Обращая внимание на общемировые тенденции развития человечества все более очевидной становится проблема, масштабы которой выходят на глобальный уровень. Данной проблемой является загрязнение окружающей среды и ухудшающаяся экологическая обстановка. На протяжении не одного тысячелетия многие ученые умы пытались найти выход и пути решения этой проблемы, однако к единому верному решению так и не пришли потому, что исправить экологическую обстановку одним путем невозможно, необходимо применить направленный комплекс мер, введенный на уровне государств и поддерживаемый всем мировым сообществом.
Важным на сегодняшний момент, является управление экологической безопасностью и рациональный подход к использованию природных ресурсов. Если подходить к ситуации через призму экологической безопасности, то необходимо поддерживать уровень и условия использования окружающих природных благ с обеспечением баланса, где уровень нагрузки на окружающий мир будет стремиться к минимуму, чтобы успевал происходить естественный процесс восстановления природных ресурсов.
Далее разумно классифицировать уровни объектов экологической безопасности не только на глобальные, национальный, региональный, местный, но и добавить к ним классификатор по отдельным предприятиям.
Также стоит выделить в отдельный уровень человека, оказывающего более выраженное антропогенное воздействие на окружающий мир и являющегося угрозой его безопасности [1, с. 40].
Экологическое законодательство тесно связано с гражданским, так как последнее является базой, которая регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения в сфере экологии. Гражданский кодекс Российской Федерации, специальные природоохранные законы, а также природоохранные правовые нормы других законодательных актов состоят в симбиозе. Они дополняют и конкретизируют положения ГК РФ в области охраны окружающей среды, и это подтверждает судебная практика Российской Федерации.
В соответствии с нормами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение экологического вреда порождает обязанности по возмещению его в полном объеме. Стоит отметить, что компенсация экологического вреда возникает вследствие экологического правонарушения, и за него причинетель несет деликтную ответственность. Однако нанесение экологического вреда задевает не только частные, но и общественные интересы, так как урон от нарушения экологического законодательства по большей мере распространяется на всю среду обитания человека, что является причиной ухудшения качества жизни не только нашего поколения, но нескольких поколений в будущем.
Вот здесь и становится потребность в таком понятии как экологическое страхование. Самое понятие «экологическое страхование» включает в себя совокупность различных видов страхования экологических рисков [2]. В качестве относительно самостоятельного субъекта правовых отношений в системе экологического страхования выступают государственные и негосударственные страховые компании. На территории Российской Федерации количество таких компаний непрерывно растет.
Деятельность страховых компаний в сфере природопользования и охраны окружающей среды регламентирована нормативной базой, в частности такими правовыми актами как Закон РФ № 4015-1 от 27 ноября 1992 года «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации», утвержденное Министерством природы РФ № 04-04/72-6132 от 3 декабря 1992 года, Российской государственной страховой компанией № 22 от 20 ноября 1992 года и др.
И, конечно, здесь мы выходим на понятие экологического риска, с которым непосредственно связана вся деятельность хозяйствующих субъектов, которая выступает потенциальной угрозой нанесения вреда здоровью граждан и имуществу как физических, так и юридических лиц, публично-правовых образований, а самое главное окружающей среде.
Исходя из этого появляется потребность в гарантиях финансовой обеспеченности возмещения причиненного вреда, за счет денежных средств хозяйствующего субъекта-вредопричинителя. Здесь инструментом как раз и выступает институт экологического страхования. Необходимость его использования вытекает из презумпции экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности, закрепленной статьей 3 Закона об охране окружающей среды [3].
Применение института экологического страхования как одного из экономико-правового механизмов охраны окружающей среды – это тенденция, проявляющаяся в общемировом масштабе на протяжении последних десятилетий. Такой вид страхования прежде всего является стимулятором, так как выступает фактором надежности хозяйствующего субъекта и создает ему репутацию защитника окружающей среды, что в современном мире исключительно важно.
Еще одна из функций института экологического страхования - компенсационная, направленная на возмещение причиненного вреда здоровью граждан, их собственности, а также экологического вреда окружающей среде. Однако добровольное страхование не может решить все проблемы, связанные с экологическими рисками. Нельзя полагаться только на стихию рынка.
В заключении, хотело бы отметить, что формирование эффективной правовой модели регулирования экологического законодательства, отражающее сбалансированное соотношение эколого-экономических интересов социума и Российской Федерации, является на данный момент актуальной тенденцией развития законодательства в рамках охраны окружающей среды.
На современном этапе экологическое законодательство включает в себя законы и подзаконные акты, которые в силу несовершенства российского законодательства зачастую содержат определенные законотворческие ошибки, вследствие чего возникают ситуации, когда нормы и определения противоречат друг другу. Данные пробелы не позволяют добиться назначенных целей правового регулирования в сфере природопользования.