Внеклассное занятие «Путешествие в страну «Устное народное творчество»

Данная научная статья направлена на формирование знаний об устном народном творчестве. В статье рассматриваются жанры русского народного творчества, такие как колыбельные песни, потешки и прибаутки, скороговорки, а также пословицы.

Аннотация статьи
русская народная сказка
связная речь
познавательная активность
устное народное творчество
жанры
колыбельные песни
прибаутки
скороговорки
учебная мотивация
пословицы
потешки
Ключевые слова

Цель: формировать знания об устном народном творчестве.

Задачи: уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества; развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление; связную речь; воспитывать положительную учебную мотивацию; доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, карта с жанрами.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

– Что означают слова «Русь», «Россия»?

– Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю… Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество»Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?

Устное народное творчество – это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ – поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество.

Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». А путешествовать мы будем двумя командами. Мы разделимся на две команды - Знайки и Читалки. Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно сказать волшебные слова:

В ладоши хлопни раз - два - три!

Руки к солнцу протяни.

Вправо - влево наклонись

И соседу улыбнись!

– Мы отправляемся в путешествие. Вот перед вами карта этой удивительной страны «Устное народное творчество», где обозначены города этой страны. (На доске вывешивается карта).

2. Основная часть. 1 остановка: Колыбельные песни

– Устное народное творчество сопровождает человека на протяжении всей жизни. Знакомство с ним начинается с самых первых дней жизни человека на Земле. Название песни «колыбельная» происходит от слова «колыбель». Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребёнка и пела песенку. Эта песенка как будто соединялась с покачиванием, и ребёнок быстрее засыпал. Колыбельные песни наполнены материнской любовью. Сыну или дочери сулят они грядущие удачи и благополучие: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить».

– Задание для команд: каждой команде исполнить колыбельную песню.

2 остановка: Потешки и прибауткиПотешки – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки сопровождают игры с малышом. У него вырабатывается привычка соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком. «Водичка, водичка, умой моё личико.» Потом начинаются самые первые игры, потешки: «Идёт коза рогатая...», «Ладушки». Прибаутки – стихотворная, короткая, весёлая история, которая рассказывала мама своему ребёнку. Это маленькие сказочки, доступные детям в раннем возрасте. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом.

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Бежит курочка с ведром -

Заливать кошкин дом.

И сейчас будет «Потешно-прибауточный марафон». Приглашаем для участия знатоков потешек и прибауток.

3 остановка: Скороговорки. Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

– Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них, объявляем «Бой скороговорок» Участники команд должны по очереди проговорить предложенные им скороговорки в быстром темпе.

  • Все бобры для своих бобрят добры.
  • Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
  • Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели.
  • Белые бараны били в барабаны.
  • Слишком много ножек у сороконожек.
  • Кошка Крошка на окошке, кашку кушала по крошке.

4 остановка: Пословицы. «Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа.

Конкурс «Паутина пословиц». Нужно соединить начало и конец пословиц.

1 команда

Нет друга, так ищи,

а стоять не велит.

Мороз невелик,

и вода не течёт.

Под лежачий камень

а нашёл, так береги.

2 команда

Труд кормит,

коли делать нечего.

Семь раз отмерь,

а лень портит.

Скучен день до вечера,

один раз отрежь.

Конкурс «Закончите пословицы»

Старый друг лучше… (новых двух).

Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).

Терпение и труд… (всё перетрут).

Ученье свет, … (а неученье тьма).

5 остановка: Загадки. Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Предлагаем вам конкурс «Загадочная загадка» (отгадать загадки).

6 остановка: Частушки. Частушка - ещё один интереснейший жанр устного народного творчества, короткая русская народная песня (четверостишие) юмористического содержания, передаваемая обычно устно. И сейчас я приглашаю вас на «Частушечный переполох» – исполнить частушки.

7 остановка: Русские народные сказки. В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.

«Назови сказку» по иллюстрации

«Узнай сказку и её героев» Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

1) Отворили дверь козлята

И… пропали все куда – то! («Волк и семеро козлят»)

2) В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Реченька, спаси меня! («Гуси – лебеди)

3) Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом… («Лиса и журавль»)

4) Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка!.. («Снегурочка»)

5) Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал-

И с тех пор забот не знал. («По щучьему веленью»)

Конкурс капитанов. Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова: 1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что. 2. Сестрица __________ и братец Иванушка. 3. Иван – царевич и ___________волк. 4. У страха _________ велики. 5._________ из топора.

3. Итог занятия. Подведение итогов, награждение победителей

Текст статьи
  1. Жирмунский В.М. Народный героический эпос / В. М. Жирмунский. - М. – Л., 1962.
  2. Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы / Д.С. Лихачев. - М. – Л., 1952.
  3. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки / Н.В. Новиков. - Л., 1974.
  4. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки / Г. Л. Пермяков. - М., 1970.
Список литературы