Главная
АИ #24 (154)
Статьи журнала АИ #24 (154)
Диагностика психических состояний водителей, попавших в ДТП

Диагностика психических состояний водителей, попавших в ДТП

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

дорожно-транспортное происшествие
последствия ДТП
психическое состояние
стресс
копинг-стратегии

Аннотация статьи

Статья посвящена описанию экспериментальной работы по диагностике психических состояний водителей-мужчин и водителей-женщин, попавших в ДТП.

Текст статьи

Каждый год дорожно-транспортные происшествия уносят жизни тысяч людей разных возрастов, десятки тысяч получают тяжелые физические и психологические травмы. Ключевой причиной возникновения аварий в настоящее время является человеческий фактор – превышение скорости, употребление алкоголя и различного рода психотропных веществ, нарушение правил дорожного движения. Таким образом, анализ причин и последствий ДТП с психологической точки зрения представляет особый научно-практический интерес. Изучение копинг-стратегий совладания со стрессом, вызванным ДТП, а также разработка программ и рекомендаций на основе этого анализа позволит минимизировать негативные психологические последствия.

В отличие от западных стран в России не распространена практика обращения за психологической и психиатрической помощью лицами, пережившими ДТП. За такой помощью обращаются лишь тогда, когда последствия пережитого стресса становятся невыносимыми и напрямую влияют на здоровье и жизнь человека. Психологические и физические травмы, вызванные ДТП не проходят бесследно для человека и могут вызывать различные формы патопсихологий.

В эмпирической части исследования приняли участие 37 мужчин (57,8%) и 27 женщин (42,2%), из них 42,2% находятся в браке, 29,7% – в разводе. 81,3% участников эксперимента пользуются автомобилем ежедневно. С момента последнего ДТП у 57,8% испытуемых прошло от одного до трех месяцев (мужчины – 40,6%, женщины – 17,2%). Менее месяца назад ДТП случилось у 25,0% мужчин и 17,2% женщин). Водительский стаж среди мужчин составляет в среднем 3,5 года, среди женщин – 2,0 года. В ходе анализа выяснилось, что 51,9% женщин не знаю порядок действий после ДТП. Среди мужчин доля незнающих составила 16,2%.

Испытуемые в ходе ответов должны были самостоятельно оценить степень своей виновности в ДТП. Частично признают свою вину только 43,8% испытуемых, в полной мере считают себя виноватыми – 35,9%, не знают кто виноват – 20,3%. Акцентируем внимание на том, что среди мужчин 94,5% считают себя полностью или частично виноватыми, когда в группе женщин данная доля составляет всего 60,0%. Женщины, которые считают себя виноватыми в 51,9% случаев в качестве причины ДТП указывают плохие погодные условия, превышение установленной скорости – 44,4%, незнание правил – 40,7%, отвлечение на телефон – 7,4%. При этом мужчины в момент ДТП намного активнее пользовались телефоном – доля ответивших положительно составляет 48,6%.

Среди мужчин, которые признают свою виновность в ДТП, 78,4% ответивших написали, что превышали скоростной режим. 24,3% мужчин ссылаются на неблагоприятные погодные условия. Таким образом, причиной аварии основное количество мужчин-респондентов называет человеческий фактор, женщины респонденты – объективные факторы, а именно неблагоприятные погодные условия.

Далее испытуемым предлагалось дать ответ на вопрос, какой вид ущерба принесло ему ДТП – материальный, физический, эмоциональный. Почти все женщины-респонденты (96,3%) отметили наличие эмоционального ущерба, при том что доля мужчин, выбравших это вид ущерба, составляет всего 67,6%. Принципиально иная ситуация наблюдается в оценке материального ущерба. Его выделили 32,4% ответивших мужчин и 3,7% женщин. Это позволяет сделать вывод о том, что материальная сторона последствий ДТП волнует мужчин намного сильнее, чем женщин. Женщины же больше ощущают последствия в нарушении эмоционально-психологической сферы.

Важно подчеркнуть, что в результате аварий, никто не получал тяжелых физических травм.

На вопрос «О чем вы подумали в первые минуты ДТП» большинство опрошенных мужчин (67,6%) ответили «Как восстановить машину?». Данный вопрос почти не волнует женщин – число ответивших составляет всего 7,4%. При этом мнение и женщин и мужчин совпадает в ответе «Хорошо, что все остались живы», «Жалко, что потеряно время», «Почему это произошло со мной?». При этом 64,3% женщин испытали страх, 57,1% – растерянность, каждая пятая (21,4%) – злость. Мужчины испытывают злость в два раза чаще женщин (40,0%). Такая же доля (40,0%) испытали растерянность. Каждый четвертый (25,0%) – страх.

Респондентам предлагалось выбрать список проблем, с которыми они столкнулись после аварии, 68,8% от общего числа участников исследования указывают на то, что наблюдали у себя повышенный контроль за происходящим вокруг. 52,4% отметили у себя наличие чувства раздраженности, нарушения сна после аварии, которые длились несколько дней. Женщины почти все столкнулись с бессонницей – 96,3%, среди мужчин бессонница мучала только 35,1% испытуемых. Момент аварии снился 40,7% женщин и 16,2% мужчин. Раздражение отмечали у себя 70,3% мужчин и только 18,5% женщин.

Близкие и родные люди помогали справиться с последствиями ДТП 96,3% женщин. К специалистам (психологи, врачи) за помощью обращалась только каждая четвертая женщина (25,9%). Самостоятельно справлялись с последствиями 3,7% женщин. Полностью противоположная ситуация наблюдается у мужчин – самостоятельно решали свои проблемы три из четырёх опрошенных (75,7%), к родным и близким обращались 24,3% опрошенных, к специалистам обращались 5%.

При этом 18,5% женщин отметили, что не нуждались в помощи сразу после ДТП. 29,6% опрошенных отметили, что им помогали родные и близкие, 77,8% – другие участники движения и прохожие. Среди мужчин половина (54,1%) не нуждались в помощи, оставшимся 35,1% и 16,2% помогали другие участники движения и родственники соответственно. Таким образом, подтверждается факт, что мужчины реже обращаются за помощью, чем женщины, но при этом не отрицают наличие у них последствий после аварийных ситуаций на дороге. Следует отметить, что больше половины водителей, попавших в дорожно-транспортное происшествие, получают помощь от других водителей, а женщины-водители нуждаются в ней чаще, чем мужчины.

Более половины мужчин отметили (59,5), что участи в ДТП показало необходимость страховать автомобиль, что подтверждает важность материальной стороны последствий ДТП для данной категории водителей. Вопрос страховки в данном контексте интересует только 11,0% ответивших женщин. 48,1% женщин-водителей отметили, что после ДТП им остается надеяться только на себя. Также считает 33,4% мужчин. 33,3% женщин отметили для себя после ДТП, что они не знают ПДД. На вопрос о том, что можно сделать, чтоб избежать ДТП 100% женщин ответили соблюдать правила дорожного движения, 89,2% мужчин считают также и 10% водителей-мужчин, считают, что следует уважать других участников дорожного движения. В советах для водителей, не попадавших в ДТП, респонденты указывали такие ответы, как «Не торопиться!», «Проявлять уважение и терпимость на дороге», «Иметь хорошую страховку» и «Учить правила дорожного движения». Большинство женщин придерживаются последнего ответа (81,5%), а также советуют не торопиться на дороге (81,5%), а мужчины утверждают, что важно проявлять терпимость (56,8%).

Результаты дисперсионного анализа показали, что у водителей-женщин, принявших участие в исследовании, преобладает копинг-стратегия – поиск социальной поддержки – 12,9, тогда как у водителей мужского пола она оказалась лишь на 7 месте – 7,6. У водителей-мужчин же самой выраженной копинг-стратегией является бегство – 12,50, значимо отличаясь от водителей-женщин средний показатель составляет 9,36. Водители-мужчины чаще прибегают к конфронтации (11,60), чем женщины, у которых показатель 8,8. Не было выявлено достоверных различий в выраженности копинга принятие ответственности, у мужчин – 4,90; у женщин – 5.

По всем трем компонентам жизнестойкости, а именно вовлеченность, контроль и принятие риска существуют значимые различия между мужчинами и женщинами, пережившими дорожно-транспортное происшествие. У мужчин, по сравнению с женщинами, выше средний показатель по таким компонентам, как контроль и принятие риска – это может говорить о том, что мужчины уверены в своих действиях, в том, что они могут повлиять на действительность, они чаще усваивают знания из опыта и активно их используют в дальнейшем. В целом, уровень жизнестойкости в среднем выше у женщин, прежде всего за счет высоких показателей вовлеченности, что может свидетельствовать о том, что у женщин внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях возникает реже за счет стойкого совладания и восприятие стрессоров как менее значимых. Если показатель контроля у мужчин-водителей близок к нормативным значениям – 29,54, то у женщин-водителей он ниже, что может говорить о том, что женщины чувствуют, что не всегда могут повлиять на ситуацию. Полученные данные согласуются с результатами первого опросника, который показал, что женщины не знали как действовать в ситуации ДТП.

Таким образом, результаты сравнительного и дисперсионного анализа убедительно подтвердили нашу гипотезу о существующих различиях в совладании со стрессом водителей, переживших ДТП, водители-мужчины и водители-женщины прибегают к разным стратегиям совладания со стрессом в условиях ДТП, по-разному переживают его последствия и обладают разными показателями жизнестойкости.

Результаты корреляционного анализа показали, что конструктивные копинги такие как принятие ответственности у водителей-мужчин прежде всего связано с наличием детей, а планирование решения проблем со стажем вождения, а такой неконструктивный копинг как конфронтация связан с прежде всего с материальными потерями в ДТП, переживаемой злостью и небольшим опытом вождения.

результаты корреляционного анализа показали, что конструктивные копинги, такие как как планирование решений и самоконтроль у водителей-женщин связано со знанием порядка действий при ДТП, а поиск социальной поддержки с получением эмоционально-психологического ущерба, а такой неконструктивный копинг как дистанцирование прежде всего проявляется при первом ДТП и низким уровнем контроля.

Подводя итог, следует сказать, что исследование имеет перспективы, которые связаны с необходимостью разработки специальных технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков, с целью развития у них коммуникативных навыков и диалогичности в общении. Работа имеет выраженный прикладной характер, так как выделяет черты личности обучающегося старшего школьного возраста с ЗПР и показывает их взаимосвязь. Проведенное исследование позволит практическим психологам, педагогам, работающим в системе образования, здравоохранения, социальной защиты населения, оказывать всестороннюю помощь подросткам, испытывающим трудности в общении.

Список литературы

  1. Кадыров, Р. В. Переживание острой реакции на стресс и копинг-стратегии у мужчин-участников дорожно-транспортного происшествия / Р. В. Кадыров // Психическое здоровье. – 2012. – Т. 10, № 2(69). – С. 59-66.
  2. Попов, В. П. Организация оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях с острой реакцией на стресс / В. П. Попов, Л. П. Рогожина, А. А. Ватолин // Медицина катастроф. – 2014. – № 2(86). – С. 29-30. 
  3. Червонцева, В. И. Совладание со стрессом водителей, переживших дорожно-транспортное происшествие / В. И. Червонцева, Ю. В. Гранская // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание: Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: В двух томах, Санкт-Петербург, 12–25 апреля 2018 года / Под научной редакцией А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. Том 2. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2018. – С. 564-571. 
  4. Шпорт, С. В. Клинико-психиатрические и социально-психологические последствия дорожно-транспортных происшествий (обзор литературы) / С. В. Шпорт, А. С. Васильченко, М. Ю. Стрюцкова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2019. – № 2(103). – С. 82-89. 

Поделиться

1641

Иванова О.. Диагностика психических состояний водителей, попавших в ДТП // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 108-111. URL: https://apni.ru/article/6520-diagnostika-psikhicheskikh-sostoyanij-voditel

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января