Введение
Одним из важнейших направлений профилактики профессионально-обусловленных заболеваний медицинских работников является применение средств индивидуальной защиты (СИЗ). Однако в настоящее время в научной литературе опубликованы немногочисленные клинические данные о влиянии СИЗ на здоровье медицинских работников. Целью нашей работы было провести анализ сведений отечественной и зарубежной литературы о влиянии ношения средств индивидуальной защиты на организм человека.
Объекты и методы
В статье было использовано 36 отечественных и 14 зарубежных источников литературы за 2015–2022 годы о влиянии ношения средств индивидуальной защиты на состояние здоровья медицинских работников. Влияние воздействия СИЗ было рассмотрено со стороны офтальмологических, дерматологических, гематологических, пульмонологических, цефалических и даже психоэмоциональных проявлений.
Результаты и их обсуждение
По данным Барулиной А. Е. с соавторами [1, с.11-12] частота встречаемости головной боли у лиц с постоянным использованием СИЗ составила 32,0% при частоте головных болей менее 2 раз в месяц, 66,9% при частоте от 2 до 15 раз в месяц; у 80% лиц длительность приступа головной боли составила от 1 до 3 ч. Изучение снижения повседневной активности продемонстрировало, что у 92% респондентов отмечались значительное снижение активности и склонность к снижению фона настроения. При этом только у 21,81% опрошенных не возникала головная боль. Было выявлено, что более 78,7% медработников имели головные боли разной степени выраженности в течение рабочего дня и это коррелировало с длительностью ношения маски и СИЗ. При этом физическое и психическое состояние медицинского персонала более чем в 62,7% случаев ухудшалось вследствие появления головных болей, частота которых варьировала от 2 до 15 раз в месяц.
Бяловский Ю.Ю. с коллегами [2, с.136-142] пишут, что, во-первых, дополнительное респираторное сопротивление, возникающее при использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания, оказывает влияние на показатели белой крови. Во-вторых, изменения показателей лейкограммы зависят от продолжительности воздействия средств индивидуальной защиты органов дыхания. В-третьих, применение респиратора в течение 3-х минут вызывало уменьшение числа лейкоцитов, преимущественно, за счет снижения количества нейтрофилов и моноцитов. В-четвертых, применение респиратора в течение 18 минут сопровождалось повышением числа лейкоцитов с увеличением числа нейтрофилов и моноцитов, а также уменьшением содержания эозинофилов.
В то же время Грищенко А. Н. и Меленец М. А. [3, с. 179-180] выяснили, что ношение медицинской маски не влияет на сатурацию крови, так как средние значения сатурации и частота сердечных сокращений (ЧСС) до ношения медицинской маски составляют 96,46% и 84,53 уд/мин соответственно, что соответствует норме. Среднее значение сатурации спустя час ношения маски остается на прежнем уровне, а именно 9,46%, а ЧСС – незначительно снижается до 78,73 уд/мин – нормальный диапазон. При сравнении двух выборок значения уровня значимости для сатурации и ЧСС равны 0,972 и 0,191 соответственно, которые являются выше 0,05, т.е. критерий незначим.
Гурбич Е. В. [4, с.85-87] с соавторами выявили выраженные краткосрочные приспособительные реакции дыхательной системы, приводящие к изменениям показателей внешнего дыхания, подвергающиеся восстановлению и длительные изменения, повышающие утренние показатели ФВД до начала использования медицинской маски, что делает ее использование менее заметным для организма.
Доржиева Д. Ю. [5, с. 65-69] с коллегами отмечают наличие неблагоприятных кожных реакций на ношение масок: контактный дерматит, аллергический дерматит, угри и контактная крапивница.
Знаменская И. А. с соавтрами [6, с.127-131] отметили, что при наличии маски частота дыхания оказывается на 4-5% выше, чем в случае дыхания без маски.
Капцов В. А. и Чиркин А. В. [7, с.2-6] утверждают, что декларированная высокая эффективность средств индивидуальной защиты органов дыхания зачастую не коррелирует с данными о заболеваемости, не соответствует современному уровню мировой науки и обоснована некорректно.
Кибилда Е. В. и Белая Е. С. [8, с.424-425] выяснили, что, на 1 см2 поверхности кожи лица на участке с ношением медицинской маски приходится 0,2 КОЕ Staphilococcus aureus, что в 5,5 раза ниже чем на 1 см2 поверхности кожи лица на участке без ношения медицинской маски. Таким образом содержание Staphilococcus aureus от общего числа микроорганизмов на поверхности кожи лица на участке с ношением медицинской маски составило 0,24%, что в 8,9 раз ниже по сравнению с поверхностью кожи лица на участке без ношения медицинской маски. При изучении форм колоний, и в зоне с ношением маски, и в зоне без ношения маски было обнаружено по 4 R-колонии. При окраске по Граму в первом случае встречались как грамположительные, так и грам-отрицательные микроорганизмы, а во втором случае все они оказались грам-отрицательными.
