Главная
АИ #24 (154)
Статьи журнала АИ #24 (154)
Психолого-педагогическая деятельность с детьми в условиях интернатного учреждени...

Психолого-педагогическая деятельность с детьми в условиях интернатного учреждения

Автор(-ы):

Урманшина Аделя Денисовна

14 июня 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

психолого-педагогическая деятельность
интернат
педагог-психолог
образовательное учреждение
психолого-педагогическая диагностика
учреждение интернатного типа

Аннотация статьи

В данной статье говориться о психолого-педагогической деятельности в условиях интернатного типа. Рассмотрена деятельность педагога-психолога в интернатном учреждении КБГИ им. Н.А.Мажитова.

Текст статьи

Учреждение интернатного типа – организация, которая осуществляет уход за детьми – сиротами и детьми, которые лишены родительской опеки, детьми с ограниченными возможностями, в исключительных случаях – за детьми из малообеспеченных семей и многодетных семей, детьми с асоциальным поведением и детьми из населенных пунктов, где нет соответствующих школ. Система воспитания в интернатном учреждении предусматривает групповую форму ухода за ребёнком [4, с. 12].

Учреждение интернатного типа – организация, которая осуществляет уход за детьми – сиротами и детьми, которые лишены родительской опеки, детьми с ограниченными возможностями, в исключительных случаях – за детьми из малообеспеченных семей и многодетных семей, детьми с асоциальным поведением и детьми из населенных пунктов, где нет соответствующих школ. Выделили основные пункты порядка поступления в интернатное учреждение.

На сегодняшний день с детьми интернатного учреждения нужно реализовывать психолого-педагогическую деятельность.

Психолого-педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для обучения, воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора путей для его свободного и творческого самовыражения.

Цель педагогической деятельности, заданная в конкретных условиях, на основе анализа педагогических ситуаций, становится основой для определения психолого-педагогических задач, последовательно решаемых в ходе педагогического процесса. Психолого-педагогическая деятельность представляет собой процесс решения большого количества задач разного типа и уровня.

Главная задача педагога-психолога – обеспечение поддержки детей, их семей, взрослых, имеющих проблемы личного, социального, воспитательного плана, помощь в преодолении личностных и социально обусловленных трудностей. Перечислим ведущие профессиональные задачи педагога-психолога:

  • проведение психолого-педагогической диагностики с целью выявления психологических, социальных и личностных проблем обучающихся;
  • проведение психолого-педагогической профилактики и коррекции – раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения обучающихся;
  • организация психолого-педагогической защиты прав ребенка – выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите;
  • проведение психолого-педагогической консультаций – организация и проведение индивидуальных консультаций обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи;
  • оздоровление окружающей детей социальную среду.

Деятельность педагога-психолога интернатного учреждения подразумевает взаимодействие с детьми, изучение возрастных и психолого-педагогических особенностей всех учащихся, организацию различных видов общественно-полезной деятельности и ведение личных дел. Кроме того деятельность педагога-психолога психолога направлена на психологическую поддержку ребенка и семьи, помощь и направление действий родителей или законных представителей и педагогов на предупреждение отрицательного влияния на развитие личности «трудных» детей, а при необходимости помогает осуществить правовую защиту, что является необходимой деятельностью именно в интернатном учреждении.

В узком смысле цель профессиональной деятельности педагога-психолога – это оказание обучающемуся комплексной психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста.

Также для психолого-педагогической деятельности существует ряд задач:

  • выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений;
  • определение исходного состояния ребенка для разработки программы или плана работы с ним;
  • оценка эффективности определенных действий специалиста;
  • изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.

Задача нашего исследования состояла: на основе изучения психолого-педагогической литературы раскрыть формы и методы работы педагога-психолога с обучающимися в интернатном учреждении. В основу решения данной задачи были положены ведущие положения теории и методики психолого-педагогической, изложенные в работах ученых и методистов в области педагогики и психологии.

Наше исследование относилось к виду описательно-обобщающих исследований, оно не предполагало проведение опытно-экспериментальной работы. Поэтому мы изучили материал, раскрывающий систему деятельности педагога-психолога в Красноусольской башкирской гимназии-интернат им. Н.А.Мажитова Гаферийского района Республики Башкортостан, её содержание, формы и методы работы данного специалиста, а также выводы о ее результативности.

С целью анализа и обобщения опыта деятельности педагога-психолога были использованы следующие исследовательские методы: педагогическое наблюдение; беседы с педагогом-психологом; индивидуальные и групповые беседы с обучающимися разных классов; изучение документации; анализ содержания деятельности педагога-психолога через изучение Должностной инструкции, Устава общеобразовательной организации, Социального паспорта школы, годового плана работы педагога-психолога, Концепции воспитательной системы школы.

Мы проанализировали и обобщили опыт работы педагога-психолога КБГИ им. Н.А.Мажитова Тагиевой Альбины Радиковны.

С целью систематизации и обобщения опыта педагога-психолога данной школы мы использовали такой метод исследования, как анализ документации. Нами были изучены следующие документы: Должностная инструкция педагога-психолога КБГИ им. Н.А.Мажитова; Перспективный план работы на 2021-2022 учебный год, социальный паспорт школы, План работы с трудными детьми, План работы с детьми ОВЗ, Положение о совете профилактике правонарушений (программа воспитательной работы с детьми «группы риска» в КБГИ им. Н.А.Мажитова), план работы Наркопоста. Представим систему деятельности педагога-психолога Красноусольской башкирской гимназии-интернат Гафурийского района в соответствие с выделенными компонентами.

Целью деятельности педагога-психолога интернатного учреждения является создание благоприятных условий для психологической безопасности и комфорта обучающихся, удовлетворение их социально-психологических потребностей с помощью правовых, социальных, психологических, педагогических механизмов профилактики и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем социальном окружении и социуме в целом.

К задачам, позволяющим реализовать поставленную цель, относятся:

  • создание оптимальных благоприятных условий для сохранения психического, физического, социального здоровья обучающихся;
  • формирование и развитие нравственности, социально значимых установок в рамках жизненного самоопределения обучающихся;
  • работа по предупреждению или устранению различных асоциальных влияний социума на формирование личности обучающихся;
  • создание оптимальных условий для развития творческого потенциала обучающихся;
  • организация системы мер профилактического, коррекционного характера для оптимизации психологической адаптации первоклассников.

Мы раскрыли содержание, направления, формы и методы работы педагога-психолога КБГИ им. Н.А.Мажитова – Тагиевой Альбины Радиковны.

В деятельности педагога-психолога КБГИ им. Н.А.Мажитова четко реализуются основные направления его работы. К ним относятся: диагностическое, профилактическое, коррекционное, охранно-защитное, и просветительское направление.

Также нами была решена последняя задача нашего исследования, а именно был разработан пакет диагностических методик педагога-психолога

Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, так как на основе изучения, анализа и обобщения опыта работы педагога-психолога с. КБГИ им. Н.А.Мажитова позволяет грамотно решать профессиональные задачи.

Список литературы

  1. Атаниязова Т.В. Педагогические условия профилактики социальной дизадаптации подростков из неблагополучных семей. – М., 2021. – 183 с.
  2. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход: монография. – М., 2019. – 39 с.
  3. В помощь работникам школ-интернатов: Документы и материалы – М.: АПН РСФСР, 2016. – 112с.
  4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2021. – 160с.
  5. Методика работы социального педагога/ Под ред. Л.B. Кузнецовой; Сост. Г.С. Семенов М.: Школьная пресса, 2020. – 96с.
  6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2022. – 272с.

Поделиться

539

Урманшина А. Д. Психолого-педагогическая деятельность с детьми в условиях интернатного учреждения // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 102-104. URL: https://apni.ru/article/6518-psikhologo-pedagogicheskaya-deyatelnost-v-usl

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля