Главная
Конференции
Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века
Роль дизайн-мышления в управлении инновационными проектам

Роль дизайн-мышления в управлении инновационными проектам

Автор(-ы):

Кочнев Михаил Максимович

11 августа 2021

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

инновационные проекты
дизайн-мышление
управление товары
услуги

Аннотация статьи

Исследование посвящено характеристике роли дизайн-мышления в управлении инновационными проектами. Кроме того, автором отмечено, что дизайн-мышление – это процесс работы с дизайном от получения заказа до окончательного варианта продукта. Также автором выделены этапы дизайн-мышления. В статье анализируются проблемы и пути решения, связанные с дизайн-мышлением в управлении инновационными проектами.

Текст статьи

Актуальность исследования

Роль дизайн-мышления в управлении инновационными проектами остается актуальной и значимой. Дизайн-мышление – это подход к решению проблем, который базируется на принципах и методах, используемых дизайнерами. Он ставит человека в центр разработки продукта или услуги, исходя из его потребностей, желаний и контекста использования. Дизайн-мышление помогает проектным командам глубже понять потребности и проблемы пользователей, а также их ожидания и предпочтения. Это позволяет разработать продукты и услуги, которые точно соответствуют потребностям рынка. Дизайн-мышление акцентирует внимание на создании прототипов продуктов или услуг и их тестировании с реальными пользователями. Это позволяет быстро проверять итерации, собирать обратную связь и вносить необходимые изменения в проект.

Цель исследования

Целью исследования является анализ роли дизайн-мышления в процессе управления инновационными проектами с целью выявления его влияния на эффективность и успешность таких проектов.

Материал и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных роли дизайн-мышления в управлении инновационными проектам, занимались такие ученые как О.В. Тахтарова, П.В. Гейдерих, С.В. Богданов, А.Э. Исаева, Е.В. Козлова, Т.В. Муртузалиева, В.М. Пурлик и др.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

Дизайн-мышление играет важную роль в управлении инновационными проектами, поскольку оно предоставляет структурированный подход к решению сложных проблем и разработке новых идей. Можно выделить следующие способы, посредством применения которых дизайн-мышление может быть полезным в управлении инновационными проектами:

  1. Понимание пользователей. Дизайн-мышление помогает проектному менеджеру глубже понять потребности и ожидания пользователей. Через использование методов исследования и эмпатии, дизайн-мышление помогает выявить проблемы пользователей и идентифицировать возможности для инноваций.
  2. Создание прототипов и тестирование идей. Дизайн-мышление акцентирует внимание на быстром создании прототипов и проведении тестов с пользователем. Это позволяет управляющим инновационными проектами быстро проверять итерации идеи, получать обратную связь и вносить необходимые корректировки в проект [1, c. 115].
  3. Коллаборация и междисциплинарность. Дизайн-мышление способствует формированию коллаборативной среды, где разные участники проекта со своими различными знаниями и опытом могут вносить свой вклад. Это помогает собрать разнообразные идеи и решения, способствует инновационному мышлению и повышает шансы на успех проекта.
  4. Фокус на пользовательском опыте. Дизайн-мышление акцентирует внимание на создании уникального пользовательского опыта. Управление инновационными проектами с учетом дизайн-мышления позволяет учесть эмоции и потребности пользователей, создавая продукты и услуги, которые будут более удовлетворять их ожиданиям.
  5. Инновационное мышление и риск. Дизайн-мышление способствует инновационному мышлению, а инновации всегда связаны с рисками. Однако, благодаря итеративному подходу дизайн-мышления, риски могут быть управляемыми и могут быть обнаружены и обработаны на ранних стадиях проекта.

В связи с тем, что дизайн-мышление как подход имеет очень гибкий характер, его можно внедрить на любой стадии реализации проекта. Дизайн-мышление более правильно рассматривать как систему координат, чем как заранее определенную последовательность шагов.

Дизайн-мышление предоставляет возможность внедрять на рынок инновационные товары и услуги, предлагая покупателям приобретать их по совершенно новым основаниям или причинам, отличным от того, что принято на рынке. Суть заключается в том, что очень важно наделять продукты смыслом, поскольку люди в первую очередь приобретают смыслы и впечатления, а не просто товары. Это особенно важно в экономике впечатлений [2, c. 250].

Чтобы дизайн все-таки решал проблему, необходимо проработать саму идею, а только потом садится воплощать ее в программе. Вот здесь-то, для того чтобы создать инновационную идею, нам и нужно дизайн-мышление. Дизайн-мышление – это процесс работы с дизайном от получения заказа до окончательного варианта продукта. Важно отметить, что независимо от этапов, ключевая идея всегда остается неизменной: прежде всего необходимо понять людей и их проблему, а только после этого приступать к действиям. Этот процесс включает в себя 6 этапов, которые можно представить на рис.

Рис. Этапы дизайн-мышления

 Проблемы, с которыми можно столкнуться при использовании дизайн-мышления в управлении инновационными проектами, могут включать:

  1. Ограниченное понимание дизайн-мышления. Некоторые управляющие проектами могут не иметь полного понимания принципов и методов дизайн-мышления, что может ограничить его эффективное применение. Решением может быть обучение и обзор литературы по дизайн-мышлению для получения необходимых знаний и навыков.
  2. Отсутствие поддержки руководства. Если руководство и структуры управления не придерживаются дизайн-ориентированного подхода, это может создавать препятствия для успешной реализации дизайн-мышления. Необходимо создать осознание и поддержку со стороны руководства и участников проекта о ценности и важности дизайн-мышления.
  3. Недостаток времени и ресурсов. Использование дизайн-мышления требует времени, ресурсов и участия многочисленных заинтересованных сторон. Ограниченные ресурсы и сжатые сроки могут стать проблемой. Важно планировать и выделять достаточное количество времени и ресурсов для применения дизайн-мышления в проекте [3, c. 84].

Выводы

Дизайн-мышление является ценным инструментом в управлении инновационными проектами. Оно позволяет преодолеть сложности, идентифицировать проблемы пользователей и разрабатывать креативные решения. Основная идея дизайн-мышления заключается в понимании пользователей и их потребностей перед началом процесса разработки. Это помогает создавать инновационные продукты и услуги, которые отличаются от существующих на рынке.

Дизайн-мышление способствует разработке прототипов и проведению тестов, что позволяет быстро проверять итерации и получать обратную связь от пользователей. Это помогает снизить риски и повысить успешность инновационных проектов.

Список литературы

  1. Браун Т. Дизайн-мышление в бизнесе. – М.: Литагент, МИФ, 2018. – 260 с.
  2. Гейдерих П.В. Дизайн-мышление как перспективный способ генерации и развития инноваций // Вестник ТвГУ. Серия: Экономика и управление. – 2018. – № 3. – С. 245-254.
  3. Тахтарова О.В. Применение результативных методик для создания инновационных идей в процессе дизайн-мышления / О.В. Тахтарова // Молодой ученый. – 2020. – № 50 (340). – С. 81-86.

Поделиться

Кочнев М. М. Роль дизайн-мышления в управлении инновационными проектам // Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 авг. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. URL: https://apni.ru/article/6782-rol-dizajn-mishleniya-v-upravlenii-innovatsio

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая