С начала 30-х годов прошлого столетия Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА) начали активно пополняться автомобилями отечественного производства, способствовало этому увеличение производство на автомобильных заводах: ЗИС (АМО) в Москве, ГАЗ (НАЗ) в Горьком, ЯГАЗ в Ярославле, УльЗиС, УралЗиС, московском заводе КИМ, на Ростовском автосборочном заводе. Был создан механизированный корпус, в состав которого вошли танковая и две механизированные бригады.
Великая Отечественная война стала сложным и ответственным этапом реорганизации и совершенствования автомобильных подразделений. История того времени не знала столь стремительных боевых действий, что потребовало изменения подходов к организации эксплуатации автомобилей, количественному составу, вопросам обеспечения и управления.
Несомненно, важной составляющей развития автомобильных войск в этот сложный период стало увеличение численности автомобильного парка. По состоянию на 22 июня 1941 года в РККА имелось около 272 тыс. единиц образцов автомобильной техники. До конца войны было поставлено: от промышленности 162,6 тыс. ед., по импорту с учетом ленд-лиза и закупок СССР за деньги – 282, 1 тыс. ед., отмибилизированные с народных хозяйств – 268,6 тыс. ед., трофейная техника – 60,6 тыс. ед. Импортная техника поступала основным образом во втором и третьем периоде войны, поэтому на начальном этапе в самое тяжелое время большинство перевозок осуществлялось на автомобилях отечественного производства.
Рассмотрим отдельные процессы организации автомобильных подразделений в ходе Великой Отечественной войны.
По состоянию на 1 августа 1941 г. было вновь сформировано и развернуто за счет существующих авточастей и депо 120 автотранспортных частей и соединений, в том числе 5 автомобильных бригад, 8 отдельных, 6 запасных и учебных автополков, 54 отдельных автомобильных батальона, 14 батальонов и рот бензоцистерн, 12 отдельных автомобильных рот, 18 эвакуационных рот [2].
Задачи, стоящие перед автомобильными подразделениями в первом периоде решались в основном путем сосредоточения усилий на основных направлениях, организации обслуживания, ремонта автомобилей и обеспечения движения по дорогам и колонным путям.
Выпуск автомобильной техники по ряду причин в стране сократился, в том числе в связи с переходом на выпуск смежной продукции (боевых машин, артиллерийских систем).
Проведенный анализ применения автомобильных подразделений показал, что наибольшей эффективности добились воинские части, перешедшие на работу водителей в две смены. Поэтому в первом квартале 1942 года приказ Наркома обороны предписывал во всех автомобильных частях перейти на данный режим работы.
Примечательным событием в этом периоде войны стала оперативная передислокация войск автомобильным транспортом оперативным резервом транспортных частей (до 1000 ед.), где летом 1941 года на Южном фронте перевезены около 23 дивизий.
Значительные и сложные задачи отводились по подвозу запасов в ходе организации контрнаступления под Москвой.
Несмотря на крайне тяжелую и ответственную ситуацию в отдельных исторических документах указаны случаи халатного и безответственного отношения водителей к эксплуатации автомобилей. Примером может служить находящийся в общем доступе приказ заместителя наркома обороны от 10 сентября 1942 года № 0682 «О случаях массового повреждения автомашин» в артиллерийской воинской части: «Приказываю: …….2. Виновных в преднамеренной порче машин расстрелять перед строем. Виновных в небрежном отношении к вверенной им боевой технике немедленно направить в штрафные стрелковые батальоны. 4. Настоящий приказ довести до всего командного, политического и начальствующего состава, а также до всего водительского состава гвардейских минометных частей Красной Армии» [4].
Необходимость оперативного и качественного выполнения задач автомобильными частями в начальном периоде войны определило необходимость нахождения в Ставке Верховного Главнокомандования мощных резервов автомобильных резервов непосредственного подчинения начальнику Тыла. Только в июле 1942 г. этими резервами перевезли 20 тыс. т. грузов, а в августе – 35 тыс. т. За 1942 год автотранспортом центра было перевезено около 2 млн. т грузов [2].
Поиск оптимальной штатной структуры автомобильных частей продолжался до конца 1942 года. Для обеспечения более качественного снабжения, эксплуатации, ремонта автомобильной техники постановлением от 24 ноября 1942 Наркома обороны в январе 1943 года было создано Главное автомобильное управление Красной Армии, которому из Главного автобронетанкового управления переданы 161 ремонтная часть и других предприятий. В результате напряженной организационной работы производительность этих сил и средств за короткий промежуток времени увеличилось с 29,8 тыс. до 45 тыс. средних ремонтов в месяц.
Исходя из опыта проведенных оборонительных и наступательных операций приняты меры к усилению автомобильных частей фронтов и армий. Опыт показал, что децентрализация перевозок снижает эффективность использования автомобильной техники и затрудняет управление. Для повышения эффективности перевозок основное количество техники было сосредоточено на армейских и фронтовых уровнях, в тактическом увеличилось доля гужевого транспорта. А как итог создание автомобильных полков танковых армий, что в свою очередь увеличило мобильность.
Наступательные операции второго периода войны показали незаменимую роль автомобильной техники в ходе доставки материальных запасов, подвоза других грузов из оперативной глубины при значительном удалении переднего края наступления от баз снабжения.
Численность автопарка Советской Армии к концу 1943 г. возросла до 496 тыс. автомобилей против 272,6 тыс. к началу войны [2].
С созданием Главного автомобильного управления в Красной Армии значительно улучшилась подготовка кадров для автомобильной службы.
Автомобильный транспорт сыграл незаменимую роль в подвозе материальных средств в наступательных операциях третьего периода, характеризующегося размахом и характером действий. Поэтому своевременной мерой было увеличение в 1944 г. численности автомобильной техники до 600 тыс. единиц.
К характерным чертам этого периода можно отнести увеличение оперативности за счет подачи грузов войскам с фронтовых баз минуя армейские. В Берлинской операции автомобильные перевозки достигли максимального объема и превысил 1,2 миллиона тонн.
В результате поведенных операций третьего периода войны автомобильный транспорт окончательно закрепился как один из главных видов транспорта в оперативном тылу. Который взял на себя основной объем подвоза материальных средств во фронтовом и армейском звеньях как при подготовке, так и в ходе операций. Благодаря работе на всех уровнях автомобильных служб в заключительном периоде возрос коэффициент технической готовности до 0,8 -0,9 в сравнении 0,6 – 0,7 второго периода войны.
Особого внимания заслуживают водители, доставлявшие груз в осажденный Ленинград по Дороге жизни. По зимней Ладоге было доставлено в Ленинград около 271 тыс. т продовольствия и фуража, 32 тыс. т боеприпасов и вооружения, 35 тыс. т горючего, 23 тыс. т угля. Всего было перевезено 361 тыс. т различных грузов [2].
Огромными усилиями и беззаветным подвигом водительского состава, оперативной, непрерывной и кропотливой работой органов управления всех уровней решались задачи поставленные перед автомобильными подразделениями в период Великой Отечественной войны. Обобщенные результаты работы которых легли в основные принципы: осуществлению маневра, сосредоточению сил и средств на главных направлениях и др.
Анализируя работу автомобильных подразделений различных уровней (фронтового, армейского, центрального) с уверенностью мы можем говорить, что в различные периоды войны они внесли огромный вклад в осуществление целей операций. В ходе Великой отечественной войны сложилась установленная структура автомобильных войск, функционировала эффективная система управления.
Говоря о вкладе пехотинцев, летчиках, артиллеристов и др. воинов в Победу в Великой Отечественной войне не стоит забывать и место водителя, которые меньше других рисковали жизнью, выполняя поставленные перед ними задачи.
За мужество и показательное выполнение заданий 15 автомобильных частей и соединений получили почетные наименования, 94 – ордена Красной Звезды, Красного Знамени, Александра Невского и Кутузова. За самоотверженный труд и героические подвиги 21 тыс. водителей автомобилей были награждены медалями и орденами. 25 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза [5].