«Занятия с детьми должно быть праздником,
а праздник для ребят, когда игра сменяется игрой,
когда никто не думает о том, что есть такое слово НАДО,
а просто тянется к игре, живет игрой и впитывает каждой
клеткой восторг игры и, незаметно для себя, еще и пользу.
Рассказывать, запоминать, учится, придумывать,
мечтать и чувствовать прикосновения слова к игре!»
Нина Пикулева
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается жизненный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая
пытливость и любознательность»
В.А. Сухомлинский
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребёнка окружающих взрослых – обучении.
Но ритм современной жизни не позволяет родителям создать условия для формирования правильного развития речи детей самостоятельно. В дошкольных общеобразовательных учреждениях уделяется немалое внимание развитию речи дошкольников и при наличии педагогов-психологов и учителей-логопедов в ДОУ речевое развитие дошкольников остается актуальным, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения правильного развития речи и педагоги не в силах охватить всех дошкольников учреждения.
Учебно-предметно-дидактические игры помогают дошкольникам в познании свойств и признаков объектов в процессе реальной практической деятельности, стимулируют дальнейшее развитие интеллектуально-перцептивных умений. Они учатся принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать её самостоятельно в соответствии с правилами игры; достигать нужного результата; контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать на вопросы воспитателя о ходе игры и предполагаемом результате. С воспитанниками среднего дошкольного возраста ведется работа по расширению их активного словаря путем постоянного и целенаправленного введения новых слов в процессе различных видов деятельности так следует больше использовать дидактические игры и упражнения. Например, для активизации глаголов полезны игровые упражнения на подбор действий к предмету («Для чего нужен утюг?»; «Что можно делать веником?»; «Для чего нужна лейка?» и т. п., упражнение «Кто что делает?» (ребенок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» - мяукает, мурлычет, подпрыгивает, играет, лакает, лакает молоко и т. п.).
Дидактические игры можно проводить, используя мяч («Яблоко какое?» - спрашивает воспитатель и кидает мяч ребенку, «Сладкое», - отвечает тот и возвращает мяч. «Яблоко сладкое и?» - педагог бросает мяч другому ребенку. «Ароматное (сочное, желтое, антоновское)». Или воспитатель кидает мяч со словами: «Работает на стройке, но не маляр», - «Каменщик (штукатурщик, плотник, водопроводчик и т. д.)», - отвечает ребенок.
Дидактические игры «Отгадай загадку». При этом воспитатель не только загадывает детям загадки, но и побуждает их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои. Разновидность этой дидактической игры является игра «Вершки – корешки». Дети по ботве определяют овощ или же овощу подбирают ботву. Чтобы внимание детей не рассеивалась, загадывание – отгадывание сопровождается хоровым повторением вопросов: «Корешок – корешок, не твой ли вершок?», «Вершок – вершок, где твой корешок?» (одновременно дети упражняются в закреплении произношения р).
Дидактические игры на группировку и классификацию предметов. Они могут быть словесными и с использованием наглядного материала. В качестве примеров можно назвать следующие: «Что лишнее?» (например, из такой группы предметов: чашка, стакан, сахарница, молочник и ваза для цветов, «Назови одним словом» (клещи, молоток, отвертка, рубанок, пила – это инструменты, «Ничего не забудь» (головные уборы – это? Шапка, кепка, берет, пилотка, фуражка, шляпа и т. д., «продолжи сам» («Морковь доставили в отдел «Овощи», а яблоки в отдел…» Фрукты», «Каждую картинку на свое место» (на фланелеграфе произвольно расположены картинки с изображением животных и птиц. Детям предлагают расположить животных и птиц по группам).
Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать дидактические игры типа «Похожи – непохожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь, береза и дуб). При формировании умений сравнивать особое внимание обращают на выделение признаков сходства и прежде всего главного признака (это фрукты, это овощи, это деревья).
Дети среднего дошкольного возраста хорошо воспринимают ритмические повороты и созвучия. Настольные дидактические игры «Так ли это звучит?», «Какое это имя?», «Найди пару» и другие требуют небольшого количества участников (от 2 до 4, дают возможность уделить внимание каждому ребенку.
Во время, отведенного для детских игр, желательно организовать с небольшими подгруппами детей дидактические игры «Что изменилось?», «Прятки», «Поручения», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?» и другие, в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм.
В дошкольном учреждении особый вид представляет дидактический материал (самодельные пособия и др.), который вызывает у детей естественный интерес, работу мысли и речевую активность.
Дидактические игры могут быть не только настольно-печатными, это могут быть стенды с изображением натуральных предметов (одежда, посуда, орудия труда, растения и др., все зависит от темы, которой пользуется в данное время педагог. Такие стенды очень мобильны в применении, так в одну неделю дети знакомятся с одеждой людей, а следующую знакомятся с перелетными птицами. Воспитатель, рядом с таким стендом, может предложить детям поиграть в игру как «Назови ласково». Так ребенок смотря на наглядность на стенде говорит «воробей-воробушек» и т. д. Педагог предлагает детям поиграть в словесные игры, игры путешествия, загадки, потешки, чистоговорки. Дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением. Воспитатель поддерживает интерес ребенка к слову при помощи дидактических игр, играет словами, рифмует их, сочиняет вместе с ребенком слова – перевертыши, добавлялки. При помощи таких игр ребенок легче освоит письмо.
Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и ребенку и педагогу.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Ознакомление ребят с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чудесный мешочек»). Формирование грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи - по коммуникации и социализации («Кто позвал?», «Куда что положить», «Помогите, доктор!», «Какой? Какая? Какое?»). Ознакомление с явлениями общественной жизни, с предметным окружением, природой позволило созданию дидактических игр на познание («Что в коробке?», «Добрая хозяюшка», «Покажем мишке уголок природы», «Найди такой же листок»).
Для детей среднего дошкольного возраста педагог чаще отбирают игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаю кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.
Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.
Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому детям педагог предлагает игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.
Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.