Базовые аспекты формирования семейных ценностей молодёжи

В современных условиях процесс формирования культуры семейных ценностей в молодежной среде претерпевает ряд изменений. На первый план выходит карьера, саморазвитие, материальные блага при этом снижается значимость роль семейных ценностей в жизни. В связи с чем, необходимо определить значимость семейных ценностей для молодежи.

Аннотация статьи
ценности
традиции
семья
молодёжь
Ключевые слова

Проблема изучения семьи и семейных ценностей не теряет своей актуальности уже долгое время, это обусловлено трансформацией культуры семейных ценностей под влиянием политических, экономических и социально-культурных процессов. Большое влияние на изменение семейных ценностей оказывает внебрачная рождаемость, изменения характера половых отношений и форм брака, а также эмансипация детей и женщин. Необходимо отметить, что семья на протяжении всего существования общества, являлась одной из наиболее устойчивых форм жизни людей, которая выступала посредником в передаче фундаментальных ценностей из поколения в поколение.

Изучая понятие «семья» было выявлено, что ранее оно включало в себя хозяйственно-родовую общину, состоящую из домочадцев, родни, работников, различных животных проживающих в одном дворе либо подворье [4, с. 19].

Трансформация понятия «семьи» началась только в XV веке и коснулась отделения от родового смысла и начала пониматься в узком смысле. На сегодняшний день семья понимается как группа, которая состоит из людей, связанных отношениями супружества и отношениями между родителями и людьми [9].

Необходимо отметить, что рассмотрение семьи как социального института позволяет сделать вывод о том, что она является древнейшим институтом, образовавшимся до появления религии, государства, рынка, образования и т.д.

В настоящее время в российском обществе происходит трансформация нормативно-ценностной системы, в том числе и в сфере формирования культуры семейных ценностей под влиянием политических, экономических и социально-культурных процессов.

Обращаясь к данным, полученным в ходе Всероссийской переписи населения в 2010 году, было выявлено, что в настоящее время снижается престиж официальных браков, в особенности данный фактор, проявляется у молодых людей. Статистика демонстрирует нам, что по данным 2002 года в не официальном браке состояли около 3,3 миллиона человек, что составляло 9,7%, а в 2010 году данный показатель увеличился до 4,4 миллионов человек, и составляет уже 13% [2]. Обращаясь к переписи 2021 года было выявлено, что в зарегистрированных браках состоит 54,6 млн. человек, а в незарегистрированных 5,4 млн. человек, что также демонстрирует увеличение данного показателя [3].

Активное формирование семейных ценностей совместно с ценностными ориентациями происходит в молодежном возрасте. В данный возрастной период активно развивает собственно «Я», проявляются и приумножаются способности личности при этом сохраняя ее индивидуальность. Для молодежи важно ощущать групповую принадлежность, которая обеспечивает им чувство эмоционального благополучия и устойчивости, повышает уверенность в себе [7].

Для всех семья – это дом, где царят уют и тепло, окруженный близкими людьми, которые любят друг друга. Для многих молодых людей семья может ассоциироваться с родительской семьей (мама, папа, братья, сестры и т.д.) или людьми, которые окружали их на протяжении всего взросления, всегда были рядом и поддерживали. Для получения полной картины ценностных ориентаций саратовской молодежи был задан вопрос о том, какие качества молодые люди ценят в других.

Основываясь на этих наблюдениях, можно предположить, что молодые люди выберут человека в качестве спутника жизни в соответствии со своими ценностями и качествами, которые они ценят в людях. А в будущем передадут свои семейные духовно-нравственные ценности детям. Даже несмотря на то, что такая ценность, как «передача жизненного опыта», не находится в приоритете у молодежи.

Состоявшиеся в обществе молодые люди более склонны к созданию семьи, для тех, кто еще не состоялся (материально, физически), это является одной из главных жизненных целей. Для того чтобы решить данную проблему и повысить готовность молодежи к браку и передаче традиций семейной жизни, необходимо организовать систему передачи знаний и традиций от старшего поколения к младшему, а также обучение основным знаниям, необходимым для успешной семейной жизни при помощи образовательных учреждений и других социальных институтов.

Семья как один из важных социальных институтов в социуме оказывает большое влияние на становление индивида как личности, формирование у него жизненных целей и ценностей. Так как для нашего времени характерна трансформация семьи, изменение отношения общества к семье, изменение семейных ценностей, уход от традиционных ценностей.

В современной России по сравнению с Советским Союзом школа больше не несет ответственность за воспитание обучающегося, а ведь в школе ребенок проводит одну треть суток, а, следовательно, без воспитания в учебном заведении никак не обойтись. Поэтому, школы должны возложить на себя ответственность по воспитанию учащегося, как будущего родителя. Это должны быть целые уроки, посвященные ведению семьи, как одной из основополагающих ячеек общества. Необходимо разработать социальные условия, которые обеспечат эффективность в формировании семейных ценностей среди учащихся.

Реализация национального проекта «Демография» на региональном уровне свидетельствует о наличии проблем молодой семьи, которые необходимо решать в целях обеспечения социального благополучия общества и национальной безопасности города, региона и всей страны в целом. С одной стороны, создание и сохранение семейной среды как среды личностного саморазвития супругов, воспитания и развития детей, повышение престижа социально благополучной семьи является одним из приоритетных направлений реализации Государственной молодежной политики.

Соответственно, государственные структуры и НКО, работая с молодой семьей, должны обеспечить возможность реализации данного направления, организовывать мероприятия и осуществлять все необходимые меры, применяя современные технологии в работе с молодежью по формированию традиционных семейных ценностей. С другой стороны, нельзя не учитывать роль влияния ряда факторов (иногда негативных) внешней и внутренней среды образовательных организаций и трудовых коллективов на практику воспитательной работы с молодежью в данном направлении. Как правило, в образовательных и трудовых коллективах отсутствуют или недостаточно развиты практики вовлеченности молодежи в работу с молодыми семьями, а также изучение ожиданий и мотивации молодежи к сохранению традиционных семейных ценностей и созданию семей, осведомленности о формах работы с молодыми семьями.

Основные направления государственной семейной политики Российской Федерации: укрепление и развитие института семьи, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей; улучшение положения семей с несовершеннолетними детьми; защита семьи, в том числе от незаконного вмешательства в семейную жизнь,  и оказание ей  содействия в осуществлении ее основных функций и на этой основе повышение уровня семейного благополучия, улучшение демографической ситуации в стране, разрешение проблемы социального сиротства.

Принципы государственной семейной политики Российской Федерации:

  • единства и непротиворечивости семейной политики;
  • учет российских семейных традиций;
  • приоритет прав, обязанностей и ответственности родителей за воспитание и развитие детей;
  • партнерство государства, общества и семьи в воспитании детей;
  • взаимодействие государства и церкви в принятии решений в сфере семейных отношений;
  • приоритет предоставления мер поддержки семьям, имеющим детей;
  • дифференцированный подход в предоставлении мер государственной поддержки применительно к различным типам семей [5].

Основные задачи политики Российской Федерации на период до 2025 года – пропаганда семейного благополучия и традиционных семейных ценностей; укрепление института брака, сокращение числа разводов; усиление мер поддержки многодетных семей; усиление мер поддержки семей с детьми-инвалидами; расширение участия Русской православной церкви, а также других религиозных организаций граждан, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического населения народов России, иных общественных организаций в принятии решений в сфере семейных отношений [1, с. 12].

На основании анализа нормативно-правовых документов можно сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации проблеме формирования культуры семейных ценностей уделяется большое внимание. Посредствам проанализированных законодательных актов и программ осуществляется деятельность по усовершенствованию системы формирования культуры семейных ценностей с учетом современного развития общества.

Текст статьи
  1. Вартумян А.А., Верещагина А.В. Трансформация института семьи и государственная семейная политика в России. М., 2012. С. 97.
  2. Всероссийская перепись населения 2010 года. URL: demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php (дата обращения: 105.2023).
  3. Всероссийская перепись населения 2021 года. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Всероссийская_перепись_населения_(2020-2021) (дата обращения: 12.05.2023).
  4. Галкина Е.П., Кадничанская М.И. Трансформация института семьи в условиях современных модернизационных процессов // Вестник Омского университета. 2015. №3. С. 195.
  5. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://social-orthodox.info/materials/5_4_kontseptsiya_gosudarstvennoj_semejnoj_politiki.pdf (дата обращения: 12.02023).
  6. Ожегов С.И. Определение семьи // Словари и энциклопедии, Словарь Ожегова. URL: http://www.endic.ru/ozhegov/Semja-31745.html (дата обращения: 12.05.2023).
  7. Ростовская Т.К., Кучмаева О.В. Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс. 2015. №3. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2015/03/11/ (дата обращения: 12.05.2023).
Список литературы