Главная
Конференции
Особенности современного этапа развития образования и науки
Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере валютного регули...

Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере валютного регулирования

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

валютные правоотношения
валютное законодательство
валютный контроль
валютное регулирование

Аннотация статьи

В статье рассматриваются правовые аспекты совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере валютного регулирования. Делается вывод о том, что осуществление концепции чрезвычайного валютно-правового регулирования запросит точную и отлаженной систему сбора и анализа информации о валютных операциях. Это можно считать преимуществом, так как позволит увеличить эффективность валютно-правового режима России в условиях вероятных кризисных процессов в валютной сфере.

Текст статьи

В последнее время важность улучшения, укрепления системы валютного регулирования и валютного контроля часто обсуждается в российских газетах, юридических журналах, порталах и в средствах массовой информации. Все чаще опубликовываются статьи, где описывается невозможность эффективного противостояния утечке капитала с помощью инструментов валютного контроля.

Иногда можно встретить мнение, что наша страна абсолютно не нуждается в валютном контроле. Некоторые ученые отмечают, что это утверждение не имеет оснований [1].

На сегодняшний день стоит рассматривать самые эффективные пути усовершенствования системы валютного контроля:

Прежде всего, переход к целесообразному объединению принципов – предварительного и последующего валютного контроля. Большинство зарубежных государств могут с помощью кредитных организаций замораживать операции по сделке, в которых прослеживаются признаки легализации нечестно приобретенных доходов или иные признаки подозрительности, о чем немедленно сообщается соответствующим компетентным органам, или же клиенту может быть отказано в осуществлении сомнительной операции. Стоит обратиться к опыту Италии; законодательство этой страны считается одним из самых действенных в плане предупреждения «отмывания» криминальных капиталов. Оно даже выступает образцом в ЕС для унификации национальных законодательств в этой области.

Камалова В.Т. отмечает: «в законодательстве Италии установлено 150 признаков, свидетельствующих о возможной принадлежности банковской операции к разряду криминальных акций. Информация о таких операциях банками передается в специальное Валютное бюро для проверки и, в случае подтверждения подозрения в попытке осуществления преступной финансовой акции, направляется далее в следственный департамент по борьбе с мафией Министерства внутренних дел и службу валютной полиции Финансовой гвардии с целью проведения ими следственных мероприятий» [4].

Более того, совершенствование валютного контроля должно идти одновременно с формированием системы государственного финансового контроля и позже примкнуть к нему в качестве одной из его составных частей. В разных государствах валютный контроль нашел свое место для борьбы с отмыванием криминальных капиталов и создания открытости финансовых операций, и его наличие не трактуется в виде противостояния либеральной модели рыночной экономики. Международный опыт свидетельствует о том, что схема валютного контроля так или иначе предполагает действие прогноза, оценки и наблюдения за валютными операциями в целях обнаружения противоправных действий в кредитно-финансовой, налоговой и бюджетной сферах, кроме того, слаженную и бесперебойную организационную систему, состоящую из компетентных государственных органов, наделенных необходимыми полномочиями.

Если говорить об организационной структуре – международный опыт очевиден, по мнению Буториной О.В.: «высокая эффективность государственного финансового контроля во многом является следствием того, что эту работу выполняют специализированные организации» [2].

По сравнению со многими ведущими индустриальными странами, где на место валютного контроля встала система государственного контроля за финансовыми операциями, в нашей стране в настоящее время валютное регулирование и контроль пока считаются единственным инструментом, способным противостоять утечке капитала. Если же принять решение о стремительной либерализации валютного контроля или же вовсе отказаться от него, это может повлечь за собой экономические проблемы и вопросы в государстве в целом. Объяснить это можно тем, что законодательная база, предполагающая системное применение инструментов, использование которых поможет эффективнее держать удар в борьбе с утечкой капитала, а также с отмыванием преступных доходов, все еще присутствует на этапе становления. Важная роль в системе валютного регулирования и валютного контроля отведена уполномоченным банкам.

Следующий путь совершенствования системы валютного регулирования и валютного контроля – увеличение количества пользователей информационной базы данных среди органов валютного контроля. Это даст возможность привлечь к информационному обмену по каналам электронной связи всех контролирующих органов.

Также хочется отметить основные цели реформы контрольно-надзорной деятельности, проводимой государством на современном этапе:

  1. повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
  2. уменьшение административной нагрузки при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности;
  3. снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям, снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков [6].

Очевидно, что даже «идеальная» нормативная база не сумеет включить в себя полный спектр всевозможных операций, так как всегда останутся вопросы, не охваченные нормативной базой. Опыт в практике обращения уполномоченных банков в Банк России за консультациями показывает, что в большинстве случаев получить ответ своевременно достаточно проблематично, следовательно, было бы гораздо целесообразнее на законодательном уровне закрепить конкретные сроки предоставления ответа со стороны Банка России.

Решение вопросов, возникающих в валютном регулировании и валютном контроле, создание слаженной, действенной системы, улучшение обмена информацией между участниками возможно лишь в процессе взаимодействия всех звеньев системы, совершенствования правовой базы, и конечно упорядочения методов контроля.

В сфере валютного регулирования представляется важным и актуальным обеспечение выполнения таких задач как:

  • для достижения реальной конвертируемости рубля следует максимально организовать условия для создания экономической базы в виде свободной рыночной экономики.
  • важно устроить бесперебойный приток иностранной валюты в Россию в такие сферы как: нефтедобывающую, банковскую и строительную сферу, обрабатывающую и легкую промышленность, а также на развитие наукоемких отраслей.

В научных кругах все чаще стали дискутировать на тему концепции чрезвычайного валютно-правового регулирования в целях реформирования валютного законодательства. Лисицын А.Ю. отмечает: «Она предполагает отказ от требования о репатриации валютной выручки как постоянной меры и использовать ее как чрезвычайную» [5].

Для перехода к данной концепции ученые предлагают достаточно оптимальный вариант: проанализировав судебную, другую возможную правоприменительную практику, сформулировать нынешние положения и требования о репатриации гораздо проще и яснее, при этом предусмотреть возможность введения чрезвычайной меры требования об обязательной продаже валютной выручки.

«Главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам» [3].

Нет сомнений, что осуществление концепции чрезвычайного валютно-правового регулирования запросит точную и отлаженной систему сбора и анализа информации о валютных операциях. Это можно считать преимуществом, так как позволит увеличить эффективность валютно-правового режима России в условиях вероятных кризисных процессов в валютной сфере.

Список литературы

  1. Аникин О.Б. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения учеб. пособие. – М.: Флинта: МПСИ. – 2010. – С.24.
  2. Буторина О.В. Антикризисная стратегия Европейского союза: ближние и дальние рубежи // Полития. – 2010. - №3. – С. 7.
  3. Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.
  4. Камалова В.Т. Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации // Современная наука: теория и практика – 2013. - №11. – С.21.
  5. Лисицын А.Ю. Эффективность системы валютно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право. – 2008. - №4. – С.58-60.
  6. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Реформа контрольно-надзорной деятельности государства: оценка с позиции граждан Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 2. – С. 73.

Поделиться

645

Яковлева Е. А. Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере валютного регулирования // Особенности современного этапа развития образования и науки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 июня 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 40-43. URL: https://apni.ru/article/6548-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-rossijskoj

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря