Автомобильные подразделения (воинские части) в период Великой Отечественной войны

Автомобильные воинские части (подразделения) Рабоче-крестьянской Красной армии внесли значительный вклад в победу Союза Советских Социалистических Республик в Великой Отечественной войне. В статье рассмотрены причины и особенности реформирования автомобильных войск в этот период, исторический вклад в Победу над нацистской Германией.

Аннотация статьи
автомобили
Великая Отечественная война
автомобильные воинские части
Ключевые слова

С начала 30-х годов прошлого столетия Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА) начали активно пополняться автомобилями отечественного производства, способствовало этому увеличение производство на автомобильных заводах: ЗИС (АМО) в Москве, ГАЗ (НАЗ) в Горьком, ЯГАЗ в Ярославле, УльЗиС, УралЗиС, московском заводе КИМ, на Ростовском автосборочном заводе. Был создан механизированный корпус, в состав которого вошли танковая и две механизированные бригады.

Великая Отечественная война стала сложным и ответственным этапом реорганизации и совершенствования автомобильных подразделений. История того времени не знала столь стремительных боевых действий, что потребовало изменения подходов к организации эксплуатации автомобилей, количественному составу, вопросам обеспечения и управления.

Несомненно, важной составляющей развития автомобильных войск в этот сложный период стало увеличение численности автомобильного парка. По состоянию на 22 июня 1941 года в РККА имелось около 272 тыс. единиц образцов автомобильной техники. До конца войны было поставлено: от промышленности 162,6 тыс. ед., по импорту с учетом ленд-лиза и закупок СССР за деньги – 282, 1 тыс. ед., отмибилизированные с народных хозяйств – 268,6 тыс. ед., трофейная техника – 60,6 тыс. ед. Импортная техника поступала основным образом во втором и третьем периоде войны, поэтому на начальном этапе в самое тяжелое время большинство перевозок осуществлялось на автомобилях отечественного производства.

Рассмотрим отдельные процессы организации автомобильных подразделений в ходе Великой Отечественной войны.

По состоянию на 1 августа 1941 г. было вновь сформировано и развернуто за счет существующих авточастей и депо 120 автотранспортных частей и соединений, в том числе 5 автомобильных бригад, 8 отдельных, 6 запасных и учебных автополков, 54 отдельных автомобильных батальона, 14 батальонов и рот бензоцистерн, 12 отдельных автомобильных рот, 18 эвакуационных рот [2].

Задачи, стоящие перед автомобильными подразделениями в первом периоде решались в основном путем сосредоточения усилий на основных направлениях, организации обслуживания, ремонта автомобилей и обеспечения движения по дорогам и колонным путям.

Выпуск автомобильной техники по ряду причин в стране сократился, в том числе в связи с переходом на выпуск смежной продукции (боевых машин, артиллерийских систем).

Проведенный анализ применения автомобильных подразделений показал, что наибольшей эффективности добились воинские части, перешедшие на работу водителей в две смены. Поэтому в первом квартале 1942 года приказ Наркома обороны предписывал во всех автомобильных частях перейти на данный режим работы.

Примечательным событием в этом периоде войны стала оперативная передислокация войск автомобильным транспортом оперативным резервом транспортных частей (до 1000 ед.), где летом 1941 года на Южном фронте перевезены около 23 дивизий.

Значительные и сложные задачи отводились по подвозу запасов в ходе организации контрнаступления под Москвой.

Несмотря на крайне тяжелую и ответственную ситуацию в отдельных исторических документах указаны случаи халатного и безответственного отношения водителей к эксплуатации автомобилей. Примером может служить находящийся в общем доступе приказ заместителя наркома обороны от 10 сентября 1942 года № 0682 «О случаях массового повреждения автомашин» в артиллерийской воинской части: «Приказываю: …….2. Виновных в преднамеренной порче машин расстрелять перед строем. Виновных в небрежном отношении к вверенной им боевой технике немедленно направить в штрафные стрелковые батальоны. 4. Настоящий приказ довести до всего командного, политического и начальствующего состава, а также до всего водительского состава гвардейских минометных частей Красной Армии» [4].

Необходимость оперативного и качественного выполнения задач автомобильными частями в начальном периоде войны определило необходимость нахождения в Ставке Верховного Главнокомандования мощных резервов автомобильных резервов непосредственного подчинения начальнику Тыла. Только в июле 1942 г. этими резервами перевезли 20 тыс. т. грузов, а в августе – 35 тыс. т. За 1942 год автотранспортом центра было перевезено около 2 млн. т грузов [2].

Поиск оптимальной штатной структуры автомобильных частей продолжался до конца 1942 года. Для обеспечения более качественного снабжения, эксплуатации, ремонта автомобильной техники постановлением от 24 ноября 1942 Наркома обороны в январе 1943 года было создано Главное автомобильное управление Красной Армии, которому из Главного автобронетанкового управления переданы 161 ремонтная часть и других предприятий. В результате напряженной организационной работы производительность этих сил и средств за короткий промежуток времени увеличилось с 29,8 тыс. до 45 тыс. средних ремонтов в месяц.

Исходя из опыта проведенных оборонительных и наступательных операций приняты меры к усилению автомобильных частей фронтов и армий. Опыт показал, что децентрализация перевозок снижает эффективность использования автомобильной техники и затрудняет управление. Для повышения эффективности перевозок основное количество техники было сосредоточено на армейских и фронтовых уровнях, в тактическом увеличилось доля гужевого транспорта. А как итог создание автомобильных полков танковых армий, что в свою очередь увеличило мобильность.

Наступательные операции второго периода войны показали незаменимую роль автомобильной техники в ходе доставки материальных запасов, подвоза других грузов из оперативной глубины при значительном удалении переднего края наступления от баз снабжения.

Численность автопарка Советской Армии к концу 1943 г. возросла до 496 тыс. автомобилей против 272,6 тыс. к началу войны [2].

С созданием Главного автомобильного управления в Красной Армии значительно улучшилась подготовка кадров для автомобильной службы.

Автомобильный транспорт сыграл незаменимую роль в подвозе материальных средств в наступательных операциях третьего периода, характеризующегося размахом и характером действий. Поэтому своевременной мерой было увеличение в 1944 г. численности автомобильной техники до 600 тыс. единиц.

К характерным чертам этого периода можно отнести увеличение оперативности за счет подачи грузов войскам с фронтовых баз минуя армейские. В Берлинской операции автомобильные перевозки достигли максимального объема и превысил 1,2 миллиона тонн.

В результате поведенных операций третьего периода войны автомобильный транспорт окончательно закрепился как один из главных видов транспорта в оперативном тылу. Который взял на себя основной объем подвоза материальных средств во фронтовом и армейском звеньях как при подготовке, так и в ходе операций. Благодаря работе на всех уровнях автомобильных служб в заключительном периоде возрос коэффициент технической готовности до 0,8 -0,9 в сравнении 0,6 – 0,7 второго периода войны.

Особого внимания заслуживают водители, доставлявшие груз в осажденный Ленинград по Дороге жизни. По зимней Ладоге было доставлено в Ленинград около 271 тыс. т продовольствия и фуража, 32 тыс. т боеприпасов и вооружения, 35 тыс. т горючего, 23 тыс. т угля. Всего было перевезено 361 тыс. т различных грузов [2].

Огромными усилиями и беззаветным подвигом водительского состава, оперативной, непрерывной и кропотливой работой органов управления всех уровней решались задачи поставленные перед автомобильными подразделениями в период Великой Отечественной войны. Обобщенные результаты работы которых легли в основные принципы: осуществлению маневра, сосредоточению сил и средств на главных направлениях и др.

Анализируя работу автомобильных подразделений различных уровней (фронтового, армейского, центрального) с уверенностью мы можем говорить, что в различные периоды войны они внесли огромный вклад в осуществление целей операций. В ходе Великой отечественной войны сложилась установленная структура автомобильных войск, функционировала эффективная система управления.

Говоря о вкладе пехотинцев, летчиках, артиллеристов и др. воинов в Победу в Великой Отечественной войне не стоит забывать и место водителя, которые меньше других рисковали жизнью, выполняя поставленные перед ними задачи.

За мужество и показательное выполнение заданий 15 автомобильных частей и соединений получили почетные наименования, 94 – ордена Красной Звезды, Красного Знамени, Александра Невского и Кутузова. За самоотверженный труд и героические подвиги 21 тыс. водителей автомобилей были награждены медалями и орденами. 25 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза [5].

Текст статьи
  1. Ворсин В.Ф. Опыт функционирования оперативно-стратегического тыла вооруженных сил Германии и Советского Союза накануне и в начальном периоде Великой Отечественной войны / В. Ф. Ворсин, В. В. Изонов // Военная мысль. – 2023. – № 2. – С. 134-146.
  2. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. [Текст] / [И.М. Голушко, Ю.В. Плотников, Н.А. Антипенко и др.] ; Под общ. ред. [и с предисл.] ген. армии С.К. Куркоткина ; Ин-т воен. истории. - Москва : Воениздат, 1977. - 559 с., 32 л. ил.; 22 см.
  3. Легендарная профессия военного автомобилиста // МТО ВС РФ № 5 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://mil.ru (дата обращения: 19.05.2023).
  4. Серии сборников документов Великая Отечественная война 1941 –1945 г.г. [Электронный ресурс]. URL: http://textarchive.ru/c-1378217-p44.htm (дата обращения: 19.05.2023).
  5. День автомобильных войск // МТО ВС РФ № 5 2022. [Электронный ресурс]. URL: http://fishki.net/1273381-vyzhit-v-doroge-podvig-voennyh-avtomobilistov.html (дата обращения: 19.05.2023).
Список литературы