Главная
АИ #24 (154)
Статьи журнала АИ #24 (154)
Повышение квалификации педагогических работников: обзор, проблемы и перспективы

Повышение квалификации педагогических работников: обзор, проблемы и перспективы

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

образование
современный учитель
формы обучения
повышение квалификации
лекция
семинар
дистанционное обучение
конференции
обучение в течение всей жизни человека

Аннотация статьи

Невозможно недооценить важность повышения квалификации учителей. Это необходимо для повышения производительности труда и мотивации учителей постоянно совершенствоваться. Отсутствие повышения квалификации учителей будет тормозить профессиональный рост педагогических работников, что не сопоставимо с быстроменяющимся миром. Программа по усовершенствованию учителей позволяет проводить такие мероприятия, которые могут включать семинары, практикумы, конференции, лекции, выставки и т. д., которые предназначены для развития и совершенствования сотрудников в организации от начальной стадии трудоустройства до выхода на пенсию. Исходя из вышеизложенного, необходимо уделять все внимание повышению квалификации учителей, чтобы способствовать их профессиональному росту и развитию. Таким образом, основное внимание в этой статье уделяется обзору и проблемам повышения квалификации учителей в системе образования Российской Федерации.

Текст статьи

«Пруссия своей победой над врагом обязана школьному учителю».
Отто фон Бисмарк

В условиях динамичного развития общества и перехода на новые образовательные стандарты дошкольного, школьного и высшей системы образования РФ, а также с принятием нового интегрированного ФЗ «Об образовании в РФ» интерес законодателя к проблеме профессиональной подготовки учителей, педагогов и преподавателей обретает существенную значимость в рамках престижа и качества Российской школы.

Постоянное, непрерывное обучение в течение всей жизни человека предназначено для развития кадров школьной системы и образовательной сферы в государстве в целом. Если учителя должны эффективно и результативно выполнять свои функции, им необходимо пройти обучение новым навыкам и современным методам ведения уроков. Чем выше уровень образовательной подготовки учителей, тем больше образованной молодежи в государстве.

Учитывая, что образование сегодня рассматривается, как производство человеческого интеллекта и формирование будущей личности с учетом высоких темпов научно-технического прогресса, роль квалифицированных кадров в образовании неуклонно возрастает. Недаром в процессе рабочих конференций, президент РФ В.В.Путин уделяет огромное значение социальной политике, включая образование. По словам главы государства, ни один уровень образования не может превзойти качество его учителей. Чтобы удовлетворить растущие потребности в образовании в условиях глобальной экономики, становится необходимым обеспечить качественное обучение без отрыва от работы для учителей, чтобы они могли обновлять свои навыки, знания и опыт.

Методику обучения педагогических работников, начиная от института и заканчивая выходом на пенсию, можно определить, как соответствующие курсы, мероприятия, конференции, круглые столы, в которых может участвовать действующий учитель, чтобы повысить свои профессиональные знания, навыки и компетентность в профессиональной деятельности.

Обучение без отрыва от рабочей атмосферы – это повышение квалификации персонала, представляющее собой преднамеренный и непрерывный процесс, включающий выявление и обсуждение текущих и ожидаемых потребностей отдельных сотрудников в повышении их удовлетворенности работой и открытии для них возможных карьерных перспектив.

В целом, учителя считаются центром развития образования в Российской Федерации. Проблема профессиональной подготовки была предметом пристального внимания философов и ученых с древнейших времен. Так, различные вопросы профессиональной подготовки личности раскрывались в трудах античных философов. Еще Аристотель, Сократ, Платон говорили о том, что «развитие мышления человека, его мировоззрения успешно протекает в процессе деятельности, а источником познания является самопознание, ведущее к развитию знаний, поиску истины, что играет большую роль в подготовке молодого человека к самостоятельной жизни»

Навыки и знания, свойственные предыдущему поколению, в новом современном мире оказываются устаревшими и весьма непригодными для жизни. И те знания, которые студент получил, обучаясь в педагогическом вузе, через пятнадцать, двадцать лет могут считаться не актуальными. Именно поэтому педагогическое самообразование, как один из способов личностного и профессионального развития учителя позволяет работнику в сфере образования всегда быть в тренде мировых событий в науке при этом проходить обучение без отрыва от основной педагогической деятельности.

Дополнительное образование педагогический работников также называют непрерывным образованием, которое предназначено для переподготовки, повышения квалификации и обновления знаний кадров в образовании. Важно отметить, что образование является ключом к человеческому капиталу.

При изучении специальной литературы по педагогике нами выделены следующие причины повышения квалификации учителей, педагогов и преподавателей:

  1. признано, что какими бы хорошими ни были существующие программы подготовки учителей до начала работы, они по самой своей природе не могут вооружить будущих учителей всем, что им нужно для работы в классе на протяжении всей жизни.
  2. растет осознание влияния социальных, политических и технологических изменений и необходимости того, чтобы учителя осознавали такие изменения и реагировали на них.
  3. карьерный рост, например, заведующий кафедрой, заместитель директора, требуют специальной подготовки, поскольку они включают в себя применение лидерских навыков и умственных суждения.
  4. преобладание неквалифицированных учителей в системе образования.
  5. изменение учебных планов и форм проведения урочной и внеурочной деятельности.
  6. низкий показатель уровня знаний и успеваемости школьников, студентов является причинно-следственной связью некачественного преподавания того или иного предмета.

Компетенции, которые необходимо усвоить педагогическому работнику в процессе повышения квалификации:

  1. Понимание и оценка образовательных целей учебной программы;
  2. Иметь междисциплинарное научно-техническое образование, включая историю и философию науки, а не быть специалистом только в одной дисциплине;
  3. Иметь творческие подходы в процессе обучения;
  4. Обладать финансовой грамотностью;
  5. Быть способным к конструктивному мышлению;
  6. Уметь импровизировать;
  7. Развитие уверенности, стрессоустойчивости и независимости в себе и своих учениках;
  8. Умение работать с разными учебными программами сети интернет и использовать передовых технологии в процессе обучения.

Для современного учителя мало обладать определенным багажом специальных знаний. Он также должен мыслить аналитически и подстраиваться под ситуацию. Программы профессионального обучения можно разделить на различные формы. Нами апробированы и выделены следующие из них:

  1. Серия лекций, призванных дать участникам как можно больше информации за короткое время, обычно два-три дня).
  2. Конференции (участникам дается возможность задать вопросы другим коллегам и обсудить представленные идеи на публике. Как правило, сюда приходят подготовленные спикеры. Ведется дискуссия на какую-то достаточно интересную или спорную тему. Как правило, участники конференции приходят, чтобы послушать, задать вопросы основным докладчикам, оценить мнения и точки зрения и обсудить их между собой).
  3. Семинары (группа слушателей, где каждый человек должен решить проблему, тесно связанную с его областью (с каждой группой работает опытный преподаватель).
  4. Деловая игра (способ получения новых знаний в группе людей, через игровую форму, считается одним из эффективных методов).
  5. Круглый стол (группа слушателей и выступающих работают над одной общей актуальной проблемой, ищут пути ее решения).
  6. Посещение открытых уроков (возможность наблюдать за реальными методами обучения).
  7. Дистанционные курсы (в этом типе обучения без отрыва от работы нет физического контакта между учителем и учеником. Связь между преподавателями и студентами осуществляется дистанционно посредством компьютера, отсюда и название дистанционное обучение).
  8. Научные выставки (их можно рассматривать, как демонстрации, представляющие научный интерес, предназначенные для просвещения более широкого научного сообщества. Они могут применяться в классе или в более широком пространстве, направленном на решение социальных проблем).

Нет сомнений в том, что дистанционные курсы обучения педагогических работников будут по-прежнему хорошим подспорьем для восполнения пробелов, возникшие в результате изменения общества и государства. Представители власти в области образования РФ подчеркивают важность повышения квалификации учителей, так как образование людей является главной приоритетной задачей в построение мощного правового социального государства. Таким образом, учителя будут регулярно знакомиться с инновациями в своей профессии.

Проблемам, которые возникают у педагогических работников при обучении, повышение квалификации следует уделить внимание законодательным и исполнительным органам власти:

  1. Программа обучения зачастую является платной и не покрывается работодателем. В результате многие из учителей не могут справиться с расходами на обучение и другими непредвиденными тратами на учебники и личное содержание.
  2. Фактор времени является основным ограничением, поскольку большинство курсов проходят во время основного рода деятельности.
  3. Существует много несоответствий в подходах и методах, принятых различными учреждениями, участвующими в программах обучения, что подразумевает отсутствие единообразия в содержании и методологии курса.
  4. Большинство очных курсов проходят в других городах, что затрудняет сам процесс посещения занятий. К тому же очные курсы рассчитаны на несколько занятий, что говорит о новых непредвиденных тратах на общежитие, гостиницу, питание.
  5. Жажда наживы недобросовестных организаций по подготовке и усовершенствованию учителей. Продажа раздаточных материалов, некоторые из которых бесполезны.

Ввиду очевидных проблем, с которыми сталкивается педагогическое образование в РФ, нами даются следующие рекомендации:

  1. Необходимо иметь хорошо спланированную программу обучения Министерством образования РФ без отрыва от основного рода деятельности обучающегося с четко определенными целями: рост и совершенствование навыков обучения и повышение уровня качества преподаваемых дисциплин.
  2. Обучение педагогических работников должно быть признано частью проводимой государственной политики в сфере образования, разработанной правительством для развития и мотивации учителей.
  3. Организаторы обучения должны сосредоточиться на задачах, связанных с работой, которые являются реальными, практически ориентированными и актуальными для обучающихся в условиях быстроменяющегося мира.
  4. Органам исполнительной власти в сфере образования следует поощрять участников обучения посредством финансирования для удовлетворения некоторых потребностей, таких как плата за обучение, стоимость учебников и раздаточного материала, транспорт и условия проживания.
  5. Необходимо на законодательном уровне внести формулировку – обучение в течение всей жизни человека.

Таким образом, можно заключить, что современное педагогическое образование отвечает запросам динамично развивающегося общества и находится в активном поиске новых альтернативных моделей профессиональной подготовки педагогов. Современная профессиональная подготовка должна создавать максимально благоприятные условия для развития личности педагога, обеспечивать подготовку, отвечающую возросшим требованиям к представителю педагогической профессии, его профессионально-личностным качествам, а также обеспечить высокий уровень компетентности в различных профессиональных вопросах, мобильности педагогических кадров.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ. //Собрание законодательства РФ», 006.2020, №15.
  2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г. с последующими изменениями и дополнениями// ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ».
  4. Жукова М.В. Современная государственная политика реформирования российской системы образования (политологический аспект): дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / М.В. Жукова. - Ростов н/Д., 2015.
  5. Леонов В. О. Актуальные вопросы по совершенствованию методики преподавания обществознания в образовательной школе в условиях современной России // Актуальные исследования. 2022. №10 (89). С. 83-86.

Поделиться

2389

Леонов В. О. Повышение квалификации педагогических работников: обзор, проблемы и перспективы // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 87-90. URL: https://apni.ru/article/6511-povishenie-kvalifikatsii-pedagogicheskikh-rab

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января