Главная
АИ #24 (154)
Статьи журнала АИ #24 (154)
Психолого-педагогические условия формирования естественнонаучной компетентности ...

10.51635/27131513_2023_24_2_82

Психолого-педагогические условия формирования естественнонаучной компетентности учащихся в системе среднего образования и апробация элективного курса на базе школы МБОУ СОШ №6

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

система образования
экологическая культура
экологические знания
образовательное пространство
естественнонаучная компетентность
психолого-педагогический анализ

Аннотация статьи

В статье исследуются вопросы создания психолого-педагогические условия формирования естественнонаучной компетентности учащихся в системе среднего образования. Обзор основан на анализе МБОУ СОШ №6 п. Новый. Рассматривается необходимость решения экологических проблем в России и мире в настоящее время. Изучаются особенности современного образовательного пространства, а также возможности повышения качества экологической культуры учащихся в системе образования. Рассматривается необходимость комплексного подхода к созданию психолого-педагогических условий для формирования экологической культуры в образовательном учреждении.

Текст статьи

Успехи естественных наук в области фундаментальных исследований столь велики, что существенно влияют на представления людей об окружающем мире. Под влиянием науки стремительно меняются технологическая база общества, условия жизни огромного числа людей. Изобретения XX века, современные технологии, ставшие возможными благодаря успехам естественных наук, неузнаваемо изменили облик современной цивилизации. Развитие машиностроения, автомобилестроения, робототехники, строительной техники, материаловедения, авиации, космической техники, ракетостроения, энергетики, биотехнологий, металлургии, химического производства, генной инженерии, средств связи, радиотехники и телевидения, электроники связано в первую очередь с успехами фундаментальных исследований в области естествознания. Интенсивно развиваются новые научные направления, возникшие на стыке нескольких наук: астрофизика, радиоастрономия, космонавтика, физическая химия, химическая физика, биологическая химия, бионика, экология и др. Ряд основных принципов исследования природы приобретают значение философских, общенаучных категорий.

Достижения естественных наук, их влияние на жизнь людей не могли не сказаться на структуре и содержании школьного естественнонаучного образования. Оно является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с другими компонентами системы среднего образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка. Изучение различных природных объектов, их состава, строения, свойств, функций, законов развития формирует у школьников умения осуществлять различные умственные действия, такие как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, индукцию, дедукцию, структурирование, обобщение, высказывание предположений, гипотез, содержательных суждений и пр.

Концепция естественнонаучного образования МБОУ СОШ №6 определяет цели образования по естественнонаучным дисциплинам, принципы реализации естественнонаучного среднего (полного) образования при профильном обучении, его содержание и структуру, методы достижения поставленных целей.

Цели естественнонаучного образования

Новый тип экономики предъявляет новые требования к выпускникам ОУ, среди которых все большее значение приобретают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах.

Основной целью, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Образование в XXI веке не должно сводиться лишь к усвоению современных знаний и технологий, а способствовать развитию мыслящей и деятельной личности. Его смысл заключается в том, чтобы ввести ученика в мир развития. Общая стратегия всего образования - обеспечение высокого уровня развития личности.

В Законе РФ «Об образовании», отмечается, что образование должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.

Естественнонаучное образование как составная часть общего основного и среднего образования вносит свой вклад в достижение общей цели деятельности школы, обеспечивая усвоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие их мыслительных и творческих способностей, вырабатывая научное мировоззрение, способствует развитию ясного и цельного представления об устройстве мира и его законах, дает понятие о систематике наук. Формирование естественнонаучной картины мира достигается при условии, что изучение естественнонаучных дисциплин является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение её интеллектуальных возможностей, знакомство с той частью человеческой культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации. Познав законы природы, можно многое создать, но и многое уничтожить, в том числе, и жизнь на Земле, поэтому гуманистический и экологический аспекты являются неотъемлемыми составляющими естественно-научного среднего образования.

Исходя из сказанного, цели естественнонаучного образования школы представляют собой следующие положения:

  • формирование всесторонне развитой личности;
  • развитие личностных качеств, способствующих обеспечению самоопределения личности, созданию условий для её самореализации, готовности к совершенствованию, продолжению образования, развитию гражданского общества, укреплению и совершенствованию правового государства;
  • усвоение основ учебных дисциплин образовательной области «естествознание» школьной образовательной программы;
  • изучение основных составляющих естественно-научной картины мира;
  • изучение прикладного компонента естественных наук, обеспечивающего подготовку учащихся к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире;
  • усвоение основных представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей;
  • формирование и развитие познавательных способностей у школьников;
  • формирование компетентного в данной области человека с определенными личными качествами (например, работоспособностью, прилежностью, увлеченностью, выносливостью, преодолением трудностей, сдержанностью, оптимизмом, терпимостью при разочарованиях и др.).

Цели естественнонаучного образования реализуются в конкретном учебно-воспитательном процессе на основе определённых дидактических принципов, образующих систему своеобразных правил отбора при определении структуры естественнонаучного образования и отборе содержания учебного материала:

  • научности;
  • фундаментальности;
  • доступности;
  • непрерывности;
  • историчности;
  • целостности;
  • системности.

Содержание естественнонаучного образования

В соответствии с компетентностным подходом содержание естественнонаучной компоненты образования реализует определение, предложенное в европейском проекте TUNING: понятие компетенций и навыков включает:

  1. Знание и понимание.
  2. Знание, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям).

Принцип непрерывности при изучении естественно-научных дисциплин осуществляется на протяжении всех лет обучения в виде трёх концентров:

  • пропедевтическом, в начальной и в основной школах;
  • систематическом, в основной школе;
  • модульном, в средней школе, где их изучение проводится с учётом индивидуальных интересов учащихся.

Учитывая, что учащиеся, закончившие основную школу, могут в дальнейшем не изучать естественнонаучные дисциплины, перейдя в другие учебные заведения, учебные курсы этих дисциплин в основной школе должны быть относительно завершёнными, обеспечивая базовое образование по предмету. Отсюда следует, что содержание курсов естественнонаучных дисциплин для основной школы должно в доступной для учащихся форме отражать все основные разделы современной науки.

При изучении физики, химии, биологии, географии в средней школе постоянно обращается внимание на гуманную роль науки, т.к. наука, так же как и искусство, – важнейшая составляющая культуры человечества и не может применяться против человека, служить средством его угнетения или порабощения.

Содержание курсов естественнонаучных дисциплин в средней школе зависит от выбранного профильного направления данного образовательного учреждения. Школа имеет социально-экономическую, естественнонаучную и информационно-технологическую (инженерную) направленность профильного образования, где дисциплины области «Естествознание», преподаются по уровню на профильном уровне, который является общеобразовательным и осуществляется с целью подготовки школьников к выполнению ориентировочной, конструктивной деятельности в условиях стремительно меняющегося внешнего мира. При этом с целью формирования естественно-научной картины мира, под которой понимается целостный образ окружающего мира, осознаваемый человеком, используется научный метод познания.

Естественнонаучное направление в области биологии МБОУ СОШ №6:

Элективный курс «Ботаника на подоконнике»

Задача программы познакомить обучающихся с многообразием растений, ролью растений в биосфере Земли, флорой своего региона. В содержание всех тем программы входят вопросы охраны природы и рационального использования растительных ресурсов.

Требования к результатам освоения программы: В конце пройденного курса обучения обучающийся должен знать элементарные понятия по дисциплине «биология»,

Параметры выполнения дополнительной образовательной программы:

  1. Все занятия по программе направлены на приобретение подростками навыков создания завершенных работ, положительная оценка которых (внешняя или внутренняя) является одним из основных аспектов самореализации личности.
  2. Завершение начатой работы предполагает развитие волевых качеств личности и формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
  3. Подростки учатся анализировать ситуацию, ставить цели и планировать результат, создавать самопрезентацию, критически оценивать результат своей деятельности.
  4. В процессе обучения у детей развивается эстетический вкус, творческое мышление, освоение различных социальных ролей – родитель-ребенок, артист-зритель, продавец-покупатель и т.п.
  5. Работа по проекту будет способствовать формированию экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, педагогического коллектива и родителей в благоустройстве пришкольного участка.
  6. Данный проект решит проблему занятости подростков в летний период и свободное от учебного процесса время, будут способствовать их социальной адаптации.
  7. Позволит научить учащихся не просто запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применить эти знания на практике.

Был проведен опрос по С.В. Левченко в 9-11х классах, где по результатам мы можем увидеть:

Таблица

Рейтинг лидирующих чувств по классам

Класс

испытывают максимально

 

испытывают минимально

Усталость

Сомнение

Тревогу за будущее

 

Обиду

Симпатию к учителям

Чувство унижения

Усталость

Скуку

Ответственность

 

Страх

Обиду

Чувство унижения

 

 

 

 

 

 

 

 

10а

Усталость

Сомнение

Тревогу за будущее

 

Радость

Чувство унижения

Уверенность в себе

10б

Усталость

Тревогу за будущее

Неудовлетворенность собой

 

Уверенность в себе

Обиду

Страх

11а

Усталость

Скуку

Радость

 

Ответственность

Страх

Желание приходить сюда

Можно сделать вывод о том, что данные классы в МБОУ СОШ №6 очень сильно чувствуют усталость, скуку и тревогу за будущее.

В данной ситуации необходимо учителям предметникам и классным руководителям больше мотивировать учащихся, разнообразить различными методиками свои уроки, что бы дети могли по разному «открываться». К сожалению, данные ощущения в школе прямо-пропорционально влияют на качество успеваемости детей.

В заключении можно сказать, что данный возраст является сенситивным для начала формирования естественнонаучных компетенций.

Список литературы

  1. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. (дата обращения: 13.04.2023).
  2. Иванова Н.Ю. Социальный проект: проблема – идея – результат: Методическое пособие / Иванова Н. Ю. – Новосибирск: АНО «Центр образовательных технологий ИВЭН», 2018. – 28 с. (дата обращения: 02.09.2022).
  3. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980Занков Л. В. Дидактика и жизнь. – М., 1968 (дата обращения: 27.01.2023).
  4. Левченко С.В. «Чувства в школе» опросник – URL: http://nnovschool183.narod.ru/files224/levchenko_chuvstva_v_shkole.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
  5. Назаренко В.М. Роль социальных, естественнонаучных и технических понятий в формировании экологических знаний // Химия в школе, 1993, № 2. С. 37 (дата обращения: 17.11.2022).
  6. Назаренко В.М. Химия, экология, нравственность: проблемы образования // Химия в школе, 1995, № 3. С. 2. (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться

693

Курилова Н. С. Психолого-педагогические условия формирования естественнонаучной компетентности учащихся в системе среднего образования и апробация элективного курса на базе школы МБОУ СОШ №6 // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 82-86. URL: https://apni.ru/article/6544-psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-form

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря