Самооценка как обратная сторона личности человека и ее формирование

В данной статье излагается современная социально-психологическая теория формирования самооценки. Исследуются особенности зарождения и становления самооценки на всех жизненных этапах. Уделяется равное внимание изучению и анализу видов самооценки и факторов ее изменения.

Аннотация статьи
неадекватная самооценка
семья
самооценка
личность
социум
адекватная самооценка
Ключевые слова

Человек, как личность, всегда являлся частью социума. Под влиянием оценки окружающих у человека постепенно складывается и собственное отношение к себе. Самооценка является одной из самых важных центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, а именно стремление человека утвердить себя как члена общества в глазах других лиц, найти себя в этом мире.

Самооценка, ничто иное как уверенность в своей способности думать и принимать основные жизненные вызовы, а также уверенность в своем праве на счастье и успех.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.

Есть реалии, которых люди стараются избегать. Значение самооценки в жизни человека принадлежит, непосредственно, к этому числу и этот факт нельзя игнорировать.

Осознанно или нет, но человек всегда будет себя с кем-либо, оценивать себя с различных позиций, как «лучше», «хуже», или «такой же, как и все». В основе самооценки, в первую очередь, лежат социально значимые ценности, без которых человек просто не сможет осознать себя как личность, которая достойная места в обществе в данное время. Под словом «самооценка» иногда понимается нечто большее, а именно искра убеждения, которая обозначает не просто суждение или ощущение. Это – мотиватор. Мотиватор, который диктует человеку модель его поведения.

Следует отметить, что в формировании адекватной самооценки личности участвует не только социум, но и родители. Базой формирования самооценки человека в семье является родительская любовь, а ее недостаток может привести к проблемам формирования.

В большинстве случаев проблемой с низкой самооценкой страдают старшие дети в семье, ведь иметь статус «старшего» не так просто, как могло бы показаться. С рождением «младших» братьев и сестер они теряют статус «единственного» ребенка в семье. Это налагает свои последствия на моральные потребности ребенка: появляется больше ответственности, и родители возлагают большие надежды на будущее своего первенца, появляется больше забот и обязанностей. Младшие же находятся в более выгодном положении – им уделяется больше внимания, от чего у старших, зачастую, формируется ревность.

Преувеличение родителями заслуг ребёнка и слишком частая похвала способствуют формированию завышенной самооценки. Ребёнок не может найти общий язык со сверстниками, потому что считает себя выше и лучше других. В общении с взрослыми такой ребёнок также не может найти компромисс, потому что считает, что все вокруг должны откинуть свои желания на последний план и заняться его персоной. Из такого ребёнка вырастает эгоист, который никогда не будет считаться с мнением других людей, всегда будет действовать лишь в своих интересах. Если вовремя не заняться психологической коррекцией такого подростка, это проблема перерастёт в нарциссизм – свойство характера, заключённое в чрезмерной самовлюблённости, которая чаще всего не соответствует действительности.

Если же родители не уделяют своему ребёнку должного внимания, игнорируют его успехи, забывают его похвалить или даже слишком критикуют, формируется заниженная самооценка. Если его не похвалить за, казалось бы, мелочь, например, неумелый первый рисунок ёлочки, он непременно подумает, что родителям нет до него дела. Ребёнок будет чувствовать себя обделенным, ненужным, неважным. Это поспособствует развитию комплексов, чувства неполноценности, неуверенности в себе.

Детям с заниженной самооценкой свойственна: пассивность, ранимость, обидчивость. Такому ребёнку будет трудно найти друзей, потому что он будет стесняться, бояться показать себя. Из него никогда не вырастет сильная личность, способная принимать трудные решения, брать на себя ответственность, идти вперёд к своей цели.

Н. Бранден, в своей книге «Шесть Столпов самооценки» утверждает, что большинство семей, которые нас окружают – дисфункциональны. Это семьи, в которых что-то нарушается, и они поэтапно становятся полной противоположностью счастливым, где их члены имеют между собой тёплые, наполненные любовью, отношения.

В своей книге он прописывает, как, по его мнению, родители препятствуют нормальному развитию самооценки ребёнка. В основном это то, что родители, не замечая индивидуальности и особенности своего ребенка, укоряют за непривычное им. Недавно они сами были детьми, но уже забыли те чувства, которые переживает подрастающее поколение и из-за этого измываются над детскими мыслями и чувствами. Слишком опекают, либо вообще не обращают внимания на ребёнка. Всё это, по мнению Н. Брандена, уничтожает самооценку будущих взрослых.

Но даже вполне любящие родители, порой говорят своим детям фразы, которые не только не помогают выстроить жизнь лучшим образом, а скорее, наоборот, направляют ребёнка на несчастливую судьбу. Так, например, фраза: «У тебя ничего не получится» которая ненароком вылетает из уст большинства родителей современного мира, со временем становится препятствием к тому, чтобы человек вообще продолжал свою деятельность и начинал делать хоть что-нибудь. Аналогично действующие фразы: «Горе моё» – подсознательно заставляет человека совершать поступки, вызывающие у близких людей переживания; «У тебя руки не тем концом воткнуты» – делает людей неумехами, которые не верят в свой успех и способности; «Подруга у тебя красавица, а ты у нас умницa» – создаёт у девочки неверие в собственную красоту и привлекательность, и со временем укрепляет уверенность в том, что она не нужна никому такая некрасивая, особенно мужчинам.

В процессе формирования личности ребенка огромный вклад вносит детский сад, школа, кружки, всевозможные хобби и увлечения, общения со сверстниками и взрослыми. Все эти жизненные этапы влияют на формирование самооценки, но всё же именно родители закладываю тот фундамент в характер ребёнка, который потом практически невозможно подкорректировать, а иногда и вовсе невозможно.

Человек в разные периоды времени будет себя оценивать по-разному, тем более бывают такие ситуации, когда он нравится себе, а в другое время какой-либо поступок заставляет переживать крайнее недовольство, и он занимаемся самоосуждением. Однако, самооценка как часть самоосознания личности - это устойчивое образование, которое может меняться, но при этом даже не зависеть от ситуативного отношения к себе.

Изменение уровня самооценки очень частое явление в подростковом возрасте. Человека, с течением времени, начинают окружать новые люди. Кто-то приходит, кто-то уходит. Меняется мода и тенденции. Происходит огромная масса событий: половое созревание, изменение взаимоотношений в семье, новые друзья, поступление в учебные организации – это все может погрузить человека как в «минус», так и «плюс» и с точностью да наоборот.

Этим объясняется и то, почему с возрастом многие люди становятся пассивными. Они просто учатся защищать свою самооценку. Понимание ситуации приходит с опытом. И если какое-либо событие может привести к неудаче, то человек старается ее избежать. В результате возникает удержание. Человек начинает считать, что любая активность, овладение новым потенциально приводит к неудаче. Как следствие, возникает пассивность.

Следует заметить, что изменения самооценки, повышенной к заниженной, бывают очень быстрые. У каждого человека есть свой список ситуаций, которые приводят к таким факторам. Кто-то ориентируется на мнение окружающих, другим важно быть послушным и удобным. Одним из примеров считается «синдром отличника». Часто встречается, что талантливые, одаренные дети ничего не добиваются в жизни. Отчасти это происходит из-за того, что они делают все не для себя, а для других. Они ждут одобрения окружающих, вначале родителей, затем учителей. Когда эти дети вырастают, то начинают ориентироваться на начальство и окружающих.

Отношение к себе отображается и на взаимоотношениях с окружающими. Человек, который ценит себя и уважает, не связывает свои действия и поступки с мнением других людей. Он спокойно воспринимает возникающие разногласия и не боится неодобрения. В конфликтных ситуациях он не теряет уважения ни к себе, ни к тем, чье мнение отличается от его собственного.

В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым обращая внимания на то, что многим людям привычно оценивать себя чуть выше среднего, это скорее норма, нежели отклонение. Адекватная самооценка так или иначе правильно отражает способности и качества личности, другими словами это реальное представление человека о самом себе, которое соответствует действительности. Такие представления могут быть как положительными, так и отрицательными, поскольку люди не идеальны.

Неадекватная самооценка в свою очередь бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности так же бывает разных уровней. Самооценка чуть выше или ниже среднего - достаточно распространенное явление, она почти никак не проявляется в поведении человека, не мешает его жизни и способности взаимодействовать с другими индивидами. Определить девиацию в данном случае можно только при прохождении специальных психологических тестов. Самооценка же чуть выше среднего в коррекции не нуждается, поскольку человек заслуженно ценит и уважает себя.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Таблица

Функции

Описание

Стимулирующая

Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.

Пост прогнозная

Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.

Регулирующая

Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.

Эмоциональная

Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.

Защитная

Формирует стабильность личности.

Контролирующая

Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.

Развивающая

Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Отрицать важность самооценки – будет очень большой ошибкой. Но, если посмотреть с совершенно другой стороны, то излишним будет эту важность и превозносить. Некоторые, полные энтузиазма, люди утверждают, что здоровое чувство собственной значимости – это все, что нужно, чтобы обрести все, о чем ты мог мечтать. Однако, все сложнее. Самооценка – далеко не панацея. На ситуацию влияют и другие внутренние факторы.

Высшая степень самоуважения – это необходимое, но достаточное условие благополучия. Его наличие не означает автоматического исполнения желаний, зато его отсутствие провоцирует тревожность, фрустрацию или отчаяние. Люди, должны иметь ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, «верить в себя», чтобы блокировать этот опасный для личности процесс - низкую самооценку. Важный компонент целостного самосознания личности - самооценка - выступает необходимым условием бытия гармоничного Человека, живущего в согласии как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он общается и вступает во взаимодействие.

Текст статьи
  1. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.
  2. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989.
  3. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ» - М., 2003 – 656 с.
  4. Горобинский М.А., Ветвицкая С.М. Самооценка: особенности ее формирования и значение в жизни человека // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.
  5. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова //4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
  6. Огольцова, Е. Г. Роль родителей в формировании самооценки ребёнка / Е. Г. Огольцова, А. А. Лесюнина, А. Г. Овчаренко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 48 (182). – С. 161-164.
  7. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. - № 4. - С.99–100.
  8. Куперсмит С. Предпосылки самооценки. – М.: 1959.
  9. Бранден Н. Шесть столпов самооценки». М.:1993.
Список литературы