Нормативно-правовое развитие малого предпринимательства

В статье освещаются вопросы нормативно-правового развитие малого предпринимательства.

Аннотация статьи
малое предпринимательство
закон
малый бизнес
Ключевые слова

Малый бизнес способен создавать новые рабочие места в условиях экономического кризиса в стране при минимальной государственной поддержке за счет снижения социальной напряженности в обществе, обеспечения достаточно большой доли доходов бюджета за счет налогов и рискованной разработки, и внедрения новых моделей товаров и услуг.

Правовая база состоит из набора законов, принятых уполномоченным органом по стандартизации в форме и порядке, установленных законом для регулирования общественных отношений, в форме, определенной законом, и в соответствии с процедурой, установленной законом, которая содержит правовые нормы, не является персонализированной и предназначена для многократного использования. 

Правовое регулирование системы торговых отношений является актуальной темой современной и будущей социально-экономической жизни страны. Анализ деловой практики показывает необходимость независимого правового определения (регулирования) малого бизнеса и его правового статуса в системе предпринимательства. 

Правовой основой малого бизнеса является свод законов, постановлений и инструктивных документов, определяющих порядок создания предприятий, регистрацию предпринимателей и физических лиц – их правовые и организационные формы, порядок организации производства, предоставление необходимых ресурсов, распределение, налоговую систему, отношения между государством и физическим лицом. Предпринимателям, бизнес-единицам друг с другом и предоставляют предпринимателям определенные юридические гарантии. 

Создание правовой базы для малого бизнеса является важнейшим условием его возникновения и развития. Законодательство в сфере малого предпринимательства должно формировать единую систему как с точки зрения взаимного соблюдения норм, так и с точки зрения целостности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. 

Мировой опыт показывает, что для успешного развития малого бизнеса необходимо создать правовую базу для его функционирования, обеспечить законные права и постоянную правовую поддержку со стороны государства, которые обеспечивают защиту законного функционирования малого бизнеса и способствуют его развитию. Международная практика доказывает, что малый бизнес не может существовать без четких и эффективных законов. Следовательно, невозможно создать благоприятные условия для ведения бизнеса без принятия и эффективного осуществления таких законов, которые четко определяют регистрацию малого бизнеса, условия конкуренции, банкротства, контрактов и других аспектов ведения бизнеса. 

Правовая определенность и защита малого бизнеса в развитых странах мира обеспечиваются в первую очередь за счет принятия ряда антимонопольных законов. Они предназначены для регулирования процесса концентрации капитала, предотвращения вхождения малых предприятий в крупные компании и ограничения возможностей их дискриминации. Существуют специальные государственные антимонопольные органы, которые следят за соблюдением этих законов и правил честной конкуренции. 

Помимо антимонопольного законодательства, правовая система малого бизнеса регулируется системой специальных законов, касающихся их статуса, налоговой и кредитной поддержки, упрощения процесса регистрации и снятия ограничений, препятствующих свободному развитию малого бизнеса. 

Следует подчеркнуть, что формирование и реализация государственной политики по поддержке малого бизнеса является сложной и далеко идущей задачей. 

Основными задачами Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству являются: 

  • участие в разработке и реализации государственной политики в области развития предпринимательства и лицензирования предпринимательской деятельности; 
  • координация деятельности органов исполнительной власти, связанной с разработкой и реализацией мер по развитию и продвижению предпринимательства;
  • обобщение практики поддержки предпринимательской деятельности; 
  • координация деятельности органов исполнительной власти, связанных с разработкой и реализацией мер по развитию и продвижению предпринимательства;
  • развитие малого бизнеса, его консалтинговой и информационной системы; разработка предложений по внедрению и совершенствованию механизмов финансовой поддержки предпринимательства; 
  • разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных барьеров на пути развития бизнеса. 

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня законодательство малого бизнеса реализуется с помощью ряда общих и специальных нормативных правовых актов. Однако замедление роста численности малого бизнеса и частичное сокращение численности занятых указывают на недостаточность нормативно-правовой базы для развития малого бизнеса, которая должна стать первоосновой (фундаментом - в прямом смысле этого слова) для возникновения и развития малого бизнеса.

Текст статьи
  1. Адамская Л. В. Оценка и пути совершенствования поддержки малого и среднего предпринимательства в Москве // Самоуправление. – 2020. – №. 3. – С. 103-106.
  2. Брылёв В. В. Нормативно-правовая база регулирования инновационных процессов малых и средних предприятий // Экономические науки. – 2016. – №. 135. – С. 63-66.
  3. Васильева Е. Р. Экономическая роль государства в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства // Часопис економічних реформ. – 2017. – №. 1. – С. 46-49.
  4. Гашко Д. В. Нормативно-правовая основа деятельности малых и средних предприятий в Российской Федерации // Перспективные направления развития малого и среднего бизнеса в цифровой экономике России. – 2018. – С. 4-29.
  5. Кальгина С. А., Колосова В. А. Правовое регулирование малого предпринимательства в России // Современные проблемы права глазами молодых ученых. – 2016. – С. 79-81.
Список литературы