Осуществление расчётов с поставщиками и подрядчиками сопровождает деятельность любого экономического субъекта. Поставщики предоставляют организациям всё необходимое для обычного рабочего процесса – предоставляют услуги связи и доступ во всемирную сеть, предоставляют офисы в аренду, поставляют товарно-материальные ценности и так далее. Хозяйствующие субъекты, в свою очередь, постоянно ведут расчёты с поставщиками за оказанные услуги и приобретенные ценности.
Поставщики – это юридические или физические лица, которые осуществляют снабжение товарно-материальными ценностями (сырья, материалов, топлива, запасных частей, МБП), которые предоставляют услуги (подачу электроэнергии, газа, воды, пары и т.п.), выполняют работы (текущий и капитальный ремонт основных средств и т.п.).
Подрядчики – специализированные предприятия или физические лица, которые выполняют строительно-монтажные работы при сооружении объектов на основании договоров подряда на капитальное строительство.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности любой организации. В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Неисполнение договорных обязательств, несвоевременное погашение задолженности могут привести к финансовым потерям. Поэтому правильная организация расчетов с поставщиками и подрядчиками позволяет управляющим структурам предприятий принимать рациональные решения, снижать риски и обеспечивать финансовую устойчивость организации.
Для контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо иметь представление о том, как организации осуществляют расчеты с поставщиками и подрядчиками. В зависимости от типа деятельности организации, она может иметь дело с оплатой за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или комбинацию этих видов расчетов.
Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должна обеспечить:
- своевременную проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- предупреждение просрочки кредиторской задолженности.
Основными задачами организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является:
- четкое документирование расчетов;
- своевременная и полная регистрация данных первичного учета в регистрах;
- правдивое отображение информации относительно расчетов с поставщиками и подрядчиками в отчетности и примечаниях к ней.
При организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками особенное внимание следует уделить безнадежной кредиторской задолженности (при окончании срока исковой давности, банкротстве или ликвидации предприятия, возникновении форс-мажорных обстоятельств).
Синтетический учет расчетов с поставщиками осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [5]. Построение аналитического учета, в первую очередь, должно обеспечивать реализацию необходимых данных по каждому контрагенту.
При проведении операций с поставщиками по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются суммы кредиторской задолженности перед поставщиками, в пределах принятых к оплате сумм. Аналитический учет на счете 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику.
Источниками информации для проведения анализа являются:
- бухгалтерская отчётность организации;
- регистры бухгалтерского учета;
- договора с поставщиками и подрядчиками;
- оборотно-сальдовые ведомости по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Контроль над кредиторской задолженностью может включать в себя несколько этапов [1]:
- преддоговорная проверка: анализ уставных документов, изучение бухгалтерской отчетности за последний финансовый год, справки об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам и сборам, лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности;
- согласование условий сделки, в том числе и возможность получения отсрочки платежа. Это позволит поддерживать оптимальный уровень платежеспособности, при этом есть возможность получить товарно-материальные ценности и задействовать их в своей деятельности с целью получения дохода и дальнейшего возмещения задолженности. Однако в случае непогашения задолженности возникает риск приобрести плохую деловую репутацию;
- контроль за состоянием расчетно-платежной дисциплины, что является важным фактором для укрепления деловых отношений с партнерами. Ответственность за соблюдение сроков оплаты, а также за правильностью составления платежных поручений несет бухгалтерия. Бухгалтерией проводится периодическая сверка расчетов с контрагентами в разрезе заключенных договоров.
Таким образом, управление кредиторской задолженностью включает в себя функции мониторинга, прогнозирования и анализа кредиторской задолженности. Расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности любой организации. Неисполнение договорных обязательств, несвоевременное погашение задолженности могут привести к финансовым потерям. Поэтому правильная организация расчетов с поставщиками и подрядчиками позволяет управляющим структурам предприятий принимать рациональные решения, снижать риски и обеспечивать финансовую устойчивость организации.