В современном образовании существует множество подходов к организации учебного процесса, и одним из них является групповая форма обучения. Она активно применяется на уроках геометрии в 11 классе, и это не случайно. Групповая работа способствует активизации учебной деятельности учащихся, развитию их коммуникативных навыков и способностей к коллективному решению задач.
Одной из основных причин применения групповой формы обучения является стимулирование взаимодействия и обмена знаниями между учащимися. В процессе работы в группах ученики обсуждают математические задачи, анализируют различные подходы к их решению и предлагают свои варианты решений. Такой подход способствует развитию критического мышления и умению аргументировать свою точку зрения.
Кроме того, групповая форма обучения позволяет более эффективно использовать ресурсы класса. Ученики могут обмениваться различными математическим материалом, использовать дополнительные учебные пособия и программы на компьютере, а также совместно решать сложные задачи, которые требуют коллективного творчества. Это способствует более глубокому усвоению материала и формированию навыков самостоятельной работы.
Групповая работа также способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. В процессе обсуждения математических задач они вынуждены аргументировать свои мысли, слушать и уважать мнение других участников группы, учиться объяснять сложные концепции простым языком. Это развивает навыки эффективного общения и способность работать в коллективе, что является важным навыком для будущего успеха в различных сферах жизни.
Для успешной реализации групповой формы обучения на уроке геометрии в 11 классе необходимо обеспечить соответствующие условия.
Во-первых, учитель должен ясно структурировать урок, определить цели и задачи, которые ученики должны достичь в процессе работы в группах. Это поможет учащимся понять, какую роль они играют в групповой деятельности и как их вклад вносит в общий результат.
Во-вторых, необходимо создать условия для эффективного сотрудничества внутри группы. Учитель может распределить роли и обязанности между учениками, чтобы каждый член группы вносил свой вклад в общую работу. Например, один ученик может быть ответственным за запись результатов, другой – за объяснение решения задачи, третий – за контроль времени и организацию работы.
В-третьих, учитель должен обеспечить доступ к различным математическим ресурсам и материалам. Это могут быть учебники, рабочие тетради, компьютерные программы, интерактивные доски и другие образовательные технологии. Разнообразие материалов поможет ученикам получить более полное представление о теме и применить различные подходы к ее изучению.
Кроме того, важно обеспечить поддержку и контроль со стороны учителя во время работы в группах. Учитель может обращать внимание на процесс работы, помогать ученикам разрешать возникающие проблемы, задавать вопросы, стимулировать обсуждение и рефлексию. Такой подход позволит ученикам учиться на своих ошибках, а также совершенствовать навыки коммуникации и сотрудничества [3].
Рассмотрим подробно организацию групповой деятельности учащихся на уроке геометрии по теме: «Объем прямоугольной призмы» в 11 классе, тип урока – открытие нового знания.
Прежде всего необходимо определить цель включения работы в группах на данном уроке и задачи, которая эта работа должна решить.
Цель – развитие коммуникативных (умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, критично относиться к своему мнению, понимать позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты, гипотезы, аксиомы, теории, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе) и познавательных (умение сопоставлять, отбирать и проверять информацию, анализировать, классифицировать и обобщать информацию) УУД в процессе вывода формулы объема прямоугольной призмы и ее применения для решения задач.
Задачи:
- Развитие навыка осуществлять мысленный эксперимент, предвидеть его промежуточные и конечные результаты; индуктивно строить гипотезы, выдвигать обоснованные догадки и предположения; разбивать задачу на подзадачи, выявлять частные задачи.
- Развитие умения проводить самостоятельно доказательства математических утверждений, выстраивать аргументацию, обосновывать собственные суждения и выводы.
- Формирование и развитие способности понимать и использовать преимущества командной работы при решении учебных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, обобщать мнения нескольких людей [5].
Следующим этапом подготовки учителя к организации групповой деятельности на уроке будет деление класса на гетерогенные группы, исходя из личностных особенностей и межличностных отношений.
Необходимо продумать, на каком этапе урока учащиеся перейдут непосредственно к групповой работе. Включить учащихся во внутригрупповое взаимодействие можно уже с этапа актуализации и фиксирования затруднений.
Например, можно предложить учащимся выполнить следующие задания.
№1. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями:
- группа. а = 3 см, b = 4 см, с = 6 см.
- группа. а = 5 см, b = 6 см, с = 4 см.
- группа. а = 8 см, b = 2 см, с = 4 см.
- группа. а = 6 см, b = 3 см, с = 8 см.
№2. Дайте ответы на вопросы и выполните задания:
- Какой формулой для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда вы воспользовались?
- Изобразите этот параллелепипед в тетради, проведите диагональное сечение.
- На какие две фигуры разделит прямоугольный параллелепипед его диагональное сечение?
- Сравните эти фигуры между собой.
- Как найти объемы этих фигур?
- Запишите формулу в общем виде для вычисления площади данных фигур.
- Какая фигура в основаниях у этих фигур?
- Как найти ее площадь?
- Выскажите гипотезу, как найти объем прямой призмы?
Учителю следует предложить учащимся обсудить вопросы в группах, выдвинуть предположения и сформулировать цели и задачи урока.
Затем нужно обсудить получившиеся умозаключения, скорректировать цели и задачи и принять план для дальнейшего построения урока, а именно учитель должен дать рекомендацию (руководство) к действию. У учащихся на столах должны лежать карточки для каждого ученика с изображением прямоугольных призм (можно заменить на работу в программе GeoGebra).
Группам требуется выдать карточки с разными прямыми призмами.
1 и 3 группы получит карточки с прямыми треугольными призмами. 2 и 4 группы – карточки с прямыми четырехугольными призмами.
У двух групп фигуры совпадают, чтобы учащиеся могли сравнить результаты и сделать вывод, что их предположение верно не только для одной конкретной фигуры.
Каждой группе необходимо вычислить объем прямой призмы двумя способами, достроив данную призму до прямоугольного параллелепипеда и используя предположение, сделанное ранее.
Учителю необходимо объяснить учащимся, что им нужно сделать.
Полезно также сделать карточки с заданиями, которые каждой группе необходимо выполнить. Задания могут быть такими:
- Достройте призму до прямоугольного параллелепипеда.
- Найдите объем этого параллелепипеда. Выполните необходимые измерения.
- Найдите объем треугольных призм, в основании которых лежит прямоугольный треугольник. Выполните необходимые измерения.
- Найдите объем данной прямой призмы, используя данные из пункта 1 и пункта 2.
- Найдите площадь основания данной призмы. Выполните необходимые изменения.
- Измерьте высоту данной прямой призмы.
- Найдите объем данной прямой призмы, используя данные из пункта 5 и 6.
- Сравните данные в пункте 4 и 7.
- Решите эту задачу в общем виде [1].
Перед тем, как учащиеся приступят к работе учителю полезно дать советы по работе в группах. Также необходимо определить количество времени, отведенного на работу, предупредить о необходимости ведения записей и подготовке отчета о проделанной группой работе.
На работу учащимся в данном случае оптимально выделить 12 минут.
После того как учащиеся справятся с заданием, представитель от каждой группы будет рассказывать о результатах деятельности своей группы и давать ответы на вопросы на карточках. Другие группы могут исправлять и дополнять ответы, если это необходимо. Если одноклассники не могут исправить ошибку отвечающего, это следует сделать учителю. Причем ошибку можно сразу не исправлять, но обратить внимание учащихся на фразу отвечающего и вернуться позже, после ответа всех групп.
На следующем этапе урока каждой группе учащихся нужно предложить комплекс заданий для решения. Подобрать задания учитель может исходя из уровня учебных возможностей учащихся в классе. На этот этап урока следует выделить 15 мин. После решения задач представитель от команды или несколько представителей изложат решение, опираясь на чертежи, заранее подготовленные и выведенные учителем на слайд. Исходя из правильности и логики изложения, учитель оценивает группу учащихся по критериям, продуманным и объявленным заранее.
Оценки можно выставлять не всем участникам группы. Учителю необходимо при выставлении оценок четко их аргументировать, индивидуально рассматривая работу каждого учащегося и учитывая все факторы.
Групповая форма обучения на уроке геометрии в 11 классе имеет множество преимуществ. Она способствует развитию учебной мотивации, повышает уровень самостоятельности и ответственности учеников, развивает навыки работы в коллективе и коммуникации. Кроме того, групповая работа позволяет более глубоко и системно изучать математический материал, применять различные подходы к решению задач и развивать критическое мышление. Таким образом, применение групповой формы обучения на уроке алгебры в 11 классе является эффективным методом, способствующим активному и познавательному обучению. Он позволяет стимулировать учащихся к более глубокому пониманию математических концепций, развивает их аналитическое мышление и способность применять полученные знания на практике.