Главная
АИ #24 (154)
Статьи журнала АИ #24 (154)
Тенденции в развитии онлайн-продаж

Тенденции в развитии онлайн-продаж

Рубрика

Маркетинг, реклама, PR

Ключевые слова

интернет
интернет-торговля
электронная торговля
интернет-магазин
онлайн-продажи

Аннотация статьи

В статье проведен анализ текущего положения российского рынка в сфере онлайн-продаж. Методами теоретического, сравнительного и статистического анализа определены основные показатели, характеризующие степень развития данного сегмента, в том числе по отношению к другим странам, выявлены структура и особенности развития рынка в современных условиях. На основе междисциплинарного подхода, опирающегося на положения экономики торговли и информационно-коммуникационных технологий, в ходе проведенного исследования определены факторы, влияющие на дополнительный рост онлайн-продаж интернет-торговли в России.

Текст статьи

Уже сегодня после пандемии мы замечаем значительные изменения в сфере онлайн-продаж. До этого мы не знали, что продукты можно доставлять на дом, что любимую вещь из гардероба можно купить не только в офлайн-магазине, потратив на это много времени и сил на шоппинг, а просто оформить заказ в один клик, вызвав курьера на дом. Мир меняется и потребительское поведение вокруг нас.

На потребительское поведение влияют такие факторы, как:

  • Сокращение горизонта планирования;
  • Сжатие рынка строительства и недвижимости;
  • Сокращения образования;
  • Рост объёма удалённой работы;
  • Уход привычных брендов.

К основным трендам 2022-2023 гг. можно отнести:

  • Просадка в долгосрочных категориях – больше всего страдают категории DIY, Товары для дома и Электроника;
  • Уход больших магазинов с рынка – категория в целом просела, но игроки внутри категории чувствуют себя хорошо.

Изменения в потребительском поведении:

  • Весной: ажиотаж онлайн-покупок в марте привел к снижению объема онлайн-покупок в дальнейшие месяцы.
  • Летом: объем онлайн-покупок восстанавливается, рынок приходит в норму.
  • Осенью: очередное снижение онлайн-покупок из-за оттока части населения и нестабильной экономической ситуации.
  • Зимой: рост продаж перед новым годом будет с одной стороны тормозиться нестабильностью и снижением доходов, а с другой разгоняться реализацией всех отложенных за год покупок. Вторая половина зимы будет связана с глубоким снижением ритейла в силу макроэкономических факторов.

Рис. 1. Количество заказов, 2021-2022 гг. (млн)

Внутрироссийский рынок электронной торговли каждый месяц больше предыдущего – за исключением января (сезонный спад) и апреля (после мартовского ажиотажа).

Рис. 2. Динамика онлайн-рынка

Каналы совершения покупки. Нет интернет-торговли – есть онлайн-каналы и офлайн-каналы. Сейчас происходит перераспределение потребителей из разнообразия офлайн-каналов в разнообразие онлайн-каналов. Покупатель увеличивает количество используемых каналов.

В 2021-2022 гг. основными каналами являлись маркетплейсы и сайты.

В 2023г. маркетплейсы продолжают развитие, дополнительными каналами станут соц.сети, мессенджеры, сайты объявлений [9].

67% (Доля заказов на маркетплейсах за январь-сентябрь 2022г.) и 74% (Максимальная доля заказов на маркетплейсах в ноябре 2022г.).

Рис. 3. Доля Wildberries и Ozon от всех онлайн-заказов

Покупатели совершают покупку там, где им удобно это сделать в настоящий момент. При этом, чем больше покупок совершает потребитель, тем больше каналов он(а) использует.

  • Маркетплейсы не вытесняют остальной рынок, он уходит сам: маленькие и средние неспециализированные игроки переходят на маркетплейсы;
  • Брендовые магазины сохранят свои позиции в силу уникальности товара;
  • Неспециализированные интернет-магазины массово падают в объеме продаж, это ведет к росту селлеров на маркетплейсах;
  • Маркетплейсы развивают экосистему: увеличивается список сервисов для маркетплейсов.

Рис. 4. Темпы роста количества онлайн-заказов

Тренды 2022-2023 гг. электронной коммерции [10]:

  1. Потребительское поведения продолжит меняться из-за роста удаленной работы, сокращения горизонта планирования, сокращения образования и ухода привычных брендов.
  2. Больше всего страдают долгосрочные категории, такие как DIY, Товары для дома и Электроника.
  3. Происходит перераспределение потребителей из разнообразия офлайн-каналов в разнообразие онлайн-каналов. Покупатель увеличивает количество используемых каналов, выигрывает тот продавец, который может предложить покупателю сразу несколько каналов покупки.
  4. Российский eCommerce переживает трансформацию в модель Маркетплейсы + Брендовые магазины: маркетплейсы строят вокруг себя экосистему, а специализированные магазины могут предложить уникальные консультации по товарам.
  5. Снижение доли импульсных и премиальных покупок (и сезонный всплеск в конце года вероятно слабее обычного)
  6. Дальнейший быстрый рост доли онлайна
  7. Особенно быстрый рост онлайн-продаж там, где проникновение eCommerce еще невелико (например, товары для дома и ремонта, косметика)
  8. Подвижность рынка в части распределения между брендами
  9. Взрывной рост вложений в продвижение на маркетплейсах (работа с отзывами, оптимизация карточек товаров, SEO и реклама внутри маркетплейсов)
  10. Концентрация онлайн-рынка (несколько маркетплейсов + в каждой категории один или несколько сильных специализированных омниканальных игроков).

Многие предприниматели также не могут влиться в новое онлайн-движение, поэтому для них есть специально организованные онлайн-площадки, где предприниматели делятся своим опытом в онлайн-сфере. Рассказывают о своих взлётах и падениях, о преимуществах и недостатках перехода своего бизнеса в онлайн. Мероприятия проходят, как в онлайн, так и в офлайн формате. Например, есть МСП – это цифровая платформа поддержки предпринимателей. Здесь вы найдете государственные услуги, бизнес-сервисы, программы по обучению и статистику – все для старта и развития своего дела на одной платформе с универсальным онлайн-доступом. Просто, бесплатно, с персональным подбором и поддержкой на каждом этапе развития вашего бизнеса.

Разработано Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития России. Данная платформа, привлекательное и простое в использовании онлайн-пространство для начинающих предпринимателей. Пройдя тренинг, предприниматель получает много полезной информации, обменивается опытом, получает сертификат о прохождении курса, а также даёт обратную связь о пройденном материале. Хочется добавить, что, несмотря на все перечисленные выше изменения мы трансформируемся и не останавливаемся на достигнутом. Меняется мир, меняемся мы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что всё большее значение на рынке потребительских товаров приобретает электронная торговля: использование современных коммуникационных технологий формирует предпосылки для работы в глобальном пространстве с огромной массой товаров разнообразного ассортимента, цен, качества, что дает возможность удовлетворить различные запросы потребителей [12, с. 67]. При этом проведенное исследование показало, что российский рынок интернет-торговли находится на стадии формирования и имеет огромный потенциал для развития. В современных экономических условиях сегмент электронной торговли может выступать одной из точек роста, в качестве катализатора роста деловой активности, источником поступлений в бюджет, способствуя преодолению кризисных явлений и повышая благосостояние населения. Однако необходимо разработать комплекс мер, направленных на устранение коллизий в законодательстве, совершенствование статистического учета в сфере электронной торговли, развитие логистической инфраструктуры и создание иных механизмов, стимулирующих деятельность участников электронной торговли.

Список литературы

  1. Мировой рынок электронной коммерции вырастет по итогам 2017 года на 17 %. – Режим доступа: https:// www.retail-loyalty.org/news/mirovoy-rynok-elektronnoykommertsii-vyrastet-po-itogam-2017-goda-na-17/
  2. Маркетинговое исследование Электронная торговля 2020 – 2024, прогноз Data Insight. – Режим доступа: https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020_2024
  3. АКИТ подвел итоги 2021 года. – Режим доступа: https://akit.ru/analytics/analyt-data
  4. Самый свежий отчет Digital 2022 Global Overview – Режим доступа: http:// https://vc.ru/marketing/383351-samyy-svezhiy-otchet-digital-2022-global-overview
  5. Ecommerce Foundation. – Режим доступа: http:// www.ecommercefoundation.org/
  6. Тренды: топ-6 тенденций развития глобальной интернет-торговли. – Режим доступа: https://grodnoinvest.by/press-center/trendy-top-6-tendencij-razvitiya-globalnoj-internet-torgovli/   
  7. Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России. – Режим доступа: http://datainsight.ru/top100/
  8. Исследование аудитории онлайн-покупателей в России. Отчет по результатам исследования. – Режим доступа: https://cache-mskstoredata07.cdn.yandex.net/ download.yandex.ru/company/fi gures/GfK_2016.pdf 
  9. Маркетинговое исследование Тренды онлайн-продаж 2022–2023. Потребительское поведение, каналы продаж, развитие маркетплейсов. – Режим доступа: https://datainsight.ru/DI_Virin_Trends2022-23
  10. Восколович Н. А. Интернет-торговля и ее развитие в современных условиях / Н. А. Восколович // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2016. – № 1. – С. 67–71.

Поделиться

846

Вдовина А. С. Тенденции в развитии онлайн-продаж // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 23-27. URL: https://apni.ru/article/6529-tendentsii-v-razvitii-onlajn-prodazh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января