Цель: воспитание любви к литературному наследию детских писателей.
Задачи:
- воспитывать умение посредством слова передавать жанровое многообразие авторского замысла;
- формировать интерес школьников к чтению произведений художественной литературы;
- способствовать развитию познавательной активности детей.
Оформление: выставка рисунков, презентация, книжная выставка.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя:
– Сколько книг написано о природе! Книги Евгения Ивановича Чарушина входят в нашу жизнь еще в раннем детстве и их невозможно забыть всю жизнь! Сегодня мы открываем литературно-художественную гостиную «Евгений Чарушин – писатель и художник»
2. Знакомство с биографией писателя (рассказ сопровождается презентацией).
Когда-то много лет назад в одной семье родился маленький мальчик Евгений Чарушин. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Все детство мальчика было связано с животными. Мама Евгения Чарушина – садовод и огородник-любитель. Вместе с мамой они ходили в лес. Она любила все живое и эту любовь передала сыну. Сам родительский дом с огромным заросшим садом был густонаселён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк - кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками.
Евгений Чарушин рисовать начал довольно рано. С юных лет Евгений желал сохранить так быстро меняющийся мир, запечатлеть увиденное. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа. Рисовал начинающий художник преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях.
Евгений Чарушин начал работать в детском журнале «Мурзилка». Первые его книжки – это книжки – картинки без текста. В рассказах Евгения Чарушина герой – ребенок впервые сталкивается с природой. Читая книги Чарушина, мы узнаем о животных много интересного, нового, получаем самые первые и простые навыки наблюдения и ухода за ними.
3. Викторина по произведениям Чарушина
1 задание: «Ребятам о зверятах». Ответьте на вопросы:
- Долго выбирал себе Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал?
- Кого испугался Томка?
- Что грыз Томка?
- Что ловил медведь?
2 задание «Расскажи и объясни»
- Почему Тюпу прозвали Тюпой?
- Почему охотник выбрал из всех щенков Томку?
- Как Томка научился плавать?
- Кого испугался Томка?
- Что снилось Томке?
- Как Томка не показывался глупым?
- В какую игру играл Никита с Томкой?
- Почему Томка был непослушным «больным»?
- Как ловил рыбу медведь-рыбак?
- Почему рябчиха увлекала за собой Томку?
3 задание «Филворд». Найти названия птиц, о которых пишет Евгений Чарушин в своих рассказах.
в |
о |
р |
щ |
о |
л |
с |
а |
к |
с |
к |
о |
е |
г |
к |
о |
к |
и |
к |
в |
б |
е |
й |
а |
р |
о |
л |
у |
о |
е |
р |
а |
н |
и |
к |
б |
л |
р |
й |
к |
а |
б |
ч |
з |
я |
и |
е |
а |
й |
р |
я |
й |
а |
г |
к |
ц |
ч |
к |
а |
п |
о |
п |
у |
4 задание. Отгадайте, о каких животных в своих произведениях рассказал Чарушин:
1. На щётку колючую очень похож
В клубочек свернувшийся маленький … (ёж)
2. С ветки на ветку, как рыжая стрелка,
Мечется, скачет шустрая …(белка)
3. В магазине не была, на базаре не была,
А домой пришла – молока принесла.
Молоко кому? Хозяину моему!... (корова)
4. Не найти среди зверей никого её хитрей.
Потому-то и недолго
И к тому ж не жаль ничуть
Ей в лесу любого волка,
Как ребёнка обмануть (лиса)
5. Притаилась в камышах,
Ей не квакается что-то,
Нелегка была охота.
Мошкарой набила брюшко
Пучеглазая …(лягушка)
6. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)
7. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)
8. На носу рога торчат,
Неприветлив, мрачен взгляд.
Очень вспыльчив, очень строг
Африканский …(носорог)
9. Кто-то в сумке носит спички,
Кто-то важные вещички,
Кто-то книжки и игру,
А детишек …(кенгуру)
4 задание «Угадай героя рассказа» Из букв нужно составить слово
ВШКООЧЛИ-ВОЛЧИШКО, ОКАМТ - ТОМКА, ЕДВЬМЕ - МЕДВЕДЬ, ЙРОТ - ТРОЙ, ИИАНТК - НИКИТА
Подведение итогов викторины.
4. Рассказ учителя
Е.Чарушин не просто художник, а художник-анималист. В изобразительном искусстве существует жанр - анималистический. Это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животного мира. В иллюстрациях Е И. Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны и сказочны одновременно. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть.
Выставка анималистических рисунков. Ваши одноклассники тоже попробовали себя в роли художников – анималистов. Я представляю вам лучшие работы
5. Просмотр мультфильма «Топтыжка» Предлагаю вашему вниманию мультфильм «Топтыжка», который создан по наброскам рисунков автора Е.И.Чарушина.
6. Подведение итогов. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно». Чарушин призывает учиться понимать и ценить родную природу лесов и полей, бережно относиться к этому бесценному кладу, быть другом, а не властным хозяином природы. Желаю вам добрых минут общения с творчеством Е. Чарушина.