Главная
АИ #24 (154)
Статьи журнала АИ #24 (154)
Внеклассное занятие «Путешествие в страну «Устное народное творчество»

Внеклассное занятие «Путешествие в страну «Устное народное творчество»

Автор(-ы):

Пригорнева Татьяна Александровна

14 июня 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

устное народное творчество
жанры
русская народная сказка
колыбельные песни
потешки
прибаутки
скороговорки
пословицы
познавательная активность
связная речь
учебная мотивация

Аннотация статьи

Данная научная статья направлена на формирование знаний об устном народном творчестве. В статье рассматриваются жанры русского народного творчества, такие как колыбельные песни, потешки и прибаутки, скороговорки, а также пословицы.

Текст статьи

Цель: формировать знания об устном народном творчестве.

Задачи: уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества; развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление; связную речь; воспитывать положительную учебную мотивацию; доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, карта с жанрами.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

– Что означают слова «Русь», «Россия»?

– Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю… Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество»Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?

Устное народное творчество – это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ – поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество.

Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». А путешествовать мы будем двумя командами. Мы разделимся на две команды - Знайки и Читалки. Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно сказать волшебные слова:

В ладоши хлопни раз - два - три!

Руки к солнцу протяни.

Вправо - влево наклонись

И соседу улыбнись!

– Мы отправляемся в путешествие. Вот перед вами карта этой удивительной страны «Устное народное творчество», где обозначены города этой страны. (На доске вывешивается карта).

2. Основная часть. 1 остановка: Колыбельные песни

– Устное народное творчество сопровождает человека на протяжении всей жизни. Знакомство с ним начинается с самых первых дней жизни человека на Земле. Название песни «колыбельная» происходит от слова «колыбель». Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребёнка и пела песенку. Эта песенка как будто соединялась с покачиванием, и ребёнок быстрее засыпал. Колыбельные песни наполнены материнской любовью. Сыну или дочери сулят они грядущие удачи и благополучие: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить».

– Задание для команд: каждой команде исполнить колыбельную песню.

2 остановка: Потешки и прибауткиПотешки – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки сопровождают игры с малышом. У него вырабатывается привычка соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком. «Водичка, водичка, умой моё личико.» Потом начинаются самые первые игры, потешки: «Идёт коза рогатая...», «Ладушки». Прибаутки – стихотворная, короткая, весёлая история, которая рассказывала мама своему ребёнку. Это маленькие сказочки, доступные детям в раннем возрасте. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом.

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Бежит курочка с ведром -

Заливать кошкин дом.

И сейчас будет «Потешно-прибауточный марафон». Приглашаем для участия знатоков потешек и прибауток.

3 остановка: Скороговорки. Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

– Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них, объявляем «Бой скороговорок» Участники команд должны по очереди проговорить предложенные им скороговорки в быстром темпе.

  • Все бобры для своих бобрят добры.
  • Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
  • Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели.
  • Белые бараны били в барабаны.
  • Слишком много ножек у сороконожек.
  • Кошка Крошка на окошке, кашку кушала по крошке.

4 остановка: Пословицы. «Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа.

Конкурс «Паутина пословиц». Нужно соединить начало и конец пословиц.

1 команда

Нет друга, так ищи,

а стоять не велит.

Мороз невелик,

и вода не течёт.

Под лежачий камень

а нашёл, так береги.

2 команда

Труд кормит,

коли делать нечего.

Семь раз отмерь,

а лень портит.

Скучен день до вечера,

один раз отрежь.

Конкурс «Закончите пословицы»

Старый друг лучше… (новых двух).

Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).

Терпение и труд… (всё перетрут).

Ученье свет, … (а неученье тьма).

5 остановка: Загадки. Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Предлагаем вам конкурс «Загадочная загадка» (отгадать загадки).

6 остановка: Частушки. Частушка - ещё один интереснейший жанр устного народного творчества, короткая русская народная песня (четверостишие) юмористического содержания, передаваемая обычно устно. И сейчас я приглашаю вас на «Частушечный переполох» – исполнить частушки.

7 остановка: Русские народные сказки. В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.

«Назови сказку» по иллюстрации

«Узнай сказку и её героев» Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

1) Отворили дверь козлята

И… пропали все куда – то! («Волк и семеро козлят»)

2) В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Реченька, спаси меня! («Гуси – лебеди)

3) Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом… («Лиса и журавль»)

4) Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка!.. («Снегурочка»)

5) Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал-

И с тех пор забот не знал. («По щучьему веленью»)

Конкурс капитанов. Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова: 1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что. 2. Сестрица __________ и братец Иванушка. 3. Иван – царевич и ___________волк. 4. У страха _________ велики. 5._________ из топора.

3. Итог занятия. Подведение итогов, награждение победителей

Список литературы

  1. Жирмунский В.М. Народный героический эпос / В. М. Жирмунский. - М. – Л., 1962.
  2. Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы / Д.С. Лихачев. - М. – Л., 1952.
  3. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки / Н.В. Новиков. - Л., 1974.
  4. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки / Г. Л. Пермяков. - М., 1970.

Поделиться

336

Пригорнева Т. А. Внеклассное занятие «Путешествие в страну «Устное народное творчество» // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 94-96. URL: https://apni.ru/article/6527-vneklassnoe-zanyatie-puteshestvie-v-stranu-us

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля