В последнее время важность улучшения, укрепления системы валютного регулирования и валютного контроля часто обсуждается в российских газетах, юридических журналах, порталах и в средствах массовой информации. Все чаще опубликовываются статьи, где описывается невозможность эффективного противостояния утечке капитала с помощью инструментов валютного контроля.
Иногда можно встретить мнение, что наша страна абсолютно не нуждается в валютном контроле. Некоторые ученые отмечают, что это утверждение не имеет оснований [1].
На сегодняшний день стоит рассматривать самые эффективные пути усовершенствования системы валютного контроля:
Прежде всего, переход к целесообразному объединению принципов – предварительного и последующего валютного контроля. Большинство зарубежных государств могут с помощью кредитных организаций замораживать операции по сделке, в которых прослеживаются признаки легализации нечестно приобретенных доходов или иные признаки подозрительности, о чем немедленно сообщается соответствующим компетентным органам, или же клиенту может быть отказано в осуществлении сомнительной операции. Стоит обратиться к опыту Италии; законодательство этой страны считается одним из самых действенных в плане предупреждения «отмывания» криминальных капиталов. Оно даже выступает образцом в ЕС для унификации национальных законодательств в этой области.
Камалова В.Т. отмечает: «в законодательстве Италии установлено 150 признаков, свидетельствующих о возможной принадлежности банковской операции к разряду криминальных акций. Информация о таких операциях банками передается в специальное Валютное бюро для проверки и, в случае подтверждения подозрения в попытке осуществления преступной финансовой акции, направляется далее в следственный департамент по борьбе с мафией Министерства внутренних дел и службу валютной полиции Финансовой гвардии с целью проведения ими следственных мероприятий» [4].
Более того, совершенствование валютного контроля должно идти одновременно с формированием системы государственного финансового контроля и позже примкнуть к нему в качестве одной из его составных частей. В разных государствах валютный контроль нашел свое место для борьбы с отмыванием криминальных капиталов и создания открытости финансовых операций, и его наличие не трактуется в виде противостояния либеральной модели рыночной экономики. Международный опыт свидетельствует о том, что схема валютного контроля так или иначе предполагает действие прогноза, оценки и наблюдения за валютными операциями в целях обнаружения противоправных действий в кредитно-финансовой, налоговой и бюджетной сферах, кроме того, слаженную и бесперебойную организационную систему, состоящую из компетентных государственных органов, наделенных необходимыми полномочиями.
Если говорить об организационной структуре – международный опыт очевиден, по мнению Буториной О.В.: «высокая эффективность государственного финансового контроля во многом является следствием того, что эту работу выполняют специализированные организации» [2].
По сравнению со многими ведущими индустриальными странами, где на место валютного контроля встала система государственного контроля за финансовыми операциями, в нашей стране в настоящее время валютное регулирование и контроль пока считаются единственным инструментом, способным противостоять утечке капитала. Если же принять решение о стремительной либерализации валютного контроля или же вовсе отказаться от него, это может повлечь за собой экономические проблемы и вопросы в государстве в целом. Объяснить это можно тем, что законодательная база, предполагающая системное применение инструментов, использование которых поможет эффективнее держать удар в борьбе с утечкой капитала, а также с отмыванием преступных доходов, все еще присутствует на этапе становления. Важная роль в системе валютного регулирования и валютного контроля отведена уполномоченным банкам.
Следующий путь совершенствования системы валютного регулирования и валютного контроля – увеличение количества пользователей информационной базы данных среди органов валютного контроля. Это даст возможность привлечь к информационному обмену по каналам электронной связи всех контролирующих органов.
Также хочется отметить основные цели реформы контрольно-надзорной деятельности, проводимой государством на современном этапе:
- повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- уменьшение административной нагрузки при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности;
- снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям, снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков [6].
Очевидно, что даже «идеальная» нормативная база не сумеет включить в себя полный спектр всевозможных операций, так как всегда останутся вопросы, не охваченные нормативной базой. Опыт в практике обращения уполномоченных банков в Банк России за консультациями показывает, что в большинстве случаев получить ответ своевременно достаточно проблематично, следовательно, было бы гораздо целесообразнее на законодательном уровне закрепить конкретные сроки предоставления ответа со стороны Банка России.
Решение вопросов, возникающих в валютном регулировании и валютном контроле, создание слаженной, действенной системы, улучшение обмена информацией между участниками возможно лишь в процессе взаимодействия всех звеньев системы, совершенствования правовой базы, и конечно упорядочения методов контроля.
В сфере валютного регулирования представляется важным и актуальным обеспечение выполнения таких задач как:
- для достижения реальной конвертируемости рубля следует максимально организовать условия для создания экономической базы в виде свободной рыночной экономики.
- важно устроить бесперебойный приток иностранной валюты в Россию в такие сферы как: нефтедобывающую, банковскую и строительную сферу, обрабатывающую и легкую промышленность, а также на развитие наукоемких отраслей.
В научных кругах все чаще стали дискутировать на тему концепции чрезвычайного валютно-правового регулирования в целях реформирования валютного законодательства. Лисицын А.Ю. отмечает: «Она предполагает отказ от требования о репатриации валютной выручки как постоянной меры и использовать ее как чрезвычайную» [5].
Для перехода к данной концепции ученые предлагают достаточно оптимальный вариант: проанализировав судебную, другую возможную правоприменительную практику, сформулировать нынешние положения и требования о репатриации гораздо проще и яснее, при этом предусмотреть возможность введения чрезвычайной меры требования об обязательной продаже валютной выручки.
«Главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам» [3].
Нет сомнений, что осуществление концепции чрезвычайного валютно-правового регулирования запросит точную и отлаженной систему сбора и анализа информации о валютных операциях. Это можно считать преимуществом, так как позволит увеличить эффективность валютно-правового режима России в условиях вероятных кризисных процессов в валютной сфере.