Главная
АИ #24 (154)
Статьи журнала АИ #24 (154)
Методические особенности организации групповой деятельности на уроках геометрии ...

Методические особенности организации групповой деятельности на уроках геометрии в 11 классе

Рубрика

Математика

Ключевые слова

групповая работа
групповая форма обучения
решение задач
геометрия
объем
урок
условия
команда

Аннотация статьи

Одним из главных преимуществ групповой работы на уроке геометрии является возможность обмена идеями и знаниями между учениками. Ученики могут учиться друг у друга, исправлять ошибки и обсуждать различные подходы, что помогает им лучше усвоить материал и развить навыки критического мышления. Для успешной реализации групповой формы обучения на уроке геометрии в 11 классе необходимо обеспечить наличие особых условий. Прежде всего, необходимо определить цель использования группового взаимодействия и создать условия для эффективного внутригруппового и межгруппового взаимодействия.

Текст статьи

В современном образовании существует множество подходов к организации учебного процесса, и одним из них является групповая форма обучения. Она активно применяется на уроках геометрии в 11 классе, и это не случайно. Групповая работа способствует активизации учебной деятельности учащихся, развитию их коммуникативных навыков и способностей к коллективному решению задач.

Одной из основных причин применения групповой формы обучения является стимулирование взаимодействия и обмена знаниями между учащимися. В процессе работы в группах ученики обсуждают математические задачи, анализируют различные подходы к их решению и предлагают свои варианты решений. Такой подход способствует развитию критического мышления и умению аргументировать свою точку зрения.

Кроме того, групповая форма обучения позволяет более эффективно использовать ресурсы класса. Ученики могут обмениваться различными математическим материалом, использовать дополнительные учебные пособия и программы на компьютере, а также совместно решать сложные задачи, которые требуют коллективного творчества. Это способствует более глубокому усвоению материала и формированию навыков самостоятельной работы.

Групповая работа также способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. В процессе обсуждения математических задач они вынуждены аргументировать свои мысли, слушать и уважать мнение других участников группы, учиться объяснять сложные концепции простым языком. Это развивает навыки эффективного общения и способность работать в коллективе, что является важным навыком для будущего успеха в различных сферах жизни.

Для успешной реализации групповой формы обучения на уроке геометрии в 11 классе необходимо обеспечить соответствующие условия.

Во-первых, учитель должен ясно структурировать урок, определить цели и задачи, которые ученики должны достичь в процессе работы в группах. Это поможет учащимся понять, какую роль они играют в групповой деятельности и как их вклад вносит в общий результат.

Во-вторых, необходимо создать условия для эффективного сотрудничества внутри группы. Учитель может распределить роли и обязанности между учениками, чтобы каждый член группы вносил свой вклад в общую работу. Например, один ученик может быть ответственным за запись результатов, другой – за объяснение решения задачи, третий – за контроль времени и организацию работы.

В-третьих, учитель должен обеспечить доступ к различным математическим ресурсам и материалам. Это могут быть учебники, рабочие тетради, компьютерные программы, интерактивные доски и другие образовательные технологии. Разнообразие материалов поможет ученикам получить более полное представление о теме и применить различные подходы к ее изучению.

Кроме того, важно обеспечить поддержку и контроль со стороны учителя во время работы в группах. Учитель может обращать внимание на процесс работы, помогать ученикам разрешать возникающие проблемы, задавать вопросы, стимулировать обсуждение и рефлексию. Такой подход позволит ученикам учиться на своих ошибках, а также совершенствовать навыки коммуникации и сотрудничества [3].

Рассмотрим подробно организацию групповой деятельности учащихся на уроке геометрии по теме: «Объем прямоугольной призмы» в 11 классе, тип урока – открытие нового знания.

Прежде всего необходимо определить цель включения работы в группах на данном уроке и задачи, которая эта работа должна решить.

Цель – развитие коммуникативных (умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, критично относиться к своему мнению, понимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты, гипотезы, аксиомы, теории, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе) и познавательных (умение сопоставлять, отбирать и проверять информацию, анализировать, классифицировать и обобщать информацию) УУД в процессе вывода формулы объема прямоугольной призмы и ее применения для решения задач.

Задачи:

  1. Развитие навыка осуществлять мысленный эксперимент, предвидеть его промежуточные и конечные результаты; индуктивно строить гипотезы, выдвигать обоснованные догадки и предположения; разбивать задачу на подзадачи, выявлять частные задачи.
  2. Развитие умения проводить самостоятельно доказательства математических утверждений, выстраивать аргументацию, обосновывать собственные суждения и выводы.
  3. Формирование и развитие способности понимать и использовать преимущества командной работы при решении учебных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, обобщать мнения нескольких людей [5].

Следующим этапом подготовки учителя к организации групповой деятельности на уроке будет деление класса на гетерогенные группы, исходя из личностных особенностей и межличностных отношений.

Необходимо продумать, на каком этапе урока учащиеся перейдут непосредственно к групповой работе. Включить учащихся во внутригрупповое взаимодействие можно уже с этапа актуализации и фиксирования затруднений.

Например, можно предложить учащимся выполнить следующие задания.

№1. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями:

  • группа. а = 3 см, b = 4 см, с = 6 см.
  • группа. а = 5 см, b = 6 см, с = 4 см.
  • группа. а = 8 см, b = 2 см, с = 4 см.
  • группа. а = 6 см, b = 3 см, с = 8 см.

№2. Дайте ответы на вопросы и выполните задания:

  1. Какой формулой для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда вы воспользовались?
  2. Изобразите этот параллелепипед в тетради, проведите диагональное сечение.
  3. На какие две фигуры разделит прямоугольный параллелепипед его диагональное сечение?
  4. Сравните эти фигуры между собой.
  5. Как найти объемы этих фигур?
  6. Запишите формулу в общем виде для вычисления площади данных фигур.
  7. Какая фигура в основаниях у этих фигур?
  8. Как найти ее площадь?
  9. Выскажите гипотезу, как найти объем прямой призмы?

Учителю следует предложить учащимся обсудить вопросы в группах, выдвинуть предположения и сформулировать цели и задачи урока.

Затем нужно обсудить получившиеся умозаключения, скорректировать цели и задачи и принять план для дальнейшего построения урока, а именно учитель должен дать рекомендацию (руководство) к действию. У учащихся на столах должны лежать карточки для каждого ученика с изображением прямоугольных призм (можно заменить на работу в программе GeoGebra).

Группам требуется выдать карточки с разными прямыми призмами.

1 и 3 группы получит карточки с прямыми треугольными призмами. 2 и 4 группы – карточки с прямыми четырехугольными призмами.

У двух групп фигуры совпадают, чтобы учащиеся могли сравнить результаты и сделать вывод, что их предположение верно не только для одной конкретной фигуры.

Каждой группе необходимо вычислить объем прямой призмы двумя способами, достроив данную призму до прямоугольного параллелепипеда и используя предположение, сделанное ранее.

Учителю необходимо объяснить учащимся, что им нужно сделать.

Полезно также сделать карточки с заданиями, которые каждой группе необходимо выполнить. Задания могут быть такими:

  1. Достройте призму до прямоугольного параллелепипеда.
  2. Найдите объем этого параллелепипеда. Выполните необходимые измерения.
  3. Найдите объем треугольных призм, в основании которых лежит прямоугольный треугольник. Выполните необходимые измерения.
  4. Найдите объем данной прямой призмы, используя данные из пункта 1 и пункта 2.
  5. Найдите площадь основания данной призмы. Выполните необходимые изменения.
  6. Измерьте высоту данной прямой призмы.
  7. Найдите объем данной прямой призмы, используя данные из пункта 5 и 6.
  8. Сравните данные в пункте 4 и 7.
  9. Решите эту задачу в общем виде [1].

Перед тем, как учащиеся приступят к работе учителю полезно дать советы по работе в группах. Также необходимо определить количество времени, отведенного на работу, предупредить о необходимости ведения записей и подготовке отчета о проделанной группой работе.

На работу учащимся в данном случае оптимально выделить 12 минут.

После того как учащиеся справятся с заданием, представитель от каждой группы будет рассказывать о результатах деятельности своей группы и давать ответы на вопросы на карточках. Другие группы могут исправлять и дополнять ответы, если это необходимо. Если одноклассники не могут исправить ошибку отвечающего, это следует сделать учителю. Причем ошибку можно сразу не исправлять, но обратить внимание учащихся на фразу отвечающего и вернуться позже, после ответа всех групп.

На следующем этапе урока каждой группе учащихся нужно предложить комплекс заданий для решения. Подобрать задания учитель может исходя из уровня учебных возможностей учащихся в классе. На этот этап урока следует выделить 15 мин. После решения задач представитель от команды или несколько представителей изложат решение, опираясь на чертежи, заранее подготовленные и выведенные учителем на слайд. Исходя из правильности и логики изложения, учитель оценивает группу учащихся по критериям, продуманным и объявленным заранее.

Оценки можно выставлять не всем участникам группы. Учителю необходимо при выставлении оценок четко их аргументировать, индивидуально рассматривая работу каждого учащегося и учитывая все факторы.

Групповая форма обучения на уроке геометрии в 11 классе имеет множество преимуществ. Она способствует развитию учебной мотивации, повышает уровень самостоятельности и ответственности учеников, развивает навыки работы в коллективе и коммуникации. Кроме того, групповая работа позволяет более глубоко и системно изучать математический материал, применять различные подходы к решению задач и развивать критическое мышление. Таким образом, применение групповой формы обучения на уроке алгебры в 11 классе является эффективным методом, способствующим активному и познавательному обучению. Он позволяет стимулировать учащихся к более глубокому пониманию математических концепций, развивает их аналитическое мышление и способность применять полученные знания на практике.

Список литературы

  1. Геометрия / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк, Э.Г. Позняк и др. 22 изд. М: Просвещение, 2013.
  2. Паттеева Г. Е. Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики / Г. Е. Паттеева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 26.1 (130.1). – С. 29-31. – URL: https://moluch.ru/archive/130/36298/ (дата обращения: 24.06.2020).
  3. Танцоров С., Групповая работа в развивающем образовании /Танцоров С. – 2-е изд. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1997. – 40 с. – ISBN 9984-16-001-7. – Текст: непосредственный.
  4. Утеева Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / Р.А. Утеева. – Тольятти, 1996. – 83 с. – Текст: электронный.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования – утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413. – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования – утв. 12 августа 2022, № 732 г. – Просвещение, 2014. – 63 с. – Текст: непосредственный.

Поделиться

579

Максюта А. С. Методические особенности организации групповой деятельности на уроках геометрии в 11 классе // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.I.С. 7-10. URL: https://apni.ru/article/6538-metodicheskie-osobennosti-organizatsii-grupp

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря