Главная
АИ #24 (154)
Статьи журнала АИ #24 (154)
Литературно-художественная гостиная «Евгений Чарушин – писатель и художник»

Литературно-художественная гостиная «Евгений Чарушин – писатель и художник»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

литературное наследие
детские писатели
воспитание
жанровое многообразие
чтение

Аннотация статьи

Научная статья представляет собой описание мероприятия, целью которого является воспитание любви к литературному наследию детских писателей. В рамках мероприятия проводятся выставка рисунков, презентация и книжная выставка, направленные на воспитание умения передавать жанровое многообразие авторского замысла и формирование интереса школьников к чтению произведений художественной литературы. Также осуществляется развитие познавательной активности детей.

Текст статьи

Цель: воспитание любви к литературному наследию детских писателей.

Задачи:

  1. воспитывать умение посредством слова передавать жанровое многообразие авторского замысла;
  2. формировать интерес школьников к чтению произведений художественной литературы;
  3. способствовать развитию познавательной активности детей.

Оформление: выставка рисунков, презентация, книжная выставка.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя:

– Сколько книг написано о природе! Книги Евгения Ивановича Чарушина входят в нашу жизнь еще в раннем детстве и их невозможно забыть всю жизнь! Сегодня мы открываем литературно-художественную гостиную «Евгений Чарушин – писатель и художник» 

2. Знакомство с биографией писателя (рассказ сопровождается презентацией).

Когда-то много лет назад в одной семье родился маленький мальчик Евгений Чарушин. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Все детство мальчика было связано с животными. Мама Евгения Чарушина – садовод и огородник-любитель. Вместе с мамой они ходили в лес. Она любила все живое и эту любовь передала сыну. Сам родительский дом с огромным заросшим садом был густонаселён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк - кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками.

Евгений Чарушин рисовать начал довольно рано. С юных лет Евгений желал сохранить так быстро меняющийся мир, запечатлеть увиденное. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа. Рисовал начинающий художник преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях.

Евгений Чарушин начал работать в детском журнале «Мурзилка». Первые его книжки – это книжки – картинки без текста. В рассказах Евгения Чарушина герой – ребенок впервые сталкивается с природой. Читая книги Чарушина, мы узнаем о животных много интересного, нового, получаем самые первые и простые навыки наблюдения и ухода за ними.

3. Викторина по произведениям Чарушина

1 задание: «Ребятам о зверятах». Ответьте на вопросы:

  1. Долго выбирал себе Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал?
  2. Кого испугался Томка?
  3. Что грыз Томка?
  4. Что ловил медведь?

2 задание «Расскажи и объясни»

  1. Почему Тюпу прозвали Тюпой?
  2. Почему охотник выбрал из всех щенков Томку?
  3. Как Томка научился плавать? 
  4. Кого испугался Томка?
  5. Что снилось Томке? 
  6. Как Томка не показывался глупым? 
  7. В какую игру играл Никита с Томкой?
  8. Почему Томка был непослушным «больным»?
  9. Как ловил рыбу медведь-рыбак?
  10. Почему рябчиха увлекала за собой Томку?

3 задание «Филворд». Найти названия птиц, о которых пишет Евгений Чарушин в своих рассказах.

в

о

р

щ

о

л

с

а

к

с

к

о

е

г

к

о

к

и

к

в

б

е

й

а

р

о

л

у

о

е

р

а

н

и

к

б

л

р

й

к

а

б

ч

з

я

и

е

а

й

р

я

й

а

г

к

ц

ч

к

а

п

о

п

у

4 задание. Отгадайте, о каких животных в своих произведениях рассказал Чарушин:

1. На щётку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький … (ёж)

2. С ветки на ветку, как рыжая стрелка,

Мечется, скачет шустрая …(белка)

3. В магазине не была, на базаре не была,

А домой пришла – молока принесла.

Молоко кому? Хозяину моему!... (корова)

4. Не найти среди зверей никого её хитрей.

Потому-то и недолго

И к тому ж не жаль ничуть

Ей в лесу любого волка,

Как ребёнка обмануть (лиса)

5. Притаилась в камышах,

Ей не квакается что-то,

Нелегка была охота.

Мошкарой набила брюшко

Пучеглазая …(лягушка)

6. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк)

7. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (медведь)

8. На носу рога торчат,

Неприветлив, мрачен взгляд.

Очень вспыльчив, очень строг

Африканский …(носорог)

9. Кто-то в сумке носит спички,

Кто-то важные вещички,

Кто-то книжки и игру,

А детишек …(кенгуру)

4 задание «Угадай героя рассказа» Из букв нужно составить слово

ВШКООЧЛИ-ВОЛЧИШКО, ОКАМТ - ТОМКА, ЕДВЬМЕ - МЕДВЕДЬ, ЙРОТ - ТРОЙ, ИИАНТК - НИКИТА

Подведение итогов викторины.

4. Рассказ учителя

Е.Чарушин не просто художник, а художник-анималист. В изобразительном искусстве существует жанр - анималистический. Это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животного мира. В иллюстрациях Е И. Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны и сказочны одновременно. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть.

Выставка анималистических рисунков. Ваши одноклассники тоже попробовали себя в роли художников – анималистов. Я представляю вам лучшие работы

5. Просмотр мультфильма «Топтыжка» Предлагаю вашему вниманию мультфильм «Топтыжка», который создан по наброскам рисунков автора Е.И.Чарушина.

6. Подведение итогов. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно». Чарушин призывает учиться понимать и ценить родную природу лесов и полей, бережно относиться к этому бесценному кладу, быть другом, а не властным хозяином природы. Желаю вам добрых минут общения с творчеством Е. Чарушина.

Список литературы

  1. Механикова В. Незабываемый мир Евгения Чарушина [Текст] / В. Механикова // Юный художник. – 1989. - № 6. – С. 25-27.
  2. Чарушин Е. И. Моя первая зоология / Е. И. Чарушин ; худож. Н. Е. Чарушин. – М. : Художник РСФСР, 1985. – 60 с. : ил.
  3. Чарушин Е. И. Тюпа, Томка и сорока / Е. И. Чарушин ; рисунки автора. – М. : «Книги «Искателя», 2007. – 64 с. : ил. – (Библиотека школьника).

Поделиться

795

Пригорнева Т. А. Литературно-художественная гостиная «Евгений Чарушин – писатель и художник» // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 97-99. URL: https://apni.ru/article/6500-literaturno-khudozhestvennaya-gostinaya-evgen

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января