Автор(-ы):
Бугаева Евгения Викторовна
15 июня 2023
Секция
Психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье раскрывается необходимость внедрения в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими речевые нарушения, практических методов сенсорной интеграции, помогающих активизировать речевые и познавательные процессы, воздействуя на органы чувств.
Текст статьи
В последние годы отмечается стойкое увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Причем увеличивается не только количество, но и тяжесть патологий, проявляющаяся в различных клинических формах (Н.В. Нищева, С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, О.С. Орлова и др.). Речевым патологиям и механизмам компенсации структуры дефекта уделяется достаточно большое внимание во многих исследованиях (В.А. Ковшиков, Т.Г. Визель, М.И. Лынская).
Так как речевая деятельность представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то речевой дефект, каким бы он не был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе. Одной из множества причин проблем речевого развития являются нарушения, которые связаны с переработкой сенсорной информации. В своем исследовании Е.Ю. Садовская пишет, что обработка сенсорной информации – это процесс обнаружения, передачи, распознавания и анализа восприятий в центральной нервной системе, а также интеграции, объединяющей конечную обработку сенсорных стимулов и их осознание [9, с. 112].
Каждая сторона развития речи (звукопроизношение, лексико-грамматические категории, связность высказываний) основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них. Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на мотивацию к любой детской деятельности, в том числе на речь. Успешность умственного, речевого, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Под сенсорной интеграцией Э.Дж. Айрес понимает процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний [1, с.27]. Сенсорная интеграция – психологический процесс построения и развития смысловой структуры в потоке информации от органов чувств [1, с. 32]. Сенсорная интеграция – метод терапевтической работы, направленный на создание условий для сбалансированной работы нервной системы с целью формирования адекватных ответов на внешние раздражители. Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы [7, с. 112].
Адаптированный вариант применения методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями разработала логопед Марианна Лынская, которая в своей практической деятельности подтвердила, что одной из задач коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста является использование практических методов сенсорной интеграции, направленных на компенсацию нарушенных сенсорных функций организма и развитие базовых навыков ребенка, давая тем самым возможность лучше развиваться специальным речевым навыкам.
Как правило, традиционно организация коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. А практические методы сенсорной интеграции можно использовать комплексно, посредством специально организованного пространства и комплекса упражнений, которые могут проводить как специалисты разного профиля (воспитатели, дефектологи, психологи, инструктора по физической культуре) так и применять родители в естественных жизненных ситуациях. Такой инновационный подход обеспечивает преемственность, междисциплинарность, позволяет достичь стойких положительных результатов в восстановлении различных нарушенных функций у детей. К основным методам сенсорной интеграции относятся:
Различные виды нарушений обработки сенсорной информации требуют дифференцированного подхода и индивидуального комплекса занятий и упражнений:
Сенсорный опыт, который приобретается в результате таких приемов, позволяет не заучивать речь механически, а способствует ее спонтанному развитию. Развитие чувственных образов стимулирует формирование языковой способности детей не только технически продуцировать речь, но и сопровождать ее мимикой, жестами, иными эмоциональными проявлениями.
Качественная коррекционная работа со всеми видами нарушений заключается в эффективной помощи ребенку в том, чтобы наладить нарушенный баланс в сенсорной системе. Тем самым специалист помогает ребенку освоить базовые навыки обучения, помогает освоить много эффективных способов взаимодействия с предметами и с близкими людьми.
Простые, но в то же время действенные методы сенсорной интеграции, помогают построить диалог между ребенком, специалистом и родителем.
Вести диалог – значит постоянно оглядываться на партнера, чутко откликаться на особенности ребенка, связанные с пониженной или повышенной чувствительностью к отдельным стимулам. Важно следовать за ребенком в его развитии, искать тот метод, который поможет преодолеть проблемы и трудности данного конкретного ребенка, и гибко менять приемы, методы, если они не подходят к конкретному ребенку. Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционной работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях, а активное практическое применение методов сенсорной интеграции, направленное на развитие осязания, обоняния, вкусового восприятия, чувства проприорецепции и остальных даст высокие результаты.
Список литературы
Поделиться
Бугаева Е. В. Практическое применение методов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 68-71. URL: https://apni.ru/article/6539-prakticheskoe-primenenie-metodov-sensornoj