Автор(-ы):
Асанкина Дарья Сергеевна
11 июня 2023
Секция
Медицинские науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
Исследование посвящено выявлению и анализу медицинских и социальных аспектов при минимальной мозговой дисфункции (ММД) у детей и подростков. Кроме того, автором выделены самые значимые риск-факторы для развития ММД в среднем у детей и подростков. Также автором обозначен ряд проблемных вопросов, связанных с минимальной мозговой дисфункции у детей и подростков, а также предложены пути их решения.
Текст статьи
Актуальность исследования
Представленная тема исследования является актуальной как с медицинской, так и с социальной точек зрения. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) является распространенным неврологическим расстройством, которое влияет на умственную организацию и функционирование ребенка.
Дети, страдающие от ММД, не отстают от своих сверстников в общем интеллектуальном развитии, однако они сталкиваются с серьезными проблемами в школьном обучении и социальной адаптации. В англоязычных странах ММД рассматривается как «потенциально косвенно опасное» заболевание, поскольку в 2-5% случаев оно прогрессирует и продолжает проявляться во взрослых возрастах. Исследования показывают, что 30-40% из этих пациентов полностью адаптированы в социальной среде, 30-50% страдают от симптомов, связанных с заболеванием, а у 10-20% существенно снижается качество жизни из-за проблем с законом, алкоголизмом или наркоманией.
Цель исследования
Целью исследования является изучении различных аспектов ММД, связанных с детским развитием и социальной адаптацией в целях определения эффективных стратегий диагностики, лечения и поддержки детей и подростков с минимальной мозговой дисфункцией.
Материал и методы исследования
Изучением вопросов, посвященных ММД у детей и подростков, занимались такие ученые как А.А.Овчинникова, Н.Н. Заваденко, Е.Д. Белоусова, К.С. Лебединская, С.Ю. Лаврик, В.В. Шпрах и др.
Методами исследования являются: метод наблюдения, метод тестирования и оценки, эмпирического исследования, теоретического анализа.
Результаты исследования
ММД, известная как «минимальная дисфункция мозга» или «дисфункция мозга без нарушения структуры», является неврологическим расстройством, которое влияет на нормальное функционирование психических процессов у детей и подростков. Состояние ММД характеризуется различными симптомами, включая проблемы с концентрацией внимания, тревожностью, контролем движений тела, поведением и обучением.
Медицинские аспекты ММД включают в себя:
Социальные аспекты ММД включают в себя:
ММД имеет медицинские и социальные аспекты, которые взаимосвязаны и требуют комплексного подхода. Ранняя диагностика, медикаментозное лечение и психосоциальная поддержка играют важную роль в помощи детям и подросткам с ММД с целью развития своего потенциала и преодоления трудностей, связанных с этим расстройством.
Анализируя неблагоприятные медико-биологические, наследственные и социальные факторы, самыми значимыми риск-факторами для развития ММД в среднем по группам были следующие: наличие воспалительных заболеваний почек у матери во время беременности (67,1%), хронические воспалительные заболевания репродуктивной системы (56,6%), угроза прерывания беременности (39,3%), хроническая внутриутробная гипоксия плода (54,3%), патологическое течение родов (57,8%), низкий показатель по шкале Апгар (7 баллов и ниже) (86,1%), и наследственная предрасположенность к ММД со стороны отца (63,6%). Хотя большинство из перечисленных патологических факторов обычно не вызывают явных структурных изменений в центральной нервной системе (ЦНС), их отдаленные последствия могут привести к устойчивым нарушениям поведения, трудностям в формировании школьных навыков и прогрессирующей дезадаптации ребенка в социальной среде [2, c. 14].
Кроме того, можно выделить следующие распространенные проблемы, связанные с ММД, а также возможные пути их решения:
1. Проблемы с вниманием и концентрацией. Дети с ММД могут испытывать трудности с сосредоточением внимания на учебных задачах. Для решения этой проблемы можно использовать следующие подходы:
2. Проблемы с координацией движений. Некоторые дети с ММД могут иметь трудности с мелкой моторикой и координацией движений, что может сказываться на их письме, рисовании или спортивных навыках. Некоторые способы улучшения координации включают:
3. Проблемы с управлением поведением. Дети с ММД могут иметь трудности с контролем импульсивного поведения или регуляцией эмоций. Вот некоторые способы помочь им в управлении поведением:
Выводы
ММД является неврологическим расстройством, которое может вызывать проблемы с вниманием, концентрацией, координацией движений и управлением поведением у детей и подростков. Диагностика ММД требует профессиональной оценки и сотрудничества между врачами, педагогами, родителями и другими специалистами. Медикаментозная терапия может быть рассмотрена в случае выраженных симптомов и значительных функциональных нарушений, однако она должна быть применена в сочетании с другими подходами. Образовательная поддержка играет важную роль в успешном управлении ММД. Индивидуальные образовательные планы, сотрудничество с педагогами и использование технологий помогают адаптировать учебный процесс к потребностям ребенка.
Список литературы
Поделиться
Асанкина Д. С. Минимальная мозговая дисфункция у детей и подростков: медицинские и социальные аспекты // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.I.С. 86-88. URL: https://apni.ru/article/6499-minimalnaya-mozgovaya-disfunktsiya-u-detej