия метапредметные результаты а, главное, с тем, какими средствами достигается метапредметный результат. Овладение школьниками универсальными учебными действиями означает формирование «умения учиться», т. е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
При всем разнообразии типов можно выделить неизменную структуру урока, соответствующую каждому из них и подчеркивающую его деятельностный характер:
- Этап активного целеполагания – организация начала урока и подготовка к активному усвоению учебного материала.
- Основной этап – отвечает образовательной цели урока.
- Оценочная деятельность – предполагает диагностику достижения целей урока.
На сегодняшний день современной школе предлагается большое число педагогических технологий. Наиболее эффективными являются метакогнитивные [2], а на языке стандарта мы можем говорить о метапредметных технологиях, т. е. технологиях, формирующих интеллектуальные умения и усиливающих рефлексивные механизмы в образовательной деятельности, способствующих развитию мотивации, коммуникации, умению управлять собственной образовательной деятельностью, развитию способности к самообразованию. Цели этих технологий можно сформулировать как овладение обучающимся надпредметными когнитивными и коммуникативными умениями, которые в дальнейшем входили бы в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.
Такие современные образовательные технологии, как ТРИЗ, метод проектов, «дебаты», кейс-метод, педагогические мастерские, исследовательские и дискуссионные технологии, технологии развития критического мышления, развивающего диалога могут быть отнесены к метапредметным технологиям.
Разработчики ФГОС достижение и оценку метапредметных результатов связывают с проектными и проектно-исследовательскими технологиями. Проект должен стать индикатором достижения метапредметных результатов образования.
Особенностью проектной деятельности школьников является её связь с исследовательской деятельностью. Одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности, обучающихся одним из её компонентов, выступает исследование [3].
Зоной формирования метарезультатов становится и внеурочная деятельность, которая является обязательной составляющей образовательной деятельности каждого ученика. Наряду с уроком внеурочная деятельность дает возможность организовать максимально насыщенную метапредметную среду для достижения метапредметных результатов основной образовательной программы.
Умения, названные в теории стандарта универсальными учебными действиями, отвечают за управление учеником собственной учебной деятельностью, становятся основой для формирования ключевой компетенции, заложенной в деятельностном подходе – умению учиться. А понимание метапредметных результатов как системы формирования УУД разнообразными образовательными средствами делает метапредметный подход и целью, и средством, результатом освоения школьной программы.