В ходе реализации характерных дошкольному возрасту видов деятельности происходит совершенствование форм и функций речи. Воспитатели в данном процессе реализуют задачу по построению речевого развития так, чтобы побуждать овладению речью детьми как средством общения и культуры, пополнению словарного запаса, развитию грамотой структурированной речи, совершенствованию звуковой культуры речи. Внимание к развитию речевых способностей детей дошкольного возраста обусловлено тем, что в данном возрасте наиболее эффективно действуют методы и средства речевого развития, достигаются наилучшие результаты. В период перехода из раннего детства в дошкольный возраст происходит активное развитие речи, которое связано, в том числе с расширением круга общения детей. В этом возрасте осуществляется выход ребенка из узкого семейного круга в общество, что вызывает у ребенка потребность в общении, а значит выражении своих мыслей путем овладения речью. Речь дает возможность ребенку усваивать знания об окружающей среде, а также помогает улучшить представление о предметах и явлениях [2].
Объектом исследования выступают дидактические игры, как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена высокой степенью важности развития речи детей дошкольного возраста в их адаптации и проявлении в социуме. Одним из средств речевого развития детей дошкольного возраста выступает дидактическая игра, которая является разновидностью игровой деятельности.
Дидактическая игра рассматривается как средство приобщения детей к познанию окружающей среды в доступной для них форме. Отличительная черта дидактических игр в том, что обучение детей происходит в игровой форме. Воспитатель в процессе игры дает детям знания, а дети их усваивают. Дидактические игры можно разделить на два составных компонента: учебный или познавательный, а также игровой или занимательный. В процессе организации дидактической игры основная задача педагога – привлечь внимание детей, вызвать у них интерес к процессу, целью которого является становление и совершенствование речи, увеличение словарного запаса [6, с. 10].
Игровые действия в дидактических играх предоставляют ребенку возможность применять полученный ранее опыт и знания в новых условиях, использовать имеющийся словарный запас и находить ситуации, в которых этот запас слов пригодится. Одно из необходимых требований при проведении дидактических игр заключается в определении списка слов, которые ребенок должен усвоить.
Дидактические игры также являются эффективным средством развития диалогической речи. Начиная с младшего дошкольного возраста полезны игры с образными игрушками, где воспитатель говорит от имени персонажа (игрушки). Следует разыгрывать для детей простые понятные сценарии. Такие игры можно проводить как с игрушками, картинками и предметами, так и без их использования. Так как дидактические игры отличаются динамичностью и эмоциональностью проведения, они являются эффективным средством закрепления грамматических знаний дошкольников. Использование в дидактических играх визуальных образов (игрушек) должно соответствовать задаче обучения. Визуальная составляющая дидактических игр должна быть оформлена эстетически, пробуждать мысли и ассоциироваться с определенными образами. В качестве наглядных материалов в дидактических играх должны быть знакомые детям предметы. Содержание дидактической игры определяется в соответствии с образовательной программой, действующей в дошкольном образовательном учреждении. Речевое развитие представляет собой целостный процесс, поэтому дидактические игры используются совместно с другими средствами и формами [4].
Среди дидактических игр, которые используются в образовательной деятельности, выделяют следующие виды:
- настольно-печатные игры (лото, домино, найди пару – их содержание составляют визуальные образы);
- игры с использованием предметов (в таких играх используются природные материалы, различные мозаики, они направлены на развитие способности к восприятию предметов);
- игры, направленные на развитие речевого дыхания;
- игры по развитию мелкой моторики (в эту группу входят пальчиковые игры, которые благоприятно влияют на развитие речи, улучшают концентрацию внимания детей, способствуют умственному развитию, а также служат основой для развития творческих способностей).
Процесс подбора дидактических игр включает в себя определение программного содержания, постановку дидактической задачи, установление взаимосвязи с другими формами обучения, построение хода игры с использованием всех структурных компонентов.
Обучение в процессе игры используется педагогами как основа для активного развития и воспитания детей дошкольного возраста [3]. А дидактическая игра выступает как универсальный способ получения детьми знаний, овладения навыками взаимодействия с окружающими и навыками владения предметами окружающего мира, привития культурных ценностей. Дидактическая игра в дошкольном образовании используется с точки зрения двух аспектов образовательного процесса: познавательного и воспитательного. Важными задачами в процессе обучения посредством дидактической игры являются обучение новым словам, правильное произношение звуков, умение склонять слова и складывать их в связные предложения.
Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр представляет собой систему, состоящую из таких компонентов, как индивидуально-групповой, функционально-деятельностный, пространственно-временной, диагностико-аналитический.
Индивидуально-групповой компонент представляет собой взаимодействие педагога с детьми, которое направлено на получение детьми навыка словообразования разными способами. Для реализации данного компонента системы воспитателями проводятся индивидуальные и групповые развивающие занятия с применением дидактических игр. У детей складывается общее представление о словообразовании, они знакомятся с правилами языкового сочетания.
Функционально-деятельностный компонент подразумевает практическую работу педагогов и родителей по подготовке к формированию умения образовывать слова и складывать их в связную речь [5, с. 32]. С целью реализации данного компонента целесообразно организовывать консультации для родителей, на которых им предлагаются варианты дидактических игр по развитию словаря детей для проведения дома.
Пространственно-временной компонент заключается в обогащении «центра речевого развития» специальными дидактическими играми, дидактическим материалом, заданиями в форме игры, игровыми пособиями, учебными тетрадями, помогающими развивать у детей навык словообразования [7].
Диагностико-аналитический компонент необходим для отслеживания результатов учебной деятельности по речевому развитию с использованием дидактических игр.
Результатом речевого и умственного развития во взаимосвязи является формирование связной речи, которой свойственны логичность, содержательность, а также последовательное изложение. При построении учебного процесса воспитатели стремятся вызвать у детей интерес к игровой деятельности, а также подобрать такие варианты игр, которые будут способствовать увеличению словарного запаса детей [1, с. 57].
Любая дидактическая игра характеризуется наличием следующих составляющих:
- дидактическая задача;
- правила игры;
- игровые действия.
Основной компонент дидактической игры – это дидактическая задача, а остальные компоненты направлены на ее решение. Дидактические задачи отличаются разнообразием: знакомство с окружающим миром (с растениями и животными, культурой, бытом людей), развитие речи (правильное произношение, обогащение словарного запаса, развитие мыслительных способностей).
Важная роль в дидактической игре отведена правилам. Они устанавливаются с целью определения порядка действий в игре и вектора достижения цели. Правила помогают детям развивать умение управлять своим поведением. Особенно это важно с младшего дошкольного возраста, так как детям хочется скорее поучаствовать в игре без соблюдения очередности. Правила учат детей учитывать интересы других.
Еще один элемент дидактической игры – дидактическое действие. Оно выражается в активности детей в игровых целях: строить из кубиков, собирать пирамидку, сортировать шары по цветам, отгадывать предметы по описанию, находить изменения в предметах.
Анализ процесса обучения детей посредством дидактических игр показал, что наибольший интерес у них вызывает именно игровое действие. Оно способствует проявлению детской активности, вызывает чувство удовлетворения. Наличие в игре дидактического действия позволяет сделать процесс обучения более интересным и вовлекающим.
Успешность реализации воспитательного аспекта игры зависит от профессиональных качеств педагога, от его знания психологии детей и их возрастных особенностей.
Значимость дидактической игры выражается в том, что дети решают задачи на развитие интеллекта, выраженные в игровой форме. Справляясь с трудностями при нахождении решения, дети воспринимают такую задачу, как практическую, что увеличивает их умственную деятельность.
Важным моментом является то, что развитие речевых способностей детей посредством игр должно осуществляться регулярно, а также учитывать возрастные особенности.
Таким образом, дидактические игры улучшают моторику рук, помогают развивать подвижность пальцев, их гибкость и силу. У детей дошкольного возраста в процессе обучения с регулярным использованием дидактических игр улучшается координация, тренируется ловкость, способность управлять своими движениями. Дети получают навык контроля и выполнения изолированных движений пальцами, освобождаются от напряжения в мышцах и скованности движений. В связи с тем, что игра выступает основным видом деятельности ребенка, процесс развития речи в дошкольном возрасте также важно строить с использованием игр.