Организация работы по психическому развитию и коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью для повышения познавательной активности детей, формирование общих интеллектуальных способностей и навыков, физического развития и здоровья, самооценки, направленной на самокоррекцию. Формирование сознания, эмоциональной устойчивости и саморегуляции допускает определенную степень задержки развития. Специфические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, необходимость организации психолого-педагогической помощи на принципах комплексности и индивидуального подхода, многопрофильного коллектива специалистов, хорошо разбирающихся в современных технологиях коррекции и когнитивного развития и способных помочь детям с интеллектуальной недостаточностью известно о существовании. Важнейшей задачей общества сегодня является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, повышение его способности адаптироваться к жизни. Рост числа детей с ограниченными интеллектуальными возможностями требует внимания медицинских работников, психологов и педагогов к решению важной проблемы – их социальной и биологической адаптации. Важным элементом является эффективная организация работы педагога-психолога с умственно отсталыми детьми для обеспечения баланса психики ребенка с окружающим миром, выполнения социальных функций и обеспечения успешной адаптации.
Проблемы коррекции, компенсации умственной отсталости, а также социализации умственно отсталого ребенка связаны с распространенностью этого порока. Одним из принципов федерального государственного стандарта для умственно отсталых детей является создание благоприятной социальной среды для развития и получения образования каждым ребенком в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями. О детях с интеллектуальной недостаточностью Л. М. По Шипицину, это уровень познавательной активности растущего человека и во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях; оно реализуется в результате влияния условий жизни и социальной среды на ребенка. Успешность и эффективность психического развития в обучении умственно отсталых детей определяется еще и тем, что оно организовано системно по плану педагога-психолога и основывается на дидактических принципах, регулирующих процесс обучения.
Среди других средств психического воспитания ведущее место обучения определяется следующими условиями: программное обеспечение, все дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, ведущая роль образования, которое систематически охватывает методы, соответствующие возрасту детей, педагог-психолог. В дошкольном возрасте умственно отсталые дети не могут выполнить требования программы детского сада и достичь необходимого уровня готовности к школе при поступлении в школу. У этой категории детей, помимо нарушения различных психических функций, в той или иной степени происходит практическое использование речевого строя и элементов речи, что, в свою очередь, ограничивает возможность перехода к овладению речью. С трудом понимает высокоуровневые и сложные языковые шаблоны.
У большинства детей с ограниченными интеллектуальными возможностями нарушена или недоразвита мелкая моторика, общая моторика и зрительно-моторная координация. Движения рук могут быть неуклюжими, непоследовательными. Работая с этой категорией детей, психологи постоянно стремятся использовать новые, наиболее эффективные методы и технологии для коррекции развития детей и подготовки их к школе. Рассмотрим цели педагога-психолога при организации работы с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями. Задачами психолога в образовании являются: - создание условий для обеспечения психического и личностного развития детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в процессе воспитания, обучения и социализации; – способствовать созданию соответствующего индивидуальности детей социального состояния развития и обеспечивать психологические условия для защиты психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогов и других участников образовательного процесса.
Этап воспитания и образования. Формирование нравственной основы личности, выработка социально приемлемого поведения в обществе, ориентировочно-познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами психической деятельности. Социально-педагогический этап. Содержание: решение организационных вопросов, информирование родителей о взаимодействии педагога-психолога с другими организациями и социальными службами.
Зачастую родители основную роль в преодолении нарушений психомоторного развития отводят медикаментозному лечению. Но даже лучшее медикаментозное лечение эффективно только при правильном семейном воспитании и проведении родителями целевой системы специальных упражнений. При дефиците в воспитании и образовании дети бывают менее приспособленными к жизни, беспомощными даже в обычных жизненных ситуациях. Поэтому, как бы тяжелы ни были нарушения в развитии ребенка, нужно решать вопросы в пользу сочетания лечения с образованием. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии коррекционным, то есть оно направлено на организацию лечебно-педагогического процесса.
Для семьи, которая воспитывает «особого» ребенка, очень важны такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является, в конечном счете, достижение ребенком в будущем материальной независимости и социальной адаптации. Поэтому родителям необходимы знания в области психологии, педагогики, социальной педагогики, ряда дисциплин медицинского блока.
В процессе оказания педагогической помощи детям с комплексными нарушениями вносятся существенные поправки в конкретные методики, модернизируются технологии и содержание обучения с учетом природы и характера нарушений, разрабатываются новые приемы и методы коррекционного воздействия и совершенствуются методики, уже имеющиеся в различных областях специальной педагогики - тифлопедагогики, сурдопедагогики, олигофренопедагогики и логопедии.
Только по желанию и целеустремленности родители могут овладеть нелегкой наукой воспитания ребенка с отклонениями в развитии и создать условия для его эффективного психического и личностного развития. Разные трудности подстерегают родителей на разных возрастных этапах развития ребенка.