Обучение иностранному языку школьников на старшем этапе обучения является одной из важнейших задач в современной методике обучения иностранным языкам. Одним из самых важных и вместе с тем самых сложных компонентов языка является грамматика. Овладев достаточным словарным запасом, а также обладая хорошим уровнем навыков чтения и письма, некоторые обучающиеся все еще испытывают трудности в использовании грамматики изучаемого языка в устной и письменной речи. Это объясняется различиями в структуре родного и изучаемого языка, а также индивидуальными особенностями обучающихся. Таким образом, именно личностные особенности учеников стоит учитывать в процессе обучения грамматики, применяя для ее обучения индивидуальные учебные стратегии.
Изучение иностранного языка представлено несколькими аспектами. Грамматика – один из этих аспектов, который является одним из наиболее важных в процессе обучения иностранному языку. Грамматика – один из разделов языкознания, который включает в себя учения о формах изменения слов, их строении, а также видах словосочетаний и предложений. В настоящее время грамматике отведена основная роль в процессе формирования коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция – это умение быть готовым и способным взаимодействовать с другими людьми как вербально, так и невербально.
Одна из наиболее актуальных проблем современной грамматики – формирование грамматических навыков на старшем этапе. Грамматический навык, по мнению некоторых авторов, – это автоматизированное действие, которое направлено на выбор грамматического явления, которое подходит конкретной ситуации для корректного оформления речевого высказывания. По мнению Е. И. Пассова, грамматический навык – это способность говорящего мгновенно сделать выбор в пользу подходящей ситуации говорения модели, правильно оформить ее, учитывая нормы используемого языка.
Можно выделить несколько составляющих структуру грамматического навыка:
- Выбор структуры, которая будет подходить идее высказывания говорящего;
- Умение оформить речевые единицы, которые будут наполнять речевую структуру, учитывая правила и нормы используемого языка;
- Способность правильно и адекватно оценивать речевые действия;
- В человеческом представлении все структуры имеют прочную связь с коммуникативными задачами. Каждая из задач обладает своим набором функциональных структур. Выбор в пользу конкретной структуры будет зависеть от речевых условий: собеседника, культуры, темы для разговора и т.д.
- Умение выбрать речевую структуру, являющееся функциональным аспектом навыка использования иностранного языка. Не менее важным является оформление речи. Несмотря на то, что оно считается формальным аспектом навыка владения языком, преподаватель должен способствовать формированию грамматических навыков у обучающихся, основываясь на тех ранее изученных лексических единицах, которыми обучающиеся владеют свободно. Как правило, на старшем этапе обучения, лексический запас достаточно обширен, следовательно, применять данную методику среди этого возраста гораздо проще.
Можно выделить несколько видов грамматических навыков, они разнообразны, подобно видам речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо).
Говорение – это один из видов речевой коммуникации, предполагающий:
- Произнесение звуков и воспроизведение звуковых моделей.
- Применение интонационных и ритмических моделей, умение правильно ставить ударение в словах и предложениях.
- Использование иностранного языка для выражения своих мыслей и рассуждения.
- Последовательную организацию мыслей с точки зрения логики.
- Выбор правильных слов и видов предложений, на основе темы, ситуации, собеседника и обстановки.
- Способность бегло говорить на изучаемом языке, ограничиваясь малым количеством пауз.
Рецептивные грамматические навыки представляют собой автоматизированные действия, направленные на указание и расшифровку полученной грамматической информации в устном или письменном виде. Данный навык способствует контролю правильности и адекватности речевого действия, при совершении ошибок он помогает их исправить.
Грамматический аспект говорения становится функционирующим двумя способами:
- Человек, ведущий речевую деятельность, делает выбор в пользу задуманной речевой модели.
- Человек заполняет речевую модель оформленными единицами речи.
Сформировать грамматические навыки на старшем этапе обучения возможно посредством комплекса упражнений, которые составлены с учетом индивидуальных особенностей учеников. Учитывая достаточно прочную базу знаний иностранного языка, при составлении такого комплекса больше нет необходимости делать опору на родной язык обучающихся. Стоит сделать акцент на личностные особенности обучающихся, как с точки зрения психолого-педагогической, так и с учетом интересов, «слабых» и «сильных» сторон учеников на уроках изучаемого языка.
В ходе выполнения подобных упражнений происходит не только вырабатывание грамматических навыков, но и развитие мышления и памяти учеников, доведение некоторых знаний, полученных ранее «до автоматизма».
Одним из самых эффективных методов обучения грамматике иностранного языка в старшей школе – является устная практика. Во-первых, ученики в достаточной мере владеют языком, поэтому большая часть класса может продуктивно поддерживать дискуссию. Во-вторых, общение естественно для человека, поэтому при выборе интересной темы для обсуждения, учащиеся с энтузиазмом включатся в разговор, тем самым смогут закрепить полученные грамматические навыки данным способом. Для слабомотивированных или слабоуспевающих учеников допустимо использование опоры в виде грамматических подсказок, фраз-клише и т.д.
Устная практика с использованием изученных грамматических структур способствует важнейшей цели изучения иностранного языка – формированию коммуникативной компетенции обучающихся, помимо этого она реализует следующие задачи:
- создание «ситуации успеха» для каждого участника беседы;
- повышению уровня мотивации изучения иностранного языка;
- повышению уверенности в себе и своих знаниях;
- совершенствованию умений и навыков активного и доброжелательного общения друг с другом;
- активизации познавательной, творческой стороны личности посредством использования иностранного языка;
- формированию и закреплению базовых аспектов речевой деятельности на иностранном языке;
- умение говорить о своих хобби, проблемах, социальных явлениях и личных делах на изучаемом языке.
Таким образом, можно отметить, что на протяжении всего процесса изучения иностранного языка важно совершенствовать грамматические навыки. На старшем этапе обучения необходимо учитывать личность каждого обучающегося, их уровень знаний, стремления, цель изучения иностранного языка для наиболее успешного преподавания.