Главная
АИ #23 (153)
Статьи журнала АИ #23 (153)
Формирование и оценка метапредметных результатов обучения школьников

Формирование и оценка метапредметных результатов обучения школьников

Автор(-ы):

Куликова Алла Ивановна

Степенко Светлана Николаевна

Танчук Анастасия Алексеевна

5 июня 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

метапредметность
образовательный процесс
педагогические технологии
метапредметные результаты
федеральные государственные образовательные стандарты

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Текст статьи

Основной идеей федеральных образовательных стандартов общего образования стала метапредметность, обозначенная в стандарте как «метапредметные результаты». Метапредметные результаты во ФГОС всех уровней образования – это составной элемент образовательного результата, содержание учебного предмета, критериальная и содержательная база системы оценивания достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования, предмет итоговой оценки.

Метапредметный подход в современном учебно-воспитательном процессе заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным предметам на современные технологии, методы и приемы, направленные на изучение целостной картины мира. В Федеральном государственном образовательном стандарте представлен перечень основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования.

Метапредметные результаты образовательной деятельности проявляются в освоении учащимися обобщенных способов действий с предметным содержанием, позволяющих им успешно решать учебные задачи как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни.

По мнению А.В. Хуторского «Метапредметными в стандартах названы деятельности, которые всегда и общепринято назывались общеучебными: целеполагание, планирование, рефлексия, контроль, оценивание, сравнение, анализ, синтез и т. п. Метапредметная же деятельность – это иное, нежели общеучебная деятельность. Метапредметная деятельность не может быть оторвана от предметной деятельности, она находится «за» ней, в её основе; тогда как общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам, она независима от предметов и может применяться к любому из них» [4].

Во ФГОС вошло другое понимание понятия метапредметность. Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия – это и есть метаумения, которые в новом стандарте являются основой метапредметных результатов освоения основной образовательной программы [1].

Рассмотрим основные практические направления формирования метарезультатов.

Первое направление – урок, как пространство формирования метапредметных результатов. В период внедрения Федерального образовательного стандарта требования к уроку значительно усовершенствованы. В нынешней системе образования в соответствии с ФГОС вводятся понятия метапредметные и личностные результаты, которые как и предметные, должны стать ориентиром освоения образовательной программы. Под метапредметными результатами понимаются освоенные учениками способы деятельности, применимые как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Понимание урока, как среды формирования метапредметных результатов вызвало у учителей много вопросов, связанных с формулировками УУД, их объемом, пониманием самого понятия метапредметные результаты а, главное, с тем, какими средствами достигается метапредметный результат. Овладение школьниками универсальными учебными действиями означает формирование «умения учиться», т. е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

При всем разнообразии типов можно выделить неизменную структуру урока, соответствующую каждому из них и подчеркивающую его деятельностный характер:

  1. Этап активного целеполагания – организация начала урока и подготовка к активному усвоению учебного материала.
  2. Основной этап – отвечает образовательной цели урока.
  3. Оценочная деятельность – предполагает диагностику достижения целей урока.

На сегодняшний день современной школе предлагается большое число педагогических технологий. Наиболее эффективными являются метакогнитивные [2], а на языке стандарта мы можем говорить о метапредметных технологиях, т. е. технологиях, формирующих интеллектуальные умения и усиливающих рефлексивные механизмы в образовательной деятельности, способствующих развитию мотивации, коммуникации, умению управлять собственной образовательной деятельностью, развитию способности к самообразованию. Цели этих технологий можно сформулировать как овладение обучающимся надпредметными когнитивными и коммуникативными умениями, которые в дальнейшем входили бы в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.

Такие современные образовательные технологии, как ТРИЗ, метод проектов, «дебаты», кейс-метод, педагогические мастерские, исследовательские и дискуссионные технологии, технологии развития критического мышления, развивающего диалога могут быть отнесены к метапредметным технологиям.

Разработчики ФГОС достижение и оценку метапредметных результатов связывают с проектными и проектно-исследовательскими технологиями. Проект должен стать индикатором достижения метапредметных результатов образования.

Особенностью проектной деятельности школьников является её связь с исследовательской деятельностью. Одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности, обучающихся одним из её компонентов, выступает исследование [3].

Зоной формирования метарезультатов становится и внеурочная деятельность, которая является обязательной составляющей образовательной деятельности каждого ученика. Наряду с уроком внеурочная деятельность дает возможность организовать максимально насыщенную метапредметную среду для достижения метапредметных результатов основной образовательной программы.

Умения, названные в теории стандарта универсальными учебными действиями, отвечают за управление учеником собственной учебной деятельностью, становятся основой для формирования ключевой компетенции, заложенной в деятельностном подходе – умению учиться. А понимание метапредметных результатов как системы формирования УУД разнообразными образовательными средствами делает метапредметный подход и целью, и средством, результатом освоения школьной программы.

Список литературы

  1. Асмолов А.В. Материалы Интервью с академиком РАО, советником ректора РАНХиГС Александром Асмоловым. 2018.
  2. Бойцова Е.Г., Крылова О. Н. Технологии формирующего оценивания. Методическое пособие. СПб: КАРО. 2013.
  3. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. / А.В. Леонтович // Народное образование. – 1999. – №10.
  4. Хуторской А.В. «Метапредметный подход в обучении» Вестник Института образования человека – 2018. – №1 Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского.

Поделиться

1066

Куликова А. И., Степенко С. Н., Танчук А. А. Формирование и оценка метапредметных результатов обучения школьников // Актуальные исследования. 2023. №23 (153). Ч.II.С. 93-95. URL: https://apni.ru/article/6431-formirovanie-i-otsenka-metapredmetnikh-rezult

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля