Главная
АИ #24 (154)
Статьи журнала АИ #24 (154)
Практическое применение методов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей ...

Практическое применение методов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Автор(-ы):

Бугаева Евгения Викторовна

15 июня 2023

Секция

Психология

Ключевые слова

сенсорная интеграция
речевые нарушения
сенсорные функции организма
коррекция

Аннотация статьи

В статье раскрывается необходимость внедрения в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими речевые нарушения, практических методов сенсорной интеграции, помогающих активизировать речевые и познавательные процессы, воздействуя на органы чувств.

Текст статьи

В последние годы отмечается стойкое увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Причем увеличивается не только количество, но и тяжесть патологий, проявляющаяся в различных клинических формах (Н.В. Нищева, С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, О.С. Орлова и др.). Речевым патологиям и механизмам компенсации структуры дефекта уделяется достаточно большое внимание во многих исследованиях (В.А. Ковшиков, Т.Г. Визель, М.И. Лынская).

Так как речевая деятельность представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то речевой дефект, каким бы он не был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе. Одной из множества причин проблем речевого развития являются нарушения, которые связаны с переработкой сенсорной информации. В своем исследовании Е.Ю. Садовская пишет, что обработка сенсорной информации – это процесс обнаружения, передачи, распознавания и анализа восприятий в центральной нервной системе, а также интеграции, объединяющей конечную обработку сенсорных стимулов и их осознание [9, с. 112].

Каждая сторона развития речи (звукопроизношение, лексико-грамматические категории, связность высказываний) основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них. Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на мотивацию к любой детской деятельности, в том числе на речь. Успешность умственного, речевого, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Под сенсорной интеграцией Э.Дж. Айрес понимает процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний [1, с.27]. Сенсорная интеграция – психологический процесс построения и развития смысловой структуры в потоке информации от органов чувств [1, с. 32]. Сенсорная интеграция – метод терапевтической работы, направленный на создание условий для сбалансированной работы нервной системы с целью формирования адекватных ответов на внешние раздражители. Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы [7, с. 112].

Адаптированный вариант применения методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями разработала логопед Марианна Лынская, которая в своей практической деятельности подтвердила, что одной из задач коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста является использование практических методов сенсорной интеграции, направленных на компенсацию нарушенных сенсорных функций организма и развитие базовых навыков ребенка, давая тем самым возможность лучше развиваться специальным речевым навыкам.

 Как правило, традиционно организация коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. А практические методы сенсорной интеграции можно использовать комплексно, посредством специально организованного пространства и комплекса упражнений, которые могут проводить как специалисты разного профиля (воспитатели, дефектологи, психологи, инструктора по физической культуре) так и применять родители в естественных жизненных ситуациях. Такой инновационный подход обеспечивает преемственность, междисциплинарность, позволяет достичь стойких положительных результатов в восстановлении различных нарушенных функций у детей. К основным методам сенсорной интеграции относятся:

  • игра, которая занимает ключевое место в этом подходе, так как это средство, которое вызывает адаптивный ответ ребенка на воздействия окружающей среды,
  • двигательная активность, необходимая для развития чувства равновесия, а также связанных с равновесием и зависимых от него основ формирования речи, способности к обучению, познавательной активности и эмоциональных реакций,
  • арт-терапия – психологически безопасная, безоценочная, свободная методика, которая дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития ребенка. Также является средством невербального обращения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет своей речью, кому сложно выразить свои мысли в словах.

Различные виды нарушений обработки сенсорной информации требуют дифференцированного подхода и индивидуального комплекса занятий и упражнений:

