В системе высшего образования нашей страны при подготовке качественных кадров научные исследования, проводимые в направлениях подготовки будущих специалистов к безупречному выполнению ими своих функциональных задач в будущей практической деятельности на основе досконального знания избранной ими профессии и специальности, показывают, что в процессе социально-экономического развития современные требования, предъявляемые к личности высокообразованного специалиста и его деятельности, помимо модернизации и обновления образования на основе требований и последовательно развивающегося содержания образования, возникает необходимость последовательного повышения квалификационных требований к будущим специалистам в соответствии с потребностями личности и общества. Профессиональная подготовка будущих агрономов, то есть их профессионализм и компетентность, особо признается в увязке и совершенствовании процессов высшего образования с современными разработками. Ведь современные требования к обеспечению эффективности процессов подготовки квалифицированных кадров предполагают эффективную организацию иновационно-интегрированных образовательных процессов, служащих формированию и развитию профессиональной компетентности будущих специалистов. В этом плане интегративный подход на основании этого особую научную и практическую значимость приобретает необходимость развития социальной и нравственной компетентности будущих агрономов.
В качестве одного из приоритетных направлений планомерного развития сельского хозяйства в нашей республике особое внимание уделяется подготовке кадров, обладающих современными знаниями по использованию инновационных ресурсов и рентабельных технологий, внедрению оцифрованных агротехнологий.
Единственный выход из этой ситуации – внедрение нового компетентного подхода в высшей школе. Компетентный подход требует от студента приобретения знаний и умений в целом, а не изолированно.
Компетентный подход – новая педагогическая реальность в условиях модернизации высшей школы.
Компетентность – латинское слово «Competentia», словарное значение которого в узбекском языке означает «Человек, хорошо знающий», «Имеющий опыт».
Компетентность – это способность делать что-либо эффективно, способность удовлетворять потребности при выполнении работы, способность удовлетворять потребности при выполнении конкретных трудовых функций.
Профессиональная компетентность – это приобретение специалистом знаний, навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности, и умение применять их на высоком уровне на практике.
Понятия профессионализма и компетентности имеют общие черты. Следует отметить, что люди, полностью соответствующие установленным требованиям и стандартам, не всегда становятся настоящими профессионалами, поскольку некоторые не умеют применять знания на практике, поэтому такая деятельность остается малоэффективной.
Профессиональная компетентность может включать в себя компетентность в профессиональной деятельности, компетентность, компетентность в профессиональном общении, компетентность в способности специалиста продемонстрировать свою профессию.
Для формирования профессиональной компетентности у будущих агрономов в первую очередь следует обратить внимание на развитие наблюдательности, то есть на развитие перцептивного, познавательного, рефлексивного, эмпатического, мотивационного и прогностического аспектов. В процессе профессиональной деятельности и общения желательно задействовать социально-рефлексивные, знания и умения, положительные профессиональные «я»-образы, некоторые личностные качества.
Формировать социально-перцептивную компетентность у будущих агрономов можно путем вовлечения их в различные практические занятия на основе интегративного подхода, повышения роли профессиональной практики, создания благоприятных условий, в которых каждый студент может проявить свои профессиональные способности и умения. Для этого необходимо не только приобретать знания, навыки и квалификацию, относящиеся к данной области, но и подготовиться к профессиональной деятельности.
Компетенцию можно развивать по следующим критериям: идея саморазвития и самовыражения, подготовка к принятию решений о выборе профессионального пути, вступлении в брак, рождении детей. Подготовка к реагированию на собственную жизнь, самостоятельный выбор жизненного пути, подготовка к формированию профессиональных навыков.