Главная
Конференции
Особенности современного этапа развития образования и науки
Развитие профессиональных компетенций будущих агрономов

Развитие профессиональных компетенций будущих агрономов

Автор(-ы):

Алижонова Махбуба Рустамовна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

компетентность
профессиональная компетентность
опыт
практическая деятельность
развитие

Аннотация статьи

В данной статье раскрывается сущность понятия компетентности, а также показаны пути развития профессиональной компетентности у будущих агрономов.

Текст статьи

В системе высшего образования нашей страны при подготовке качественных кадров научные исследования, проводимые в направлениях подготовки будущих специалистов к безупречному выполнению ими своих функциональных задач в будущей практической деятельности на основе досконального знания избранной ими профессии и специальности, показывают, что в процессе социально-экономического развития современные требования, предъявляемые к личности высокообразованного специалиста и его деятельности, помимо модернизации и обновления образования на основе требований и последовательно развивающегося содержания образования, возникает необходимость последовательного повышения квалификационных требований к будущим специалистам в соответствии с потребностями личности и общества. Профессиональная подготовка будущих агрономов, то есть их профессионализм и компетентность, особо признается в увязке и совершенствовании процессов высшего образования с современными разработками. Ведь современные требования к обеспечению эффективности процессов подготовки квалифицированных кадров предполагают эффективную организацию иновационно-интегрированных образовательных процессов, служащих формированию и развитию профессиональной компетентности будущих специалистов. В этом плане интегративный подход на основании этого особую научную и практическую значимость приобретает необходимость развития социальной и нравственной компетентности будущих агрономов.

В качестве одного из приоритетных направлений планомерного развития сельского хозяйства в нашей республике особое внимание уделяется подготовке кадров, обладающих современными знаниями по использованию инновационных ресурсов и рентабельных технологий, внедрению оцифрованных агротехнологий.

Единственный выход из этой ситуации – внедрение нового компетентного подхода в высшей школе. Компетентный подход требует от студента приобретения знаний и умений в целом, а не изолированно.

Компетентный подход – новая педагогическая реальность в условиях модернизации высшей школы.

Компетентность – латинское слово «Competentia», словарное значение которого в узбекском языке означает «Человек, хорошо знающий», «Имеющий опыт».

Компетентность – это способность делать что-либо эффективно, способность удовлетворять потребности при выполнении работы, способность удовлетворять потребности при выполнении конкретных трудовых функций.

Профессиональная компетентность – это приобретение специалистом знаний, навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности, и умение применять их на высоком уровне на практике.

Понятия профессионализма и компетентности имеют общие черты. Следует отметить, что люди, полностью соответствующие установленным требованиям и стандартам, не всегда становятся настоящими профессионалами, поскольку некоторые не умеют применять знания на практике, поэтому такая деятельность остается малоэффективной.

Профессиональная компетентность может включать в себя компетентность в профессиональной деятельности, компетентность, компетентность в профессиональном общении, компетентность в способности специалиста продемонстрировать свою профессию.

Для формирования профессиональной компетентности у будущих агрономов в первую очередь следует обратить внимание на развитие наблюдательности, то есть на развитие перцептивного, познавательного, рефлексивного, эмпатического, мотивационного и прогностического аспектов. В процессе профессиональной деятельности и общения желательно задействовать социально-рефлексивные, знания и умения, положительные профессиональные «я»-образы, некоторые личностные качества.

Формировать социально-перцептивную компетентность у будущих агрономов можно путем вовлечения их в различные практические занятия на основе интегративного подхода, повышения роли профессиональной практики, создания благоприятных условий, в которых каждый студент может проявить свои профессиональные способности и умения. Для этого необходимо не только приобретать знания, навыки и квалификацию, относящиеся к данной области, но и подготовиться к профессиональной деятельности.

Компетенцию можно развивать по следующим критериям: идея саморазвития и самовыражения, подготовка к принятию решений о выборе профессионального пути, вступлении в брак, рождении детей. Подготовка к реагированию на собственную жизнь, самостоятельный выбор жизненного пути, подготовка к формированию профессиональных навыков.

Список литературы

  1. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № 4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». Сборник правовых документов Республики Узбекистан, № 6. Статья 70.
  2. Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 г. № PQ-2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» // Сборник правовых документов Республики Узбекистан, № 18, 2017 г., статья 313; № 19, статья 335; № 24, № 490.
  3. Указ № ПФ-5106 от 5 июля 2017 года Президента Республики Узбекистан «О повышении эффективности государственной политики в отношении молодежи и поддержке деятельности союза молодежи Узбекистана».
  4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 июня 2018 года № 3775 «О дополнительных мерах по повышению качества образования в высших учебных заведениях и обеспечению их активного участия в реализуемых в стране комплексных реформах». // Национальная база правовых документов, 06.06.2018, № 07/18/3775/1313.
  5. Указ № ПФ-5847 Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года». // Национальная база правовых документов, 09.10.2019, № 06/19/5847/3887.
  6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 19 августа 2019 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Ташкентского государственного аграрного университета» // Национальная база правовых документов, 19.08.2019, № 07/19/ 4421/3590.
  7. Муслимов Н.А., Уразова М.Б., Эшполатов Ш.Н. (2013). Технология формирования профессиональной компетентности педагогов профессионального образования. - Т.: Издательство "Наука и техника".
  8. Расулова З.Д. (2020). Педагогические особенности формирования социально-перцептивной компетентности учащихся. Европейский журнал исследований и размышлений в области педагогических наук. 8:1, С. 30-34.
  9. Расулова З.Д. (2021). Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации образовательных процессов. Академия. Нет. 3 (66), С. 27-30.
  10. Алижонова М.Р. (2021). Совершенствование социально-педагогических механизмов формирования представлений о национальных ценностях у будущих специалистов сельского хозяйства. Диссертация. Б-8-11.

Поделиться

175

Алижонова М. Р. Развитие профессиональных компетенций будущих агрономов // Особенности современного этапа развития образования и науки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 июн. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 50-52. URL: https://apni.ru/article/6484-razvitie-professionalnikh-kompetentsij-budush

Похожие статьи

Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня