В настоящее время, все более непрерывно растущие производство товаром и услуг для удовлетворения потребностей социума усугубляют экологическую общемировую обстановку. В связи с этим, проблема охраны окружающей среды становится все более актуальной, чем раньше, не только на территории РФ, но и в целом мире. В Российской Федерации длительная нерешённость таких проблем обусловлена тем что, часть из них досталась России «по наследству», а также, к сожалению, частым возникновением новых экологически кризисных территорий и объектов (к примеру, это ликвидация опасных отходов производства Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, экологическая ситуация в г.Усолье-Сибирском, утечка нефтепродуктов на дочернем предприятии ПАО «Норникель», массовая гибель морских животных на Камчатке и др.).
Наличие негативных тенденций в состоянии окружающей среды, а также проблемы в сфере обеспечения экологической безопасности и экологического благополучия граждан России обусловили принятие ряда нормативно-правовых актов, направленных на решение главных экологических проблем [1, с. 77].
С точки зрения законодательного урегулирования данных процессов можно отметить, что очередной вехой становления конституционных основ экологического развития являются внесенные в Основной Закон России – Конституцию Российской Федерации, поправки, призванные обеспечить на конституционном уровне следование заданным ориентирам экологически устойчивого развития. К таковым следует отнести новые положения статьи 114 Конституции РФ. Положения данной статьи, в целом, перенесены в Федеральный конституционный закон Федеральный конституционный закон № 4-ФКЗ от 6 октября 2020 года «О Правительстве Российской Федерации».
Несмотря на попытки совершенствования правового регулирования охраны окружающей среды, остается ряд пробелов в законодательной базе, так как:
- отсутствие единого Экологического кодекса, регулирующего отношения в области природопользования;
- отсутствует единая законодательная база, касающиеся вопросов экологического страхования, аудита, сертификации природопользования, а также компенсации вреда от неправомочного использования природных ресурсов;
- изолированность экологического законодательства, выраженная в том, что регулирование природоохранных вопросов не подкреплено нормами гражданского, уголовного, административного права;
- установлены низкие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, это выражено в том, что на современном этапе выплата штрафных санкций для промышленности обходится дешевле, чем восполнение нанесенного вреда окружающей среде, что в свою очередь побуждает товаропроизводителей сделать выбор в пользу административной ответственности, нежели выполнению обязательств в части компенсации населенного экологического ущерба.
Одним из ключевых звеньев улучшения экологической ситуации в стране является ужесточение общественного контроля и надзора со стороны населения. Однако данную процедуру сложно реализовать в полном объеме, так как, среди населения очень ярко выражена некомпетентность в вопросах экологии обусловленная отсутствием экокультуры проявляющиеся в незнание своих прав и обязанностей. Из чего следует пассивность и отсутствие гражданской позиции, а также желания в положительном ключе влиять на экологическую сферу.
Повышение заинтересованности граждан в области охраны окружающей среды и природопользования можно добиться следующими путями:
- вовлечение граждан в законотворческий процесс;
- повышение уровня прозрачности экологической деятельности субъектов промышленного хозяйства, выраженного в предоставление доступа к информации о внутренних документах и правовых актах в сфере экологии;
- расширение информационного потока и увеличение источников информации о состоянии окружающей среды.
В связи с тем, что в законодательстве существует ряд нормативных актов, которые по своей формулировке противоречат друг другу, возникает проблема коррупционных рисков, влияющая на реализацию мероприятий и законов по защите окружающей среды.
Другой причиной проявления коррупции являются пробелы в нормативной базе, которые касаются экологической экспертизы, разрешений на выброс вредных веществ и предельно допустимой их нормы. Перечисленные выше проблемы наилучшим образом могут быть решены путем кодификации норм экологического законодательства. Например, из-за пробелов в нормативной базе, касаемых экологической экспертизы, разрешение на выброс вредных веществ и установлению норм ПДК, может возникнуть коррумпированной акт. Все эти несовершенства можно устранить путем создания единого Экологического Кодекса, упомянутого выше.
Правительством ведется работа по использованию системы «Электронный бюджет» для реализации национальных проектов. В систему «Электронный бюджет» должны вноситься данные по их исполнению в автоматизированном режиме. Данная работа ведется с начала 2019 года, но на сегодняшний день так и не завершена [2, с. 326].
Исходя из отчетов по реализации национальных проектов, по итогам первого квартала 2020 года совокупный объем реализации национальных проектов составил всего лишь 15,7% от планового объема расходов на указанный год. Мы видим, что это малая часть денежных средств, которые были выделены для реализации национальных проектов. С одной стороны неразумно со стороны государства увеличивать поток финансирования при отсутствии эффективного механизма реализации национальных проектов, поскольку при анализе их реализация станет еще более не эффективной.
С 2020 года Министерством финансов РФ проводятся вебинары по работы ГИИС «Электронный бюджет» в части проверки паспортов региональных проектов, отчетов об их реализации и осуществление мониторинга размещения отчетов о реализации проектов. Аналогичные вебинары проводятся и в настоящее время. Помимо этого, на вебинаров так же рассматриваются темы интеграции региональных систем, в которых ведутся отчеты о региональных проектах, в общую систему «Электронный бюджет». Поднимаются вопросы о том, что такая интеграция будет доступна в скором времени, однако данная система до сих пор так и не реализована.
К сожалению, в настоящее время, закончить работу в этом направлении не удалось, так как существует два острых вопроса связанных с реализацией национальных проектов.
Первый вопрос заключается в необходимости демонстрации результата не только в геополитических условиях, но и внутригосударственных.
Второй вопрос выражен в потребности изменения и доработки непосредственно самой системы управления национальными проектами.
В связи с вышесказанным, для реализации национальных проектов, в том числе и для национального проекта «Экология», создаются проектные офисы. Их деятельность регулируется Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № 1288 от 31 октября 2018 года и Положением о проектном офисе национального (федерального) проекта, утверждённое Приказом Минприроды России № 182 от 20 марта 2019 года «О формировании Проектного офиса Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федерального проекта «Чистая страна».