Главная
АИ #24 (154)
Статьи журнала АИ #24 (154)
Полифункциональная предметно-развивающая среда для детей с ментальными нарушения...

Полифункциональная предметно-развивающая среда для детей с ментальными нарушениями в ДОУ

Автор(-ы):

Яковлева Наталия Викторовна

Путилина Галина Валентиновна

14 июня 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

ментальные нарушения речи
расстройство аутистического спектра
задержка психического развития
дошкольное образование
коррекционная педагогика

Аннотация статьи

Статья аргументирует важность реабилитационного и социально-адаптивного средства воспитания и развития детей с ментальными отклонениями, которым является полифункциональная коррекционно-развивающая среда, внедренная в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения. Авторы делятся условиями организации современной развивающей предметно-пространственной среды, предоставляющей возможность эффективно осуществлять развитие детей с учётом их возраста, здоровья и особенностей развития.

Текст статьи

В связи с тем, что частота встречаемости детских ментальных нарушений в последнее время стремительно увеличилась, с ней возросла вероятность нахождения ребенка с особыми образовательными потребностями практически в каждом образовательном учреждении.

Наша дошкольная образовательная организация – Белгородский детский сад № 34 комбинированного вида «Пирамидка» - также не осталась в стороне, предоставляя образовательные услуги для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР), а также с расстройством аутистического спектра (РАС), в связи с чем оснащает предметно-развивающую среду (ППС) для успешной интеграции воспитанников в социум.

Если правильно организовать окружающую среду, мы сможем добиться преодоления ментальных трудностей детей данной категории, помогая им понять значение явлений материального и социального мира. Успешная адаптация и грамотное изменение окружающей среды смогут привести к улучшению навыков социального взаимодействия, коммуникации, формированию адаптивного поведения детей с расстройствами аутистического спектра и с задержкой психического развития.

Так как развивающая предметно-пространственная среда (РППС), соответствующая требованиям ФГОС ДО, должна обеспечивать возможность общения взрослых и детей с особыми образовательными потребностями, а также возможность для уединения и развития, было принято решение разработать проект по внедрению полифункциональной ПРС в образовательный процесс ДОУ с учетом коррекционной модернизации, что соответствует новым стандартам в образовании.

Для успешной интеграции детей с ментальными нарушениями необходимы специальные образовательные условия:

1. Компетентность команды персонала, которые обязаны:

  • знать и учитывать особенности детей с РАС и ЗПР;
  • уметь использовать методы, позволяющие развивать навыки, устранять нежелательные формы поведения;
  • разрабатывать адаптированные образовательные программы, совместное планирование и ведение тетрадей по взаимодействию.

2. Возможность интегрировать и координировать ПРС:

  • организовать среду, способную не только компенсировать отсутствующие навыки, но и задать вектор на адаптацию ребенка к социуму, одновременно преобразовывая её к особенностям и потребностям каждого ребенка.

Полифункциональная коррекционно-развивающая среда, внедренная образовательный процесс, является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ментальными отклонениями, решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с особыми образовательными потребностями.

Целью проекта стала организация современной развивающей предметно-пространственной среды, предоставляющей возможность эффективно осуществлять развитие ребенка с учётом его возраста, здоровья, особенностей развития.

Также нами были выделены следующие задачи:

  1. проанализировать современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие ребёнка с ментальными нарушениями;
  2. организовать мобильную полифункциональную развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности для детей с ментальными нарушениями (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной);
  4. способствовать взаимодействию всех участников образовательного процесса для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Участниками проекта стали:

  • родители детей с ментальными нарушениями;
  • тьютор;
  • логопед;
  • дефектолог;
  • педагог-психолог;

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1. Создание эмоционально положительного настроя.
  2. Уменьшение симптомов тревожности.
  3. Появление потребности в социальном контакте.
  4. Развития памяти, внимания, мышления.

Для родителей:

Повышение компетентности родителей, воспитывающих детей с РАС и ЗПР.

Для тьютора:

Изучение проблемы и внедрение развивающей среды в группу, где обучаются детей с РАС и ЗПР.

Для логопеда/дефектолога:

  • установление эмоционально-личностного контакта;
  • формирование начальных коммуникативных навыков;
  • понимание речи;
  • выполнение инструкций;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • формирование сенсорных представлений;
  • обучение экспрессивной речи.

Для педагога-психолога: изучение проблемы индивидуальной работы с детьми данной категории.

Как показала практика: если вовремя вмешаться в асоциальное поведение ребёнка, можно снизить вероятность их нарастаний, а иногда и просто остановить нежелательные поведенческие акты, что возможно благодаря внешним факторам, которым способна выступить предметная среда.

В связи с этим, со стороны педагогов и родителей требуются не только специально созданные условия и колоссальные затраты усилий для формирования эффективного и адаптивного поведения и положительных результатов в коррекционно-развивающем процессе с воспитанниками, но и грамотное построение и организация пространства и времени, чем и обоснован выбор данного проекта.

Список литературы

  1. Заркенова Л.С., Ильясова Б.И. Использование инновационных технологий при обучении детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках «познание мира» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 3. – С. 18-24. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1615 (дата обращения: 07.06.2023).
  2. Яковлева Н.В. Мобильная коррекционно-развивающая среда для детей с РАС в группах комбинированной направленности [Электронный ресурс]: сборник тезисов докладов на конференции. / Н.В. Яковлева, Г.В. Пешкова // Модернизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/558970/discussion_platform (дата обращения: 12.06.2023).

Поделиться

360

Яковлева Н. В., Путилина Г. В. Полифункциональная предметно-развивающая среда для детей с ментальными нарушениями в ДОУ // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 105-107. URL: https://apni.ru/article/6515-polifunktsionalnaya-predmetno-razvivayushchay

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля