Учреждение интернатного типа – организация, которая осуществляет уход за детьми – сиротами и детьми, которые лишены родительской опеки, детьми с ограниченными возможностями, в исключительных случаях – за детьми из малообеспеченных семей и многодетных семей, детьми с асоциальным поведением и детьми из населенных пунктов, где нет соответствующих школ. Система воспитания в интернатном учреждении предусматривает групповую форму ухода за ребёнком [4, с. 12].
Учреждение интернатного типа – организация, которая осуществляет уход за детьми – сиротами и детьми, которые лишены родительской опеки, детьми с ограниченными возможностями, в исключительных случаях – за детьми из малообеспеченных семей и многодетных семей, детьми с асоциальным поведением и детьми из населенных пунктов, где нет соответствующих школ. Выделили основные пункты порядка поступления в интернатное учреждение.
На сегодняшний день с детьми интернатного учреждения нужно реализовывать психолого-педагогическую деятельность.
Психолого-педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для обучения, воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора путей для его свободного и творческого самовыражения.
Цель педагогической деятельности, заданная в конкретных условиях, на основе анализа педагогических ситуаций, становится основой для определения психолого-педагогических задач, последовательно решаемых в ходе педагогического процесса. Психолого-педагогическая деятельность представляет собой процесс решения большого количества задач разного типа и уровня.
Главная задача педагога-психолога – обеспечение поддержки детей, их семей, взрослых, имеющих проблемы личного, социального, воспитательного плана, помощь в преодолении личностных и социально обусловленных трудностей. Перечислим ведущие профессиональные задачи педагога-психолога:
- проведение психолого-педагогической диагностики с целью выявления психологических, социальных и личностных проблем обучающихся;
- проведение психолого-педагогической профилактики и коррекции – раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения обучающихся;
- организация психолого-педагогической защиты прав ребенка – выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите;
- проведение психолого-педагогической консультаций – организация и проведение индивидуальных консультаций обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи;
- оздоровление окружающей детей социальную среду.
Деятельность педагога-психолога интернатного учреждения подразумевает взаимодействие с детьми, изучение возрастных и психолого-педагогических особенностей всех учащихся, организацию различных видов общественно-полезной деятельности и ведение личных дел. Кроме того деятельность педагога-психолога психолога направлена на психологическую поддержку ребенка и семьи, помощь и направление действий родителей или законных представителей и педагогов на предупреждение отрицательного влияния на развитие личности «трудных» детей, а при необходимости помогает осуществить правовую защиту, что является необходимой деятельностью именно в интернатном учреждении.
В узком смысле цель профессиональной деятельности педагога-психолога – это оказание обучающемуся комплексной психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста.
Также для психолого-педагогической деятельности существует ряд задач:
- выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений;
- определение исходного состояния ребенка для разработки программы или плана работы с ним;
- оценка эффективности определенных действий специалиста;
- изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.
Задача нашего исследования состояла: на основе изучения психолого-педагогической литературы раскрыть формы и методы работы педагога-психолога с обучающимися в интернатном учреждении. В основу решения данной задачи были положены ведущие положения теории и методики психолого-педагогической, изложенные в работах ученых и методистов в области педагогики и психологии.
Наше исследование относилось к виду описательно-обобщающих исследований, оно не предполагало проведение опытно-экспериментальной работы. Поэтому мы изучили материал, раскрывающий систему деятельности педагога-психолога в Красноусольской башкирской гимназии-интернат им. Н.А.Мажитова Гаферийского района Республики Башкортостан, её содержание, формы и методы работы данного специалиста, а также выводы о ее результативности.
С целью анализа и обобщения опыта деятельности педагога-психолога были использованы следующие исследовательские методы: педагогическое наблюдение; беседы с педагогом-психологом; индивидуальные и групповые беседы с обучающимися разных классов; изучение документации; анализ содержания деятельности педагога-психолога через изучение Должностной инструкции, Устава общеобразовательной организации, Социального паспорта школы, годового плана работы педагога-психолога, Концепции воспитательной системы школы.
Мы проанализировали и обобщили опыт работы педагога-психолога КБГИ им. Н.А.Мажитова Тагиевой Альбины Радиковны.
С целью систематизации и обобщения опыта педагога-психолога данной школы мы использовали такой метод исследования, как анализ документации. Нами были изучены следующие документы: Должностная инструкция педагога-психолога КБГИ им. Н.А.Мажитова; Перспективный план работы на 2021-2022 учебный год, социальный паспорт школы, План работы с трудными детьми, План работы с детьми ОВЗ, Положение о совете профилактике правонарушений (программа воспитательной работы с детьми «группы риска» в КБГИ им. Н.А.Мажитова), план работы Наркопоста. Представим систему деятельности педагога-психолога Красноусольской башкирской гимназии-интернат Гафурийского района в соответствие с выделенными компонентами.
Целью деятельности педагога-психолога интернатного учреждения является создание благоприятных условий для психологической безопасности и комфорта обучающихся, удовлетворение их социально-психологических потребностей с помощью правовых, социальных, психологических, педагогических механизмов профилактики и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем социальном окружении и социуме в целом.
К задачам, позволяющим реализовать поставленную цель, относятся:
- создание оптимальных благоприятных условий для сохранения психического, физического, социального здоровья обучающихся;
- формирование и развитие нравственности, социально значимых установок в рамках жизненного самоопределения обучающихся;
- работа по предупреждению или устранению различных асоциальных влияний социума на формирование личности обучающихся;
- создание оптимальных условий для развития творческого потенциала обучающихся;
- организация системы мер профилактического, коррекционного характера для оптимизации психологической адаптации первоклассников.
Мы раскрыли содержание, направления, формы и методы работы педагога-психолога КБГИ им. Н.А.Мажитова – Тагиевой Альбины Радиковны.
В деятельности педагога-психолога КБГИ им. Н.А.Мажитова четко реализуются основные направления его работы. К ним относятся: диагностическое, профилактическое, коррекционное, охранно-защитное, и просветительское направление.
Также нами была решена последняя задача нашего исследования, а именно был разработан пакет диагностических методик педагога-психолога
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, так как на основе изучения, анализа и обобщения опыта работы педагога-психолога с. КБГИ им. Н.А.Мажитова позволяет грамотно решать профессиональные задачи.