Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Эта деятельность базируется на нескольких основополагающих моментах:
- Поиск идеи или идей, которые будут служить фундаментом для самой инновации.
- Организация, управление процессом разработки инновации, те. процесс превращения первоначальной идеи в какую –либо вещь.
- Реализация и дальнейшее продвижение этой инновации на рынке, в т.ч. гостиничных услуг.
Инновационный менеджмент как система содержит в себе 2 подсистемы: управляемая и управляющая. Способы воздействия управляющей подсистемы на управляемую можно назвать приемами менеджмента. Эти приемы включают в себя инновации, инновационные процессы и реализацию инноваций на рынке. Все приемы инновационного менеджмента основаны, с одной стороны, на денежных отношениях, возникающих между продуцентом и продавцом инновации и покупателем данной инновации – с другой.
Для предприятий питания при гостиницах наиболее эффективными являются следующие приемы:
- Маркетинговый прием управления. Он имеет дело только с новыми гостиничными продуктами или технологиями и представляет собой подход производителя как к управлению производства инноваций, так и их реализации
- Бенчмаркинг. Он направлен на изучение бизнеса, т.е. оценку чужого бизнеса, применение его преимуществ в своей работе.
- Аутсорсинг заключается в передаче некоторых функций в проекте стороннему исполнителю, обладающему соответствующим опытом.
- Ценовой прием управления включает в себя ценообразующие факторы и ценовая политика гостиничного предприятия.
- Мерджер, т.е. поглощение компании более сильной фирмой.
В самом инновационном менеджменте можно выделить 3 элемента – это субъект управления, объект и информационный продукт. Роль первого могут выполнять один или группа работников, которые осуществляют воздействие на объект. С помощью инновационного гостиничного продукта осуществляется процесс управления инновациями (процессы сохранения информации и её передачи). При введении инноваций достаточно часто тормозящим фактором является человеческий фактор – многие работники против резких изменений в зависимости от силы сопротивления инновациям в сфере управления.
Руководитель предприятия питания в гостиницах должен избежать этого сопротивления, что можно сделать несколькими способам:
- Доказать необходимость в инновациях, обосновать цели перемен.
- Дать непосредственную возможность участия в планировании изменений каждому.
- Не допустить резкого увеличения объемов работы.
В Российской Федерации инновационный менеджмент имеет большие перспективы, но сдерживается рядом объективными проблемными факторами:
- Низкий уровень инновационной системы страны.
- Бюрократический тип организационных отношений. В большинстве случаев организации действует именно эта модель управления.
- Человеческий капитал. Уровень подготовки специалистов является важным фактором, влияющим на эффективность любой управленческой деятельности. В большинстве отраслей экономики явно наблюдается дефицит квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы с инновационными проектами.
- Психологическая проблема. Степень понимания обществом инновационного менеджмента является очень низкой. Фактически любая инновация в какой-то мере отражается на населении в форме увеличения цены или качестве гостиничной услуги. Также здесь появляется и проблема неприятия нововведения в обществе и управленческой деятельности, что также влияет на конкурентоспособность гостиничного предприятия.
По мнению А. Николаева, инновационный потенциал представляет собой систему факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного потенциала, возможности, которыми располагает предприятия для собственной инновационной деятельности. В большинстве случаев, авторы связывают инновационный потенциал с фундаментальной базой, выступающей условием для реализации инновационной стратегии. Без оценки инновационного потенциала субъекта хозяйствования невозможна качественная проработка механизма инновационного развития его деятельности.
С целью устойчивого и эффективного развития предприятия питания при гостиницы необходимо оценивать и наращивать его инновационный потенциал как интегральный показатель, характеризующий степень готовности предприятия к разработке и выпуску инновационной продукции. Оценка уровня инновационного потенциала предприятия и его наращивание позволяет ускорить коммерциализацию новшеств и реализовать их в реальном секторе экономики, в частности в сфере услуг.
Одной из первостепенных задач для инвестора в инвестиционной деятельности является того самого объекта, в который он собирается инвестировать. В подобной ситуации принять правильное решение инвестору поможет такая характеристика объекта, как его «инвестиционная привлекательность».
Инвестиционная привлекательность организации – это экономическая категория, представляющая собой совокупность различных характеристик и экономических показателей, которая позволяет как кредиторам и инвесторам, так и руководству компании, в ходе анализа сделать вывод о целесообразности, выгодности и рискованности вложений в данное предприятие.
Инновационный потенциал можно рассматривать как показатель готовности предприятия питания эффективно внедрять и реализовывать инновационные проекты, которые представляют собой совокупность различных ресурсов, способностей и возможностей. В большинстве случаев рассматривают 6 групп факторов: финансовую, кадровою, научно-техническую, организационно-управленческую и инновационную активность предприятия [1].
Руководству предприятия питания при гостинице необходимо рассматривать инновационный потенциал как способ привлечения дополнительного финансирования в гостиничный бизнес.
Целью руководства теперь является возращение на свои прежние позиции в нише, увеличение конкурентоспособности и, при наилучшем раскладе, выход в лидеры. Первостепенной задачей руководства предприятия в ряде случаев станет повышение инвестиционной привлекательности бизнеса, а также развитие инновационного потенциала. Данная ситуация наглядно демонстрирует прямую взаимосвязь в гостиничном бизнесе, в том числе повышение инвестиционной привлекательности с развитием инновационного потенциала [1].
Предприятие питания при гостинице при внедрении определенных мероприятий информационного и организационно-управленческого характера существует острая необходимость провести аудит финансово-хозяйственной деятельности, провести SWOT и PEST анализ, оценить финансовое состояние предприятия в данный момент, постараться определить инновационный потенциал компании.