Куроедов А. В. с коллегами [9, с. 519-526] в результате проведенного исследования свидетельствуют об отрицательном влиянии различных СИЗ органов дыхания и зрения, используемых в медицинской практике, на функциональные параметры слезы, в частности на показатель суммарной слезопродукции. У лиц, использующих вышеупомянутые СИЗ, уменьшение результатов теста Ширмера I к концу рабочего дня составило 20–25 % от исходных значений независимо от наличия традиционных факторов риска ССГ.
Луценко А. Н. [10, с. 499-502] в результате анализа полученных измерений установил, что сатурация при использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания снижается на 1,5-2% наряду с увеличением пульса на 5-10%.
Макогон С. И [11, с.42-48] установил, что СИЗ органов дыхания оказывают отрицательное воздействие на показатели суммарной слезопродукции.
Невзорова А. Б. с коллегами [12, с. 46-48] провели анализ обобщенных результатов качественного анализа оценки уровня психофизиологических качеств водителей в защитных лицевых масках и выявили снижение уровня концентрации внимания на 69 %
Пудовская [13, с. 67-71] с соавторами отмечают, что ухудшение дыхания из всех опрошенных чувствуют более половины (55,2%), у 48,3% опрошенных дискомфорт вызывают резинки от медицинских масок, которые натирают уши, ношение маски вызывает акне у 34,5% опрошенных. 58,6% отметили, что чувствуют затруднение при невербальной коммуникации. 37,8% чувствуют психологический дискомфорт.
Щербаков А. И. с коллегами [14, с. 224-234] предположили возможность развития отека слизистой полости носа и симптомов, схожих с аллергическим ринитом (АР) у тех, кто вынужден постоянно носить маску. Ко всему прочему, постоянное ношение маски усугубляет и/или искажает клиническую картину у людей с симптомами АР, что может затруднить диагностику.
Sachdev R. с коллегами [15, с.759] установили, что большинство микроорганизмов, выделенных из использованной хирургической маски, были потенциально патогенными. Общее количество бактерий с лицевой маски стоматолога и с загрязненных поверхностей в стоматологических клиниках содержало 42% видов стрептококков, 41% стафилококков и 17% грамотрицательных бактерий.
Gund M. с соавторами [16, с. 3173-3180] проводил изучение бактериальной обсемененности СИЗ врачей стоматологов во время препарирования с внешней стороны маски в ходе которого род Staphylococcus показал наибольшую распространенность. Из этого рода виды Staphylococcus epidermidis, Staphylococcus capitis, Staphylococcus hominis, Staphylococcus aureus, Staphylococcus saprophyticus, Staphylococcus warneri, Staphylococcus caprae и Staphylococcus pettenkoferi обнаруживаются с уменьшающейся частотой. Род Streptococcus (Streptococcus oralis, Streptococcus mitis, Streptococcus anginosus, Streptococcus sanguinis, Streptococcus parasanguinis, Streptococcus salivarius, Streptococcus gordonii, Streptococcus infantis), Bacillus (Bacillus cereus, Bacillus circulans, Bacillus subtilis), Micrococcus (Micrococcus luteus), Rothia (Rothia dentocariosa, Rothia Aeria), Neisseria (Neisseria Macacae, Neisseria perflava, Neisseria subflava, Neisseria oralis), Penicillium (Penicillium chrysogenum), Actinomyces (Actinomyces oris) и Strydomonas также были обнаружены с несколькими видами. Другие виды (Acinetobacter pittii, Aerococcus viridans, Aspergillus versicolor, Dermabacter hominis, Enterococcus faecalis, Haemophilus parainfluenzae, Rhodococcus erythropolis, Sphingomonas sp., Streptomyces sp.) обнаруживались спорадически. Маски и перчатки, которые были в контакте с масками, показали сопоставимые микробные образцы с меньшей частотой встречаемости видов. Также Staphylococcus spp., Streptococcus spp. и Bacillus spp. доминируют. Важно отметить, что в трех образцах: двух лицевых масках и одной лечебной перчатке, был обнаружен S. aureus.
Заключение
Медицинские работники, призванные сохранять и продлевать активную жизнедеятельность человека, сами имеют высокие показатели общей и профессиональной заболеваемости. Их профессиональная деятельность, сопряжена с ежедневным контактом с различными факторами инфекционной и неинфекционной природы. Ношение масок, являясь обязательным атрибутом деятельности медработников, может, по данным исследователей, приводить к неблагоприятным изменениям состояния полости рта. Этот вопрос требует дальнейшего изучения и проведения экспериментальных исследований, которые, возможно, позволят оптимизировать структуру СИЗ, необходимых для профилактики различных заболеваний, в том числе, микробной этиологии.