Автор(-ы):
Вострова Дарья Сергеевна
6 июня 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются способы формирования грамматических навыков речи на старшем этапе обучения. Учет индивидуальных особенностей учащихся важен для положительной динамики процесса обучения грамматики иностранного языка. Акценты в работе расставлены на применение индивидуальных учебных стратегий при обучении иностранному языку.
Текст статьи
Обучение иностранному языку школьников на старшем этапе обучения является одной из важнейших задач в современной методике обучения иностранным языкам. Одним из самых важных и вместе с тем самых сложных компонентов языка является грамматика. Овладев достаточным словарным запасом, а также обладая хорошим уровнем навыков чтения и письма, некоторые обучающиеся все еще испытывают трудности в использовании грамматики изучаемого языка в устной и письменной речи. Это объясняется различиями в структуре родного и изучаемого языка, а также индивидуальными особенностями обучающихся. Таким образом, именно личностные особенности учеников стоит учитывать в процессе обучения грамматики, применяя для ее обучения индивидуальные учебные стратегии.
Изучение иностранного языка представлено несколькими аспектами. Грамматика – один из этих аспектов, который является одним из наиболее важных в процессе обучения иностранному языку. Грамматика – один из разделов языкознания, который включает в себя учения о формах изменения слов, их строении, а также видах словосочетаний и предложений. В настоящее время грамматике отведена основная роль в процессе формирования коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция – это умение быть готовым и способным взаимодействовать с другими людьми как вербально, так и невербально.
Одна из наиболее актуальных проблем современной грамматики – формирование грамматических навыков на старшем этапе. Грамматический навык, по мнению некоторых авторов, – это автоматизированное действие, которое направлено на выбор грамматического явления, которое подходит конкретной ситуации для корректного оформления речевого высказывания. По мнению Е. И. Пассова, грамматический навык – это способность говорящего мгновенно сделать выбор в пользу подходящей ситуации говорения модели, правильно оформить ее, учитывая нормы используемого языка.
Можно выделить несколько составляющих структуру грамматического навыка:
Можно выделить несколько видов грамматических навыков, они разнообразны, подобно видам речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо).
Говорение – это один из видов речевой коммуникации, предполагающий:
Рецептивные грамматические навыки представляют собой автоматизированные действия, направленные на указание и расшифровку полученной грамматической информации в устном или письменном виде. Данный навык способствует контролю правильности и адекватности речевого действия, при совершении ошибок он помогает их исправить.
Грамматический аспект говорения становится функционирующим двумя способами:
Сформировать грамматические навыки на старшем этапе обучения возможно посредством комплекса упражнений, которые составлены с учетом индивидуальных особенностей учеников. Учитывая достаточно прочную базу знаний иностранного языка, при составлении такого комплекса больше нет необходимости делать опору на родной язык обучающихся. Стоит сделать акцент на личностные особенности обучающихся, как с точки зрения психолого-педагогической, так и с учетом интересов, «слабых» и «сильных» сторон учеников на уроках изучаемого языка.
В ходе выполнения подобных упражнений происходит не только вырабатывание грамматических навыков, но и развитие мышления и памяти учеников, доведение некоторых знаний, полученных ранее «до автоматизма».
Одним из самых эффективных методов обучения грамматике иностранного языка в старшей школе – является устная практика. Во-первых, ученики в достаточной мере владеют языком, поэтому большая часть класса может продуктивно поддерживать дискуссию. Во-вторых, общение естественно для человека, поэтому при выборе интересной темы для обсуждения, учащиеся с энтузиазмом включатся в разговор, тем самым смогут закрепить полученные грамматические навыки данным способом. Для слабомотивированных или слабоуспевающих учеников допустимо использование опоры в виде грамматических подсказок, фраз-клише и т.д.
Устная практика с использованием изученных грамматических структур способствует важнейшей цели изучения иностранного языка – формированию коммуникативной компетенции обучающихся, помимо этого она реализует следующие задачи:
Таким образом, можно отметить, что на протяжении всего процесса изучения иностранного языка важно совершенствовать грамматические навыки. На старшем этапе обучения необходимо учитывать личность каждого обучающегося, их уровень знаний, стремления, цель изучения иностранного языка для наиболее успешного преподавания.
Список литературы
Поделиться
Вострова Д. С. Формирование грамматических навыков речи обучающихся старшей школы // Актуальные исследования. 2023. №23 (153). Ч.II.С. 85-87. URL: https://apni.ru/article/6450-formirovanie-grammaticheskikh-navikov-rechi