В связи с тем, что частота встречаемости детских ментальных нарушений в последнее время стремительно увеличилась, с ней возросла вероятность нахождения ребенка с особыми образовательными потребностями практически в каждом образовательном учреждении.
Наша дошкольная образовательная организация – Белгородский детский сад № 34 комбинированного вида «Пирамидка» - также не осталась в стороне, предоставляя образовательные услуги для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР), а также с расстройством аутистического спектра (РАС), в связи с чем оснащает предметно-развивающую среду (ППС) для успешной интеграции воспитанников в социум.
Если правильно организовать окружающую среду, мы сможем добиться преодоления ментальных трудностей детей данной категории, помогая им понять значение явлений материального и социального мира. Успешная адаптация и грамотное изменение окружающей среды смогут привести к улучшению навыков социального взаимодействия, коммуникации, формированию адаптивного поведения детей с расстройствами аутистического спектра и с задержкой психического развития.
Так как развивающая предметно-пространственная среда (РППС), соответствующая требованиям ФГОС ДО, должна обеспечивать возможность общения взрослых и детей с особыми образовательными потребностями, а также возможность для уединения и развития, было принято решение разработать проект по внедрению полифункциональной ПРС в образовательный процесс ДОУ с учетом коррекционной модернизации, что соответствует новым стандартам в образовании.
Для успешной интеграции детей с ментальными нарушениями необходимы специальные образовательные условия:
1. Компетентность команды персонала, которые обязаны:
- знать и учитывать особенности детей с РАС и ЗПР;
- уметь использовать методы, позволяющие развивать навыки, устранять нежелательные формы поведения;
- разрабатывать адаптированные образовательные программы, совместное планирование и ведение тетрадей по взаимодействию.
2. Возможность интегрировать и координировать ПРС:
- организовать среду, способную не только компенсировать отсутствующие навыки, но и задать вектор на адаптацию ребенка к социуму, одновременно преобразовывая её к особенностям и потребностям каждого ребенка.
Полифункциональная коррекционно-развивающая среда, внедренная образовательный процесс, является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ментальными отклонениями, решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с особыми образовательными потребностями.
Целью проекта стала организация современной развивающей предметно-пространственной среды, предоставляющей возможность эффективно осуществлять развитие ребенка с учётом его возраста, здоровья, особенностей развития.
Также нами были выделены следующие задачи:
- проанализировать современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие ребёнка с ментальными нарушениями;
- организовать мобильную полифункциональную развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
- создать условия для обеспечения разных видов деятельности для детей с ментальными нарушениями (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной);
- способствовать взаимодействию всех участников образовательного процесса для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
Участниками проекта стали:
- родители детей с ментальными нарушениями;
- тьютор;
- логопед;
- дефектолог;
- педагог-психолог;
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Создание эмоционально положительного настроя.
- Уменьшение симптомов тревожности.
- Появление потребности в социальном контакте.
- Развития памяти, внимания, мышления.
Для родителей:
Повышение компетентности родителей, воспитывающих детей с РАС и ЗПР.
Для тьютора:
Изучение проблемы и внедрение развивающей среды в группу, где обучаются детей с РАС и ЗПР.
Для логопеда/дефектолога:
- установление эмоционально-личностного контакта;
- формирование начальных коммуникативных навыков;
- понимание речи;
- выполнение инструкций;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- формирование сенсорных представлений;
- обучение экспрессивной речи.
Для педагога-психолога: изучение проблемы индивидуальной работы с детьми данной категории.
Как показала практика: если вовремя вмешаться в асоциальное поведение ребёнка, можно снизить вероятность их нарастаний, а иногда и просто остановить нежелательные поведенческие акты, что возможно благодаря внешним факторам, которым способна выступить предметная среда.
В связи с этим, со стороны педагогов и родителей требуются не только специально созданные условия и колоссальные затраты усилий для формирования эффективного и адаптивного поведения и положительных результатов в коррекционно-развивающем процессе с воспитанниками, но и грамотное построение и организация пространства и времени, чем и обоснован выбор данного проекта.