Уже сегодня после пандемии мы замечаем значительные изменения в сфере онлайн-продаж. До этого мы не знали, что продукты можно доставлять на дом, что любимую вещь из гардероба можно купить не только в офлайн-магазине, потратив на это много времени и сил на шоппинг, а просто оформить заказ в один клик, вызвав курьера на дом. Мир меняется и потребительское поведение вокруг нас.
На потребительское поведение влияют такие факторы, как:
- Сокращение горизонта планирования;
- Сжатие рынка строительства и недвижимости;
- Сокращения образования;
- Рост объёма удалённой работы;
- Уход привычных брендов.
К основным трендам 2022-2023 гг. можно отнести:
- Просадка в долгосрочных категориях – больше всего страдают категории DIY, Товары для дома и Электроника;
- Уход больших магазинов с рынка – категория в целом просела, но игроки внутри категории чувствуют себя хорошо.
Изменения в потребительском поведении:
- Весной: ажиотаж онлайн-покупок в марте привел к снижению объема онлайн-покупок в дальнейшие месяцы.
- Летом: объем онлайн-покупок восстанавливается, рынок приходит в норму.
- Осенью: очередное снижение онлайн-покупок из-за оттока части населения и нестабильной экономической ситуации.
- Зимой: рост продаж перед новым годом будет с одной стороны тормозиться нестабильностью и снижением доходов, а с другой разгоняться реализацией всех отложенных за год покупок. Вторая половина зимы будет связана с глубоким снижением ритейла в силу макроэкономических факторов.
Рис. 1. Количество заказов, 2021-2022 гг. (млн)
Внутрироссийский рынок электронной торговли каждый месяц больше предыдущего – за исключением января (сезонный спад) и апреля (после мартовского ажиотажа).
Рис. 2. Динамика онлайн-рынка
Каналы совершения покупки. Нет интернет-торговли – есть онлайн-каналы и офлайн-каналы. Сейчас происходит перераспределение потребителей из разнообразия офлайн-каналов в разнообразие онлайн-каналов. Покупатель увеличивает количество используемых каналов.
В 2021-2022 гг. основными каналами являлись маркетплейсы и сайты.
В 2023г. маркетплейсы продолжают развитие, дополнительными каналами станут соц.сети, мессенджеры, сайты объявлений [9].
67% (Доля заказов на маркетплейсах за январь-сентябрь 2022г.) и 74% (Максимальная доля заказов на маркетплейсах в ноябре 2022г.).
Рис. 3. Доля Wildberries и Ozon от всех онлайн-заказов
Покупатели совершают покупку там, где им удобно это сделать в настоящий момент. При этом, чем больше покупок совершает потребитель, тем больше каналов он(а) использует.
- Маркетплейсы не вытесняют остальной рынок, он уходит сам: маленькие и средние неспециализированные игроки переходят на маркетплейсы;
- Брендовые магазины сохранят свои позиции в силу уникальности товара;
- Неспециализированные интернет-магазины массово падают в объеме продаж, это ведет к росту селлеров на маркетплейсах;
- Маркетплейсы развивают экосистему: увеличивается список сервисов для маркетплейсов.
Рис. 4. Темпы роста количества онлайн-заказов
Тренды 2022-2023 гг. электронной коммерции [10]:
- Потребительское поведения продолжит меняться из-за роста удаленной работы, сокращения горизонта планирования, сокращения образования и ухода привычных брендов.
- Больше всего страдают долгосрочные категории, такие как DIY, Товары для дома и Электроника.
- Происходит перераспределение потребителей из разнообразия офлайн-каналов в разнообразие онлайн-каналов. Покупатель увеличивает количество используемых каналов, выигрывает тот продавец, который может предложить покупателю сразу несколько каналов покупки.
- Российский eCommerce переживает трансформацию в модель Маркетплейсы + Брендовые магазины: маркетплейсы строят вокруг себя экосистему, а специализированные магазины могут предложить уникальные консультации по товарам.
- Снижение доли импульсных и премиальных покупок (и сезонный всплеск в конце года вероятно слабее обычного)
- Дальнейший быстрый рост доли онлайна
- Особенно быстрый рост онлайн-продаж там, где проникновение eCommerce еще невелико (например, товары для дома и ремонта, косметика)
- Подвижность рынка в части распределения между брендами
- Взрывной рост вложений в продвижение на маркетплейсах (работа с отзывами, оптимизация карточек товаров, SEO и реклама внутри маркетплейсов)
- Концентрация онлайн-рынка (несколько маркетплейсов + в каждой категории один или несколько сильных специализированных омниканальных игроков).
Многие предприниматели также не могут влиться в новое онлайн-движение, поэтому для них есть специально организованные онлайн-площадки, где предприниматели делятся своим опытом в онлайн-сфере. Рассказывают о своих взлётах и падениях, о преимуществах и недостатках перехода своего бизнеса в онлайн. Мероприятия проходят, как в онлайн, так и в офлайн формате. Например, есть МСП – это цифровая платформа поддержки предпринимателей. Здесь вы найдете государственные услуги, бизнес-сервисы, программы по обучению и статистику – все для старта и развития своего дела на одной платформе с универсальным онлайн-доступом. Просто, бесплатно, с персональным подбором и поддержкой на каждом этапе развития вашего бизнеса.
Разработано Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития России. Данная платформа, привлекательное и простое в использовании онлайн-пространство для начинающих предпринимателей. Пройдя тренинг, предприниматель получает много полезной информации, обменивается опытом, получает сертификат о прохождении курса, а также даёт обратную связь о пройденном материале. Хочется добавить, что, несмотря на все перечисленные выше изменения мы трансформируемся и не останавливаемся на достигнутом. Меняется мир, меняемся мы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что всё большее значение на рынке потребительских товаров приобретает электронная торговля: использование современных коммуникационных технологий формирует предпосылки для работы в глобальном пространстве с огромной массой товаров разнообразного ассортимента, цен, качества, что дает возможность удовлетворить различные запросы потребителей [12, с. 67]. При этом проведенное исследование показало, что российский рынок интернет-торговли находится на стадии формирования и имеет огромный потенциал для развития. В современных экономических условиях сегмент электронной торговли может выступать одной из точек роста, в качестве катализатора роста деловой активности, источником поступлений в бюджет, способствуя преодолению кризисных явлений и повышая благосостояние населения. Однако необходимо разработать комплекс мер, направленных на устранение коллизий в законодательстве, совершенствование статистического учета в сфере электронной торговли, развитие логистической инфраструктуры и создание иных механизмов, стимулирующих деятельность участников электронной торговли.