  1. Коррекция нарушений тактильной чувствительности: игры с текстурами и песком, прилипающими и вязкими материалами, использование пальчиковых красок для рисования пальцами, пластилин, глину, организация игры в песочнице на детской площадке, оборудование сенсорных коробок, наполнение лотка песком, сухими бобами или крупой, или другими материалами и маленькими игрушками.
  2. Коррекция вестибулярной чувствительности: качание на качелях; подвижные спортивные игры, включающие в себя раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения; занятия на различных балансирах; преодоление полосы препятствий; занятия, стимулирующие координацию движений глаз, головы и рук: стрельба по мишени, игра с мячом, кидание предметов, настольный теннис.
  3. Коррекция нарушений проприоцептивного чувства: массаж, упражнения на батуте, двигательная активность с использованием различных утяжелителей, растяжка, преодоление полосы препятствий, сдавливание частей тела.
  4. Коррекция аудиальной дисфункции: слушание звуков природы (дождь, гром, шум волн, ветра, пение птиц) и определение источников звука; игры в прослушивание, сидя в тишине, идентификация звуков (шумит транспорт на улице, гудит холодильник, хлопает дверь и т.д.), определение откуда они доносятся; прослушивание музыки, специально предназначенной для того, чтобы способствовать расслаблению, сосредоточению, энергетическому подъему или творчеству; поощрение занятия музыкой; предоставление ребенку возможности трогать музыкальные инструменты, извлекать звуки; создание ровного нераздражающего звукового фона (белый шум), в качестве источника белого шума использовать настольный фонтанчик в виде скалы с водопадом или аквариум.
  5. Коррекция дисфункции орального сигнала: питьё чистой простой воды или газированной минеральной воды, чтобы ощутить пузырьки во рту; помощь ребенку в расширении вкусов, к которым он относится терпимо или которые любит и используем насыщенные вкусы, которыми он наслаждается, чтобы помочь преодолеть вялость и расшевелить его; игры в отгадывание вкусов, привлечение ребенка к приготовлению еды.
  6. Коррекция нарушений обонятельной функции: изучение и запоминание запахов (ароматы и запахи окружающих вещей); использование запахов, чтобы снять напряжение, если ребенок переутомился; игры в отгадывание запахов.
  7. Коррекция нарушений визуальной функции: избегание избыточных визуальных стимулов (раздражителей) уборка лишнего в корзины или за занавеску, или за закрытую дверцу шкафа; избегание игрушек, одежды, предметов, полотенец и т.д., окрашенных в цвета, которые вызывают беспокойство у ребенка; если ребенок кажется «ушедшим в себя» и с трудом отвечает на зрительную стимуляцию; добавка предметов ярких цветов, чтобы привлечь его зрительное внимание.

Сенсорный опыт, который приобретается в результате таких приемов, позволяет не заучивать речь механически, а способствует ее спонтанному развитию. Развитие чувственных образов стимулирует формирование языковой способности детей не только технически продуцировать речь, но и сопровождать ее мимикой, жестами, иными эмоциональными проявлениями.

Качественная коррекционная работа со всеми видами нарушений заключается в эффективной помощи ребенку в том, чтобы наладить нарушенный баланс в сенсорной системе. Тем самым специалист помогает ребенку освоить базовые навыки обучения, помогает освоить много эффективных способов взаимодействия с предметами и с близкими людьми.

Простые, но в то же время действенные методы сенсорной интеграции, помогают построить диалог между ребенком, специалистом и родителем.

Вести диалог – значит постоянно оглядываться на партнера, чутко откликаться на особенности ребенка, связанные с пониженной или повышенной чувствительностью к отдельным стимулам. Важно следовать за ребенком в его развитии, искать тот метод, который поможет преодолеть проблемы и трудности данного конкретного ребенка, и гибко менять приемы, методы, если они не подходят к конкретному ребенку. Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционной работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях, а активное практическое применение методов сенсорной интеграции, направленное на развитие осязания, обоняния, вкусового восприятия, чувства проприорецепции и остальных даст высокие результаты.

Список литературы

  1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.
  2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Гл. II Сенсорно-перцептивная организация человека. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – 60-156 с.
  3. Беспаленко Е.М., Воронова О.Н. Проблема формирования психолого-педагогических компетенций в области инклюзивного образования у педагогов профессиональных образовательных организаций // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченнымивозможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, 17-19 сентября 2020 года / Под науч. ред.Ю.В. Глузман. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. – 78-82 с.
  4. Ванюхина Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. Канд. пед. наук: 13.00.03. Еатеринбург, 2001. – 22 с.
  5. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 391 с.
  6. Ефимов И.О. Про речь / И.О. Ефимов. – СПб.: Диоя, 2009. – 144 с.
  7. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] / М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. – М.: ПАРАДИГМА, 2015. – 128 с.
  8. Митрофанова А.Е. Развитие речи детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международной научной конференции. СПб.: Реноме, 2012. – С. 149-150.
  9. Садовская Ю.Е. Нарушение сенсорной обработки и диспраксии у детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра медицинских наук: 14.01.08 / Садовская Юлия Евгеньевна; ФГУ «Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии». – Москва, 2011. – 255 с.
  10. Седова Н.В. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями / Н. В. Седова, О. Ю. Царапкина, М. К. Шувалова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 9 (113). – С. 408-410. – URL: https://moluch.ru/archive/113/29087/

Поделиться

3221

Бугаева Е. В. Практическое применение методов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 68-71. URL: https://apni.ru/article/6539-prakticheskoe-primenenie-metodov-sensornoj

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (208)

Прием материалов

22 июня - 28 июня

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

3 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 июля