Развитие письменной речи младшего школьника на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Аннотация статьи
ФГОС
письменная речь
русский язык
развитие речи
Ключевые слова

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Связная речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка.

К.Д. Ушинский отмечал в своих работах необходимость специальных наблюдений над фразеологическим, словообразовательным богатством языка. Современные подходы к различным аспектам теории и практики обучения русскому языку, разработанные в трудах Баранова М.Т., Львова М.Р., Ладыженской Т.А., Горецкого В.Г., Рамзаевой Т.Г. и других.

Ведущие специалисты выделяют несколько уровней в организации речевой работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый. Эти уровни тесно связаны между собой и отражают объективно существующие в языке связи между различными его единицами (звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом). Поэтому работа по развитию речи должна вестись с учетом взаимосвязи различных ее уровней, то есть в системе. Развитию связной письменной речи у младших школьников способствует четкое планирование структуры урока, применение разнообразных педагогических методов и приемов, используемые в процессе работы: метод сообщения – основной метод ознакомления учеников с лингвистическими единицами; метод беседы: учитель с помощью вопросов подводит к тому, чтобы учащиеся самостоятельно заметили существенные признаки изучаемого материала; метод чтения предполагает самостоятельное добывание знаний, метод наблюдения – прием выписывания форм из текста, прием классификации; реконструирование – видоизменение текста, распространение предложения, замена словосочетаний, сравнение авторского и своего текста; конструирование текста – дети учатся объединять части в целое; практические методы: изложения, сочинения; экспериментальная работа – конкурсы на подбор пословиц ипоговорок по заданным темам.

Основными задачами уроков русского языка является развитие и уточнение словаря, коррекция грамматического строя речи, формирования фразовой или диалогической речи, коррекции связной речи.

Овладение словарем – процесс продолжительный и сложный, значение слова в сознании ребенка постепенно изменяется в связи с общим личностным развитием, формированием речи и мышления. Существует много способов по запоминанию словарных слов. Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому, немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Особую важность на уроке приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания, грамотного написания словарных слов.

Приведу пример упражнений для формирования фонетических понятий.

  1. Запишите слова, начинающиеся на букву «р» (т, м, о, и т.д).
  2. Игра «Из каких слов выпали гласные?» например: г_ р_ х, п_ н_ л, к_ р_нд_ ш.
  3. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными. Например: морковь, мороз, молоток, ученик, карандаш, тетрадь.
  4. Игра «Угадай слово». Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
    ГО
    МО
    Например: (горох), (мороз, молоко, молоток).
  5. Игра «Собери слова»: пус, ка, та, роз, мо, ран, ка, даш.

В содержание работы на уроках русского языка входит ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словарного творчества и развитие чувства языка. К числу таких упражнений можно отнести лексические упражнения, т.е. детали объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов. Данные упражнения позволяют корректировать «речевой арсенал», т.е. включение морфолого-синтаксических, лексических речевых средств при построении связных высказываний. На практике использую следующие виды упражнений:

  1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда».
  2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его.
    Капуста, горох, тетрадь, огурец;
    Пенал, стакан, карандаш, тетрадь.
  3. Игра «Кто как голос подает?» Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы.
    С_ бака мычит.
    К_ рова чирикает.
    В_ рона лает.
    В_ робей каркает.

Работа над предложением начинается уже в первом классе. Со второго класса эта работа усложняется. Обучающиеся практически должны усвоить основные признаки предложения. Этому способствуют следующие упражнения:

  • составление предложений под картинками;
  • придумывание предложений на тему;
  • нахождение предложений в тексте;
  • составление предложений из данных слов;
  • восстановление нарушенного порядка слов в предложении;
  • закончить предложение;
  • подбор недостающих членов предложения;
  • распространение предложения.
Текст статьи
  1. Ладыженская, Т.А. Речь младших школьников и пути ее развития / Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева.
  2. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение, 1990.
  3. 3.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов, Н.И. Политова. – М.: АСТ, 2003.
  4. Соловейчик М.С. Речевая деятельность / М.С. Соловейчик.
  5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку вначальных классах / Н.Н. Ушаков. – М.: Просвещение, 2002.
Список литературы