Главная
АИ #24 (154)
Статьи журнала АИ #24 (154)
Полифункциональная предметно-развивающая среда для детей с ментальными нарушения...

Полифункциональная предметно-развивающая среда для детей с ментальными нарушениями в ДОУ

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

ментальные нарушения речи
расстройство аутистического спектра
задержка психического развития
дошкольное образование
коррекционная педагогика

Аннотация статьи

Статья аргументирует важность реабилитационного и социально-адаптивного средства воспитания и развития детей с ментальными отклонениями, которым является полифункциональная коррекционно-развивающая среда, внедренная в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения. Авторы делятся условиями организации современной развивающей предметно-пространственной среды, предоставляющей возможность эффективно осуществлять развитие детей с учётом их возраста, здоровья и особенностей развития.

Текст статьи

В связи с тем, что частота встречаемости детских ментальных нарушений в последнее время стремительно увеличилась, с ней возросла вероятность нахождения ребенка с особыми образовательными потребностями практически в каждом образовательном учреждении.

Наша дошкольная образовательная организация – Белгородский детский сад № 34 комбинированного вида «Пирамидка» - также не осталась в стороне, предоставляя образовательные услуги для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР), а также с расстройством аутистического спектра (РАС), в связи с чем оснащает предметно-развивающую среду (ППС) для успешной интеграции воспитанников в социум.

Если правильно организовать окружающую среду, мы сможем добиться преодоления ментальных трудностей детей данной категории, помогая им понять значение явлений материального и социального мира. Успешная адаптация и грамотное изменение окружающей среды смогут привести к улучшению навыков социального взаимодействия, коммуникации, формированию адаптивного поведения детей с расстройствами аутистического спектра и с задержкой психического развития.

Так как развивающая предметно-пространственная среда (РППС), соответствующая требованиям ФГОС ДО, должна обеспечивать возможность общения взрослых и детей с особыми образовательными потребностями, а также возможность для уединения и развития, было принято решение разработать проект по внедрению полифункциональной ПРС в образовательный процесс ДОУ с учетом коррекционной модернизации, что соответствует новым стандартам в образовании.

Для успешной интеграции детей с ментальными нарушениями необходимы специальные образовательные условия:

1. Компетентность команды персонала, которые обязаны:

  • знать и учитывать особенности детей с РАС и ЗПР;
  • уметь использовать методы, позволяющие развивать навыки, устранять нежелательные формы поведения;
  • разрабатывать адаптированные образовательные программы, совместное планирование и ведение тетрадей по взаимодействию.

2. Возможность интегрировать и координировать ПРС:

  • организовать среду, способную не только компенсировать отсутствующие навыки, но и задать вектор на адаптацию ребенка к социуму, одновременно преобразовывая её к особенностям и потребностям каждого ребенка.

Полифункциональная коррекционно-развивающая среда, внедренная образовательный процесс, является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ментальными отклонениями, решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с особыми образовательными потребностями.

Целью проекта стала организация современной развивающей предметно-пространственной среды, предоставляющей возможность эффективно осуществлять развитие ребенка с учётом его возраста, здоровья, особенностей развития.

Также нами были выделены следующие задачи:

  1. проанализировать современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие ребёнка с ментальными нарушениями;
  2. организовать мобильную полифункциональную развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности для детей с ментальными нарушениями (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной);
  4. способствовать взаимодействию всех участников образовательного процесса для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Участниками проекта стали:

  • родители детей с ментальными нарушениями;
  • тьютор;
  • логопед;
  • дефектолог;
  • педагог-психолог;

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1. Создание эмоционально положительного настроя.
  2. Уменьшение симптомов тревожности.
  3. Появление потребности в социальном контакте.
  4. Развития памяти, внимания, мышления.

Для родителей:

Повышение компетентности родителей, воспитывающих детей с РАС и ЗПР.

Для тьютора:

Изучение проблемы и внедрение развивающей среды в группу, где обучаются детей с РАС и ЗПР.

Для логопеда/дефектолога:

  • установление эмоционально-личностного контакта;
  • формирование начальных коммуникативных навыков;
  • понимание речи;
  • выполнение инструкций;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • формирование сенсорных представлений;
  • обучение экспрессивной речи.

Для педагога-психолога: изучение проблемы индивидуальной работы с детьми данной категории.

Как показала практика: если вовремя вмешаться в асоциальное поведение ребёнка, можно снизить вероятность их нарастаний, а иногда и просто остановить нежелательные поведенческие акты, что возможно благодаря внешним факторам, которым способна выступить предметная среда.

В связи с этим, со стороны педагогов и родителей требуются не только специально созданные условия и колоссальные затраты усилий для формирования эффективного и адаптивного поведения и положительных результатов в коррекционно-развивающем процессе с воспитанниками, но и грамотное построение и организация пространства и времени, чем и обоснован выбор данного проекта.

Список литературы

  1. Заркенова Л.С., Ильясова Б.И. Использование инновационных технологий при обучении детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках «познание мира» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 3. – С. 18-24. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1615 (дата обращения: 07.06.2023).
  2. Яковлева Н.В. Мобильная коррекционно-развивающая среда для детей с РАС в группах комбинированной направленности [Электронный ресурс]: сборник тезисов докладов на конференции. / Н.В. Яковлева, Г.В. Пешкова // Модернизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/558970/discussion_platform (дата обращения: 12.06.2023).

Поделиться

979

Яковлева Н. В., Путилина Г. В. Полифункциональная предметно-развивающая среда для детей с ментальными нарушениями в ДОУ // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 105-107. URL: https://apni.ru/article/6515-polifunktsionalnaya-predmetno-razvivayushchay

